7 октября 2010 года. Махаммедина. Африка
Вышли из Легаша 5-го октября. Океан был снисходителен. Он отдыхал. Движение высоких пологих волн не прекращалось, но позволило жарить блины. Дежурил по камбузу. Утопил ведро, пытаясь зачерпнуть фиолетовую воду за кормой. Востребовано умение жонглировать одновременно тремя предметами. Вышел из строя компьютер капитана. Истрачен десятичасовой интернетовский трафик. По чьей ошибке это произошло, в условиях густой населенности яхты однозначно сказать трудно. Капитан скорбит – сплошные убытки. Нет ни связи с миром, ни любимого ведра. При выходе из Легаша я нырнул с яхты в воду. Женя увел лодку в сторону и дал мне возможность почувствовать себя наедине со стихией. Впечатляет.
Ночью свет в салоне залетела стайка африканских стрекоз. Мы земли не видели двое суток. Что они ищут вдали от берегов?
По небу бродит океан. Неровно дышит.
Не устоять, как будто пьян. Взлетаю выше
И выше, а потом – еще, и пена – в клочья.
Сквозь тело белый свет течет
Из черной ночи.
Кристаллы соли на щеках. Времен движенье.
Ни кормщика, ни ямщика. –
Воображение.
Сегодня рано утром прибыли в Махаммедиу, пригород Касабланки (Марокко). Касабланка была видна на горизонте заревом света, как предчувствие Африки. Во главе государства – молодой европейски образованный король. Когда пытались пришвартоваться в Касабланке (там нет «марины» и нас отправили в Махаммедиу), видели его трехмачтовое современное судно из белого пластика, окруженное поплавочным ограждением рядом с огромными военными кораблями. Днем на «Джульетте» появились вежливые чиновники и сотрудник службы безопасности. Посмотрели в глаза каждому члену экипажа. Записали адреса. Взяли паспорта и обещали выдать справки, с которыми мы будем перемещаться по окрестностям. По улыбке в ответ на шутку, я понял, что один из гостей знает русский язык.
Сосуществование на лодке восьми человек учит сначала думать, а потом говорить, чувствовать оттенки в отношениях между людьми, дает психологические уроки.
8 октября. Махаммедиа — Касабланка
Спал на баке. Второй день в Африке начался с душа, утреннего правила, фруктового салата, овощей с индейкой и сафари на мух.
Слышны призывы к намазу. По отношению к Касабланке порт Махаммедиа что-то вроде московских Химок. Впечатления плохо поддаются систематизации. Если пальмы заменить березами, а жару – прохладой, легко представить отечественные окраины. Женщины в длинных одеждах и с покрытыми головами носят младенцев на себе в люльке из платка. Арабам не надо задавать вопросов. Любой ответ стоит денег. Спросил, где можно пообедать, и это стоило двух долларов. Проезжали «деревни Нахаловки». Это скопление лачуг, которые лепятся друг к другу. Много заборов из самодельного кирпича. С их внешней стороны вмонтированы счетчики за электроэнергию. Каждый дом – крепость. Вместо колючей проволоки вставлены в бетон горлышки пустых бутылок и острые стекла. От сжигаемого мусора пахнет гарью. Мальчишки играют в футбол.
Древняя часть Касабланки состоит из узких улочек. Пестрые одежды. Речь на разных языках. Движение покоя. Мопеды и велосипеды, маневрируют в толпе, где есть течения, приливы и отливы. Легко заблудиться, потеряться, забыть, кто ты и где находишься. Зашли в чайную. Каждому принесли стаканчики и отдельный чайник. Чай сладкий, зеленый, с мятой. Были в знаменитом благодаря фильму «Касабланка» кафе Рика. Выпил пива с одноименным названием. На лодку вернулись ночью. В России – утро. Перемещаясь в пространстве, не успеваю отслеживать смещение временных поясов.
