3 февраля. Палермо
На борту «Джульетты» экипаж: Глеб Ганжа, Елена Прошина, Владимир Шевченко, Арина Окунь, Ильяс Нафиев и Евгений Шкаруба.
Ночью прилетали комары. Давно мы так спокойно не стояли. У понтона, рядом с которым мы стоим, нет ни волны, ни суеты на берегу, как это иногда бывает. Только лодки, куда ни глянь, замерли, ждут окончания зимы.
Утром бегал по набережной и неожиданно оказался на месте, где когда-то давно, на заре своей шкиперской деятельности, ночевал на газоне. Я тогда приехал на день раньше начала работы и, чтобы сэкономить, решил переночевать на улице. Весь день шарился по Палермо, глазел на город, на ночь устроился на газоне, долго ворочался, а как только уснул, оказался облит поливалкой газона — такой лейкой, которая вращается и поливает круг, радиусом в десять метров. Я решил не сниматься с места сразу, а подождать, вдруг, покружится пару витков да успокоится? Лейка крутилась и крутилась, умыла меня с ног до головы, в конце концов пришлось спасаться бегством.
Еще раз скачал прогноз погоды. Вчерашние предположения, увы, подтвердились, если мы останемся гулять в Палермо, то надолго застрянем из-за сильного встречного ветра. Ветер начнется уже сегодня после обеда и будет особенно сильным у западного мыса Сицилии, который нам предстоит огибать.
0710, отошли от причала.
0730, вышли из порта Палермо. Ветра нет, идем на моторе. В небеса поднимается утреннее солнце.
Приборка. Глеб сегодня штурман, отвечает за порядок на палубе.
Занимались темой «Приливы и приливные течения» с капитанами Леной и Глебом. Пока считали скорость воды в устье реки Саван Ривер, раздуло, поставили паруса.
1120, идем бейдевиндом левого галса. Скорость 8 узлов.
1305, лавируемся у мыса Сан-Вито.
1345, взяли рифы на гроте. Сильный порывистый ветер. Не зря мы сегодня пропустили прогулку по Палермо.
Арина подгадала и приехала вчера к ветру.
1540, прошли мыс Сан-Вито. Отдали риф на гроте. Команда в кокпите расслабилась, судачит, снимает сэлфи, ест попкорн, одним словом, ведет себя неприлично и невнимательно рулит.
1850, темно, идем по приборам, обходим зону мелководья напротив Трапани. Гадаем, какая нам сегодня выпадет стоянка.
1950, встали в марине города Трапани. Пришвартовались у понтона небольшой марины. Ветер усиливается, уже чувствуется сила, с которой он подует ночью. Два мужика на понтоне принимают у нас швартовые веревки и с умным видом ставят нас лагом, кормой к ветру. Не хочу так вставать, но голоса с берега так спокойны и убедительны, что встаем мы так, как они хотят. Выхожу на понтон, спрашиваю, знают ли они, что скоро сильный ветер. Знают. Пытаюсь сказать о том, что если в гавани пойдет волна, она будет поддавать нам под кормовой свес. Черный мужик на понтоне спокойно отвечает, что для него это не проблема. Вот дурак! И Если ты такой «умный», чего лезешь командовать? В который раз убеждаюсь, что люди, которые работают в маринах, в основной массе плохо ориентируются в морском деле, но каждый день видя растерянность экипажей яхт при швартовке, начинают думать как о себе невесть что умное.
Развернули «Джульетту» носом к ветру. Уже к ночи начало задувать, лодку накренило на левый борт, по акватории порта пошла короткая волнишка, но мы ее почти не ощущали, потому что подходила она с носа.
4 февраля
Утром в порту. В рыбацком порту напротив стенки вот такая вереница телег с лодками.
В этом же ряду тележки с лоткам торговцев рыбы.
Рыбаки любят синий цвет.
Питенг порубленный.
Ветер кренит «Джульетту» под одним рангоутом. Затихать начнет только к вечеру. Решили посетить местную достопримечательность, городок Эриче.
Лена наш экскурсовод в старом городе. Холодно на горе.
Вечером, к моей радости, экипаж поддержал идею сегодня в море не ходить вообще, там все еще дует и ходит приличная волна.
5 февраля
0952, расплатились в марине, заправились топливом и вышли в море.
1105, поставили геннакер, оказалось, что курс для геннакера слишком крутой к ветру, а увалиться некуда, под ветром мель.
Ради тренировки убрали и снова поставили парус. Опять проблема с блочком топинанта рукова: зажевывает ткань. Надо что-то придумать.
1200, убрали генакер. Ветра нет, зато волна раскачивает лодку и хлопает парусами. Одна из самых сложных и неприятных для меня ситуаций в море: ветер кончился или скис, а его силы не хватает на то, чтобы остановить раскачку лодки. Мертвая зыбь может колебать лодку несколько дней, особенно в открытом море, как она может заколебать. И что, хлопать парусами или сразу идти на моторе? Хорошо, он у нас есть, а как яхты без мотора переживают такое безветрие?
