29 октября, порт Свиноустье, Польша
Мы приехали около 1800. На судне пусто. Команда и курсанты гуляют на берегу. Уже стемнело. Морозно. «Крузенштерн» стоит в туманной дымке и в свете прожекторов.
30 октября
0700, «Корабельное время 7 часов, сегодня 30 октября, пятница», — объявление по радио, с которого начинается утро.
Ждем отхода. Глазеем на барк с палубы и берега. Вот этот котяра стережет «Крузенштерн» от крыс.
В море четырехразовое питание: завтрак с 7.30 до 8.30, обед с 11.30 до 12.30, полдник с 15.30 до 16.30, ужин с 19.30 до 20.30. Кормят очень хорошо. В нашем распоряжении столовая для иностранных практикантов.
Накрывает на стол приветливая девушка Марина и один из дневальных курсантов.
1205, отошли от причала. С берега приветливо машут руками. Суеты при отходе нет. Все спокойно, по-рабочему. Буксир развернул нос «Крузенштерна» в сторону моря, мы дали малый вперед — выходим.
Матросы разбирают швартовы.
Убирают трап.
1300, поднялись в ходовую рубку. Прошли инструктаж по техники безопасности.
1400, нас, практикантов, распределили по трем мачтам. Я, Дмитрий и Игорь — на фоке. Боцман нашей мачты — Сергей Сергеевич. Не болтун. Под присмотром двух матросов поднимались на марсовую площадку.
Первый подъем на мачту. Волнительно. Руки изо всех сил вцепляются в ванты и быстро устают.
На марсовой площадке постояли пристегнутые страховкой и спустились вниз.
Не представляю, сколько нужно подняться наверх, чтобы перестать бояться. Для практики еще раз поднялись на верх. Курсанты училища по прибытии на борт проходят десятидневный вводный курс. У нас столько времени нет, поэтому нужно спешить. Хорошо, что нас пустили по два раза.
Возбуждение в коллективе морских практиков. Рядом с грот-мачтой люк, из которого пахнет тушеной капустой. Обед.
1700, еще один иструктаж. Примеряли термогидрокостюм.
2030, парусный аврал. Начинается он с того, что по судовой радиосвязи обьявляют: «Приготовиться к парусному авралу, ставим косые паруса». Через несколько минут повторяют: «Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал», звенит звоночек.
Поднимаемся наверх. В темноте курсанты в красных страховочных поясах стоят готовые поднять паруса. Боцман показывает нам группу курсантов, к которой приписаны мы. Готовят паруса. По команде рванули с веревкой в руках по палубе, позже поняли, что это — фал. Парус поднялся, шкотовые подобрали шкоты. Я успел только немного поснимать. Пока ничего не понятно.
Новые термины за день. «Штормовка» — крючек для надежной фиксации двери во время качки.
«Медведки» на шкотах нужны для того, чтобы не терлись паруса.
Понемногу знакомимся с судном. Вот ворсты, которые не дают талрепам провернуться. На кофель-нагельных планках висят брасы, гитовы и гарденя.
2100, смотрели старый документальный фильм про однотипный с нашим «Крузенштерном» барк «Памир». Курсанты в фильме резво бегают по мачтам.
К вечеру, как у молодого бойца, есть только одно желание — скорее лечь спать.
31 октября
Ночью слышно, как волна ходит за бортом.
0700, объявление по радио: «7 утра, суббота, мы находимся в Балтийском море, ветер 5 метров в секунду, несем косые паруса, температура 12 градусов, до Санкт-Петербурга осталось 535 миль.
Все морские практики оценили то, что нам утром сообщают, где мы находимся.
0900, экскурсия со старшим боцманом Михаилом Александровичем по палубе.
Этот кончик называется стопор, а узел, соответственно, стопорный.
1030, подъем на мачту. Неожиданно лихо поднялись до салинга, а потом к верхней фор-бом-брам-рее, дошли до самого нока. Страх уже не тот. Он, конечно, остался, но больше сконцентрирован в руках, которые так сильно цепляются за снасти, что пальцы немеют.
Алексей хорошо сказал, что «Крузенштерн»— это взрослая площадка для лазанья.
1355, парусный аврал. Ставили нижние и верхние марселя. Сначала нужно поднять реи верхних марселей, затем курсанты поднимаются на реи, отдают сезни и вываливаю паруса. После, того как все спускаются вниз, с палубы травят гитовы и гарденя, одновременно выбирая шкоты.
1500, экскурсия к парусному мастеру Игорю. Совсем мало места, зато много энтузиазма и опыта.
1630, учебная тревога, учимся покидать судно. Весь экипаж выходит к спасательным плотам. Примеряем термогидрокостюмы.
1840, парусный аврал, брасопим реи. Ветер заходит к корме, поворачиваем реи перепендекулярно диаметральной плоскости.
Из «Наставления по управлению учебно-парусным судном «Крузенштерн»»: «Практика считает наиболее выгодным угол брасопки рей такой, при котором реями делится пополам угол, составляемый курсом и направлением ветра».
Ветер усилился. «Крузенштерн» тихонько покачивает.
Вечером тоже, что и вчера — очень хочется спать.
Фотографии: Алексея и Марии Самошкиных, Руслана Фазлыев, Михаила Калядко, Елены Пушкаревой, Евгения Шкаруба.
Уведомление: Морские практики на барке «Крузенштерн»
Уведомление: Норвегия 2016