О ПРОСТРАНСТВЕ ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ
Древние земледельческие цивилизации, рожденные в долинах Нила, Тигра и Ефрата, Инда, развернуты спиной к морю. Египтяне считали мореплавание делом нечистым и нанимали во флот чужеземцев. Когда Средиземное море из стихии разъединяющей превратилось в водный путь, соединяющий континенты, стал возможен Критский феномен, а затем расцвет Древней Греции с ее полисной культурой. Сформировалось новое видение и понимание мира. Когда Колумб преодолел океан и открыл Америку для европейцев, началось новое время. Покорение воздушного океана и создание авиации изменило представление человечества о вселенной как большой машине, где все непросто, но все-таки познаваемо. Освоение космоса создало предпосылки для того, чтобы люди видели друг в друге более схожих, нежели различных черт. Расширение географического пространства открывает неизвестные прежде возможности, формирует качественное иное видение мира. Возможности личности ограничены слабостями, заблуждениями, пороками. Можно предположить, что осознание того или иного греха как проблемы и преодоление его, или же приобретение новых навыков и умений, требующих дополнительных усилий, открывают возможность спасения, ставит перед человеком новые задачи. В практическом смысле это подразумевает уход от старости, преодоление болезни, смерти. Возможно, эти размышления ошибочны. Можно проверить.
Движение человечества во времени имеет направленность, которую можно условно назвать «внешней» и «внутренней». Внешнее развитие предполагает совершенствование технологий бытия, основанных на человеческих сенсорных возможностях. Зрение усиливается биноклем, телескопом, микроскопом; руки и ноги превращаются в систему рычагов; слух воспринимает преобразованные в акустические волны радиосигналы и так далее. В движении по морю паруса вытеснены дизельными двигателями, навигационные средства – спутниковой навигацией. При смещении смысловых акцентов в деятельности на этом пути упраздняется человек. Он может получать все радости бытия, не отходя от компьютера. Превращается не в делателя, а в потребителя. Этот путь, условно говоря, можно назвать «западным». Внутреннее совершенствование предполагает стремление к богоподобию. Это «восточный путь». Восток – родина всех мировых религий. Две формы познания (рациональная, иррациональная) и движения (внешнее и внутреннее) не исключают, но дополняют друг друга. В России они находятся в состоянии актуализированного диалога, что делает жизнь в нашей стране гораздо белее сложной, чем на Западе или на Востоке, где существуют сложившиеся стереотипы решения проблем. Ситуация «пограничья» трудна для отдельного человека. «Граница» — территория неустойчивого баланса противопоставленных сил. Трудный диалог снова и снова воспроизводит провокативные ситуации (смута, бунт, гражданская война, теневая экономика), но побуждает к рефлексии о вечном. Исключает возможность стабильного материального благополучия, но придает культуре неисчерпаемые адаптивные возможности.
В прошлом году в Мухаммедии мы рискнули только залить воду и топливо и предпочли уйти в море сразу после этого, да и осадка нам не позволяла стоять там долго.Вода падала-отлив.Следом за таможенником пришёл какой-то чиновник в форме,назвался начальником порта и спросил:» А какой подарок вы мне привезли?»Евгений ответил, что ,мол, сейчас закончим с топливом и прийдём с подарком к нему в офис…Он радосный ушёл нас ждать, а мы коварно ушли…Восток,дело тонкое.
Сижу, читаю журнал «Yacht Russia» №12/2010, смотрю на фото в журнале, что-то узнаваемое и сильно знакомое. Пригляделся, Hans в марине Мохаммедии. Посмотрел внимательно на флаги — похожи на Джульеттовские. Посмотрел на кранцы — а ля Джульетта. На баке сидит человек, похож на Женю, может Василий…, гамака нет. Вместо этого какой-то беспорядок. Наши наших видят из далека. Статья в журнале называется «Морские ворота Магриба» Дмитрия Стадниченко. Прочитал, что тамашние таможенники привыкли брать, пришлось сдать 2 штуки алкоголя для четверых.
интересно посмотреть..