Пассатный дзэн. Судовой журнал перехода через Атлантику с Канарских на Карибские острова катамарана «Сапфир». 16 ноября — 5 декабря 2019 года

Мира даль деля на мили, жизни даль деля на вахты…

трансатлантика карта

15 ноября. Санта Круз де Тенерифе

Вечер. С Игорем Белокобыльским прилетели на Тенерифе. В аэропорту встретил Алексей Мартынов, капитан первого этапа плавания катамарана «Сапфир» с Сардинии на Канары. Первому экипажу досталась самая непростая часть путешествия. «Сапфир» трещал по швам. «Детские болезни» перли косяком, но морские практики справились! Огромная благодарность первому экипажу «Сапфира»: Алексею Мартынову, Кириллу Кондратьеву, Станиславу Кудрину, Татьяне Матвеевой, Александру Прохорову и Александру Дугину!

Несмотря на поломки вовремя пришли на Тенерифе, успели починить все, что сломалось. А ломалось у них немало… Французский Bali 54 китайской сборки. Началось все с фала. Дешевая веревка не давала жить: рвалась, парус падал, ломал каретки, портил погон на мачте — это раз. Каким-то образом в сапоге левого двигателя оказалась вода — это два. Сошла с ума помпа пресной воды, накачала столько давления в систему, что соединения труб дали течь — три. Лопнувший бак с пресной водой — четыре. Ванты прослабли так, что их пришлось обтягивать в Гибралтаре… Одним словом — крепкая морская практика! В Атлантике, на волне, в штормовой ветер, когда в очередной раз порвался фал, пять раз сгонять на топ мачты — это совсем не шутки! Крутые ребята!

Как только я увидел этот фал, сразу стало понятно, что дело не в том, как он заведен. Просто — плохая веревка. Помню, так на «Джульетте» мы пошли в 2010 году в  Трансатлантику и наш штатный фал рвался чуть ли не каждый день. Намучались. Потом кто-то бойкий, почитав мой судовой журнал, веско прокомментировал: «Купите Евгению хорошую веревку». И это оказалось чистой правдой: покупаешь дорогую веревку — и проблемы с фалом нет. 

16 ноября

Принимали у Алексея катамаран.

Купили хорошую веревку. Не веревку, а драгоценное ожерелье, длиной 75 метров. Супер-канат! Поменяли грота-фал. Не удивительно, что старый фал рвался. Штатная веревка — дрянь.

1920, распрощались с Алексеем, купили тележку фруктов и овощей и стартовали из Санта-Круз. Нас всего двое в этом плавании: Игорь Белокобыльский и я. Следующие две недели будем по очереди стоять вахты, по очереди спать — как два полушария у дельфина.

Наш катамаран «Сапфир» — довольно большое судно. Со стороны больше напоминает торт «Наполеон». Два поплавка по 16 метров, мостик между ними и огромная надстройка, а на крыше надстройки — пульт управления и штурвал. Дизеля 1200 литров, воды тоже 1200 литров, огромный холодильник посреди салона, закрома с едой, вином. Есть набор инструментов — чиниться, есть 90-процентное незнание что, где и как включается. Впереди около трех тысяч миль океана и попутных ветров.

закупки

2020, в море темно и качает. Вырулили из гавани прямо на волну. Ставим грот. Козырек над пультом управления закрывает вид наверх, очень неудобно ставить парус, не видно, что там и как.

2040, закончили экспериментировать с парусами. Сейчас у нас поднята половинка грота. Не хочу грузить лодку парусами в первую ночь. Пойдем потихоньку. Завтра нарядим все паруса. 

Отсчет лага 2715 мили. Ветер пять — шесть баллов, на порывах до 31 узла. Хорошая попутная волна. Рулит автопилот, мы за ним присматриваем.

17 ноября

0033, мимо все еще плывет Тенерифе. Пробую спать, но не слишком хорошо у меня это получается. Пространство вокруг наполнено лавиной звуков. Волны бьют под мостик, движки воют от холостого вращения винтов, ветер со свистом пролетает через наш прямоугольный дом/теплицу/лоджию (не умею пока правильно назвать это застекленное сооружение на плаву).