1510, поставили грот, сделали поворот, лавируемся под ветер.
1545, поставили геннакер. Волна наконец-то нам чисто в корму, а ветер багштаг.
1817, отлипились от Сицилийского побережья. Идем в Мальтийский пролив. Пропала связь.
1930, плавно скользим по широкой волне. Лодку почти не качает, геннакер тянет с хорошей скоростью в шесть узлов. Это нам отдохновение за дни качки, встречного ветра и безветрия. Справа мирно протекает Сицилия. Уже кончился интернет, только огни и темные силуэты холмов виднеются.
2046, ветер на исходе, но все еще наполняет наш геннакер и тянет нас со скоростью 5 узлов. Хорошо, что волна нам чисто в корму и нас почти не качает.
2330, ветер скис. При уборке геннакера не смогли надеть рукав (снова зажевывает ткань рукова в блочке топинанта). Открыл люк на баке, чтобы сваливать парус в переднюю каюту, начали майнать парус, Лена забыла про люк, побежала ловить брас и оступилась в открытый люк. Ушибла ногу и лоб.
Парус свалили в носовую каюта, лежит там стогом сена. Пятница собирает свои налоги.
6 февраля
0620, идем на моторе всю ночь. Вахтенные смены живут своей жизнью, стараюсь им не мешать. Всю ночь на кухне ставят и снимают чайник, хлопают двери холодильника, готовят и съедают.
Пропустили мы свой ветер. Нужно было выходить 4 февраля в ночь, так я себе говорю.
Наверху шухер, вышел посмотреть в чем дело. Паром на одинадцать часов, идет слева на право. Расстояние до парома три кабельтовых. Сто раз он успеет пройти перед нами.
0645, слабый ветер от NO. Всталти под паруса.
Вова.
0740, убрали паруса.
1010, встали под паруса. Ветер зашел на SO, почти встречный. До Мальты 35 миль, лавируемся. Солнечно, ясно на улице и на душе. Плавание заканчивается.
1314, подошли к Мальте. Ветра мало, идем на моторе, с востока подходит приличная волна.
1350, идем вдоль острова Гозо.
Лена сегодня штурман. Договаривается о входе на Мальту.
Мальта с ходу производит впечатление.
1530, встали в марине Маноел Айленд.
Плавание от Мессины до Мальты по вдоль северного и западного побережья составило 410 миль.
7 февраля
Прибирался, провожал членов экипажа. Гулял по улицам Валетты.
По соседству с нами настоящий городок уток, гусей и петухов.
Жизнь у воды.
Рыбацкая стоянка у городской стенки.
Мальтийская лодочка. Обязательная деталь корпуса — битенги. Они так любимы местными рыбаками, что перекочевали с деревянных на современные пластиковые суда.
Широкий, развалистый тендер.
8 февраля
Утром проводил Ильяса, остался один.
Дождался открытия офиса марины и узнал, что в переписке с офисом мы указывали длину «Джульетты» 16 метров, а теперь, когда выяснилось что наша длина 16 метров и 8 сантиметров, денег с нас хотят намного больше.
1325, вышел с Мальты. Расчехлил грот, завел стаксель шкоты.
1400, поставил паруса. «Джульетта» идет сама с закрепленым на гайке штурвалом, бейдевиндом левого галса. Старается выруливать на южный мыс Сицилии Портопало. До него почти шестьдесят миль. Ветер 0коло 12 узлов, NWW.
1415, волна от SO. Мимо шныряют большие сухогрузы.
1733, комфортно идем в полветра. Попутная волна подталкивает «Джульетту» в сторону Сицилии. Авторулевой справляется. Читаю книжку про старые парусные суда.
1750, закат. Холодает.
1840, видны огни Сицилии. До нее еще ехать и ехать. Этот непланируемый перегон мне не легко дастся. Ведь я уже и штурвалы зачехлил, и почти в ванную залез в мечтах… И вот снова море.
Вот ведь какая тетка противная попалась в марине. Свинство это с ее стороны. И умываются они из отдельных кранов в каких-то лоханях. Снобистская нация. Сижу в кокпите и злюсь на весь свет, даже немцев и турков вспомнил.
1912, ветер усилился, лодку приводит на волне. Потравил грот. Всюду огни: судовые, навигационные и небесные. Слева по борту видны сполохи гроз.
2100, ветер закончился, завел двигатель.
9 априля
0330, пришел в марину Рагуса. Плавание закончилось, послезавтра улетаю в Москву.
Женя, привет. Поправь дату. После 8 февраля-9 парил 😉
*априля. Вечно Т9 лезет, где не надо.☺
Женя, привет.
Как тебе не повезло в марине на Мальте со стоянкой. Это действительно большое свинство. После такого отличного перехода туда идти обратно на Сицилию одному. Сочувствую. Обидно до соплей. Так повезло с экипажем. Жаль было расставаться.