Мысли толпятся гурьбой в голове. Нужно придумать способ нести стаксель бабочкой. Откуда ждать поломок? Что там в ночи?

Сменил Игоря. Покувыркались с ним на баке и смогли открыть полтора метра стакселя на наветренный борт бабочкой. 

Лаг 2755 мили. Ветер северо-восток 25-27 узла, на порывах до 30. То, что надо. Прошли траверз южного мыса Тенерифе. 

0112, курс 230. Чистый фордевинд. 

0150, ветер на порывах 33 узла. Катик наш бежит с волны со скоростью до 11 узлов. 

0800, на завтрак фруктовый салат: папайя, манго, бананы, апельсины и яблоки. Много сделал — осталось на потом.

Решил отображать в судовом журнале наше меню. Никогда этого не делал раньше. Интересно. Небольшие перекусы, типа съел яблоко, буду опускать. 

вид на корму 5

0840, отдали предпоследнюю полку рифов. Курс 240 градусов. 

0940, отдали последний риф. Ветер скис до трех-четырех балов. Мимо пробегают, не задевая нас, тучки. 

1120, первые сто миль за кормой. Неплохо идем, но эти четверо суток у нас хороший попутный ветерок, а что будет, когда ветер начнет выдыхаться? Хватит ли нам соляры? Идем-идем, а самый южный Канарский остров, Эль Йерро, все еще виден справа по борту. Погода хмурится. 

1200, на обед бурый рис и селедка из французского магазина. 

1322, лаг 2828 мили. Волны ведут себя беспорядочно. То нет их, то вдруг встают рядами со всех сторон. 

Открыли стаксель. Пришлось помудрить со шкотом, привязали его ходовой конец к центральной утке на подветренном борту. Еще одна оттяжка идет от шкотового угла на переднюю подветреннюю утку. Штатное место крепления стаксель-шкота — центральная каретка —автомат очень неудобна. Не позволяет открыть и обтянуть парус для полного курса. 

1622, поменяли галс. В нашей ситуации это непросто. Нужно переносить стаксель шкот и его оттяжку с одного борта на другой, плюс завал-таль грота. Оттяжка шкотового угла стакселя позволяют его нормально нести. А завал-тал на гроте служит нам гик-оттяжкой. Затея с дополнительными верёвками добавляет работы почти на час. 

оттяжки шкотового угла стакселя

Но ветер заходит в корму и все нам путает. 

1643, вернулись на левый галс. Согрелись. 

1709, думаю, без захода на Кабо-Верде нам не обойтись. Скисает. Когда скорость ката упадёт, придется помогать ему мотором. Топлива нам хватит на весь океан? 

Дорога с Канарских островов через Атлантику проходит мимо Островов Зеленого мыса. Примерно в конце первой трети пути. Раньше мы сюда никогда не заходили. А многие круизеры не стесняются, причаливают — заправляются ромом и топливом. Может и нам так сделать в этот раз. Катамаран наш идет небыстро.

Из-под темных тучек прибегает хмельная волна, а ветра нет. 

1800, ужин: утренний салат с ананасом и бананами.

18 ноября

0055, не то, чтобы считаю удары волны в корпус, но регулярно подпрыгиваю от этих звуков. Удары такие, что, кажется, мачта свалилась или еще что-нибудь. А то вдруг увидел звезду в иллюминатор и подумал — ходовой огонь парохода. Выскочил на мостик в нижнем белье… Там звездное небо, волны катят в темноте, Игорь у штурвала, все спокойно… Только расслабься — и пространство вокруг начинает сгущаться от страхов и тревог. Надо их гнать.

0145, не спится, а надо расслабиться и просыпаться по будильнику.

0200, вахта. 

Лаг 2907, координаты 25*40′ N 019*33′ W. Ветер от NE четыре балла продолжает прижимать нас к Африке, идем багштагом левого галса в направлении Кабо-Верде.

0514, лаг 2929 миль. Хорошо идем, жаль, не туда. 

0600, подвахта.

0800, на завтрак «Капитанский салат». 

Репетировали вариант «человек за бортом». В нашем случае, главное — научиться быстро ставить точку на картплоттере. А там уж как-нибудь убирать парус и подходить на моторах. На самый тяжелый случай, не дай Бог, вахтенный свалился за борт, пока другой спит, мы пишем трек. Можно будет пробовать возвращаться по треку. 

0950, перевели судовое время на час вперед.

0850. 

1129, волна около трех метров. Старый фал уже порвался бы. О чем думают чартерные компании — для меня загадка. Понятно, они экономят. Но без фала и грота как переехать океан? Старый фал был как бельевая веревка, не удивительно, что первый экипаж с ним намучился. Кроме того, увидел, что карта Гваделупы не закачена. Хорошо, Поля меня снабдила в дорогу.

вид на корму 2

Полдник — остатки «Фруктового салата».

1200, подвахта. 

1530, сделали поворот через фордевинд. 

1600, моя вахта. 

1620, обед. Бурый рис, французская селедка и остатки «Капитанского салата». 

1735, сижу на мостике, жду когда разойдемся с пароходом. Здесь их полно. Судя по аису, до судна «Goei Maru No. 8» меньше пяти миль. Не вижу его. Обычно, я в этом скворечнике наверху не сижу. Автопилот можно скорректировать и из внутреннего поста. А здесь, наверху, качает, холодно ночью и жарко днём.

атаманка

1740, ага, увидел «Goei Maru No. 8». Совсем рядом, пройдет у нас по носу. Плохая видимость над морем, дымка. 

1754, разошлись с «Goei Maru No. 8». Оказался рыбак длиной 49 метов. Идет в Панаму. А у нас следующее расхождение с «Azamara Pursut». Пасажирский лайнер длиной 181 метр. Держит путь непонятно куда, зато, видно его издалека. 

1804, связался с «Азамаром» — они нас не видят. Пришлось включить освещение палубы. Увидели. Обещали пропустить нас по носу.

1836, прошли у «Амазара» по носу. 

1844, лаг 3030. За вторые сутки прошли 164 мили. Уже лучше. Вот, что значит ходить багштагами. 

2000, отдых. 

2250, никакого отдыха. Все грохочет вокруг. Ветер зашел в корму, нам приходится подворачивать и идти поперек старой волны. Скорее бы на вахту. 

19 ноября

0000, вахта. И сразу море спокойнее стало и спать захотелось. 

Лаг 3069. Координаты 23*26’ N 020*32’W. Идем багштагом правого галса. Курс 260*. Хорошо идем, но надо южнее, здесь нас скоро накроет затишье. Впрочем оно нас везде накроет. 

Очень мне нравится наша дверь из салона на бак. И вообще бак на Бали намного интереснее юта. Здесь вся жизнь, здесь диваны. 

0230, прилетела рыбка. Нашел её на палубе с распростертыми крылами. 

0400, смена с вахты. Я ждал этого. 

0800, вахта. 

0930, лаг 3131. Завели моторы. Думаем зайти на Кабо-Верде. Иначе без моторов нам не успеть быть на Гваделупе к 6 декабря. 

Завтрак. «Фруктовый салат»: папайя, манго, бананы, апельсины, яблоки, мёд и лимон.

полёт летучей рыбки

1012, дельфин. 

1200, полдник: гаспачо и жареный консервированный горошек. 

1600, вахта. Туалет по правому борту перестал работать. Что-то с тумблером включения.

1715, времено отложили проблемы туалета в сторону (наверняка выбило автомат, но где он находится, не известно). 

Прибегала стадо серых, как линялые зайцы, дельфинов. 

Ужинали тушеной капустой и сардинами из банки. 

Переходим на классический способ несения вахт с экипажем два человека: три ночные вахты по четыре часа и две дневные вахты по шесть часов.  

2000, отдыхаю. 

20 ноября

0100, вахта. Поставил чайник, вышел на бак. Над горизонтом лодочкой лежит пол-луны. 

О, прекрасный бак «Сапфира»! Как удобно прямо из салона выйти сюда, к набегающиму морю! Кажется, я влюбился в эту переднюю палубу. 

0200, ветер зашел в корму. Думаю, убрать стаксель или нет. Его регулярно встряхивает. Но он работает, тянет. Если взяться за стаксель-шкот, это сразу почувствуешь. Днём мы усовершенствовали схему крепления шкота. Раньше на среднюю утку крепили только ходовой конец, теперь и блок с каретки сняли и перенесли на утку. Отпала необходимость в дополнительных  оттяжках. Правда, на поворотах приходится сворачивать парус, но повороты здесь редки.

0230, убрал стаксель, обтянул завал-таль. Все. На этом работы на палубе закончены. Можно смотреть в океан. Можно пробовать не моргать, но Он все равно пересмотрит…

0600, светает. Приготовил «Фруктовый салат» и иду спать. 

закат

0930, позавтракали. 

1048, лаг 3333 мили. До островов Зеленого Мыса 183 мили. 

1110, при обходе судна увидели воду в отсеке левого двигателя. Немного. Заглушили двигатель, надо откачать. 

1200, дневная вахта. Продолжаем мчаться вперед, помогая парусам мотором. Летим со скоростью 8-9 узлов, стараемся обогнать время. 

1500, обедали рисом, перемешанным с тунцом, луком и яйцом. 

1753, лаг 3388 мили. Через семь минут кончится моя вахта.

2200, вахта. В каютах становится по-тропически душно. Над морем висит непроницаемая, как бархатный занавес, темная дымка. Луны нет. Летим в темноте. Не видно горизонта. Только белеют гребни волн. Волны пробегают перед нами, обгоняют нас и мы их обгоняем. 

2353, отсчет лага 3434 мили. Колдуем со стакселем. Ветер заходит в корму — закрываем, ветер отходит — открываем. До острова Сан-Висенте 65 миль.

21 ноября

0200, маюсь от черноты вокруг. Сменился с вахты.

0600, вахта. Справа по курсу огни острова Санту-Антан. Скоро будем проходить мимо. Скорее бы расцвело. Наверняка, вокруг понатыкано сетей. 

0620, нашел на палубе трех летучих рыб. Одну выбросил, потом решил, что это не хорошо и остальных двух засолил, чтобы съесть. 

остров Санту Антан

0845, пришли на заправку в марине порта Минделу. Марина полна лодками, организованными в регату ARC. Столько их много, что мест у понтонов нет. Гомон, толкотня, пьяные мужики тянут пиво…

вид на Минделу

порт Минделу

0930, заправились, отошли на якорную стоянку. Собираем тузик на берег. Нам нужно купить спичек и бумажных полотенец. 

якорная стоянка на Кабо Верде

1020, съехали на берег. Тихонько прошли мимо таможенной полиции. Не хотим тратить время на оформление захода на острова. Полиция знает, что среди толпы ARC прячутся неоформленные лодки. Знает, но нас не видит.

Сезария Эвора

Купили спички, пообедали в ресторанчике. Не собираемся пускать корешки в этой земле. Нам здесь очень нравится, но мы стартуем дальше.

1331, снялись с якоря. Прощай Кабо! Час назад стартовала веселая гурьба ARC — нам теперь их догонять. 

1351, поставили грот. Легли на курс. До Гваделупы 2100 миль. Впереди несется ватага пьяных АРСишников. 

1800, вахта. Вышли из ветровой тени острова Санту-Антан. Дальше чистая вода. Догнали хвост АRC. Выключили движок. Теперь мы догнали свое расписание и нашего парусного хода нам должно хватать. 

среди лодок ARC

1830, хорошо снова быть в море. «Сапфир» бежит резво и курс подходящий. 

1931, лаг 3535 миль. Смотрю на гонку и удивляюсь. Мы сделали уже половину толпы. На кате, который не едет. Багштаг — вот в чем дело.

1951, спас летучую рыбку. В смысле — засолил.

2135, продолжаем догонять голову ARC. Хвост мы уже съели. 

2200, смена. 

22 ноября

0200, вахта. Слышим переговоры лодок флотилии. Одна из них видит мигающий огонь в воде и спрашивает у остальных, что это? Или кто-то уронил плавучий буй, или это спас-жилет. Народ начинает просыпаться, считать себя на борту. Веселье — одним словом. 

Мы в первой трети флота. Впереди по правому борту 14-ти метровая «Матильда». Когда я уходил спать 4 часа назад, до нее было 2,5 мили. Теперь одна. Скоро съедим ее. А следующей будет «Wild Spirit 2». 

0249, луна встала посмотреть на наши игры. 

0301, разьяснилось. Звезд наверху напутано!

0413, хорошо сидеть на баке и размышлять. Вот уже юная «Матильда» сдалась и, вместо белого кормового, показала зеленый цвет согласия с правого борта, да и «Дикий Дух 2» хорошо виднеется впереди. Размышляю так и вдруг получаю по морде летучей рыбой. Прервала меня. Съем. 

1991 миля до финиша. Есть еще время ни о чем не думать. 

0600, закончил вахту. Впереди 6 часов отдыха. Хорошо ложиться спать, не заботясь о будильнике. 

закат на баке

0930, проснулся от звуков приборки. Игорь драит палубу. Точно, сегодня ведь пятница — пора. 

1103, «Матильда» на связи! Судя по голосу — симпатичная девчонка. Переговаривалась с какой-то лодочкой на 16 канале. «Встретимся в аэропорту», говорит. 

Творим приборку. Отряхаемся от африканской пыли. 

1200, моя вахта. 

1230, обедали тушеной капустой с консервироваными сардинами. 

1400, отсчет лага 3656 миль. Координаты 16*39’N 028*03’W, до Гваделупы 1924 мили. За прошедшие сутки прошли 176 мили. Под парусами. 

Ветер заходит ближе к востоку. Нам приходится держать севернее курса на Гваделупу.

«Матильда» вызывает «Фредерику». Девчачьи голоса. «Фредерика» отвечает, а «Матильда» не слышит. Судя по голосам — хорошенькие обе.

1518, лаг 3663 мили. Пассат. 

2150, вышел на вахту. Все еще идем в компаниии регаты. Видим пять огней на горизонте. Когда лодки стартуют с Канар, то через день никого не видно. А здесь мы уже на пассате — поэтому дорога одна. 

2205, океан светится и в нем полно жизни. Рыбы летучие носятся косяками. Все дышит, мерцает зеленоватыми оттенками в движении. Океану вторит небо — в нем столько же звезд, как в море — рыбы.

Еще один день с пассатами. Вроде, ничего особеного не происходит. Плавно скользит лодка по течению волн и ветра. И так день за днем. И неделя. И другая. Однообразное стремление. Мили и вахты. Постепенно начинает накапливаться ощущение размера океана. Оно становится больше и зримее. Его огромность, посчитанная бесконечность.

23 ноября

0000, как меня учили англичане, в океане, в мире неопределенности, важно наличие вех времени, событий. Подойдет любое — например, первая неделя в океане. 

0200, смена. 

0600, вахта. Ветер заходил к корме в течении вчерашнего дня, теперь отходит к северу. «Сапфир» следует направлению ветра и рисует линией пути на карте большие волны. Везде волны. 

0630, генератор уже полчаса как работает, а все еще не начал заряжать батареи. Простой нашу жизнь не назовешь. 

0645, генератор так и не подключил наши батареи к зарядке. Включил левый мотор — пошла зарядка. 

0745, выключил мотор. Включил генератор. Пошел заряд теперь с него тоже. Это хорошо. Вариант остаться на этом плавучем пирожном без электричества откладывается. 

1200, закончил вахту. 

1600, обедали рисом, французской селедкой, помидором с тертым сыром.

Пассат в самой благоприятной фазе. Ровно столько, чтобы идти с полными парусами с наименьшей возможной волной. Виляет, но это понятно, он иначе не может. 

1800, вахта. Катимся по пассату вниз, немного наискосок правым галсом. Если так пойдет, скоро вскарабкаемся на 17 градус северной широты.

«Фредерика» совсем рядом, бежит слева по корме, старается не отставать. Еще рядом «Лайла» и «Ханна». Жмутся со всех сторон к нам. 

1920, на праздничный ужин печеные яблоки. 

печеные яблоки

2020, мелкий дождик.

2200, сменился с вахты. 

24 ноября

Иногда океан подкидывает нам несусветное. Волной назвать это нельзя. Квадратные кубометры воды. Не объедешь. Приходится «Сапфиру» превращаться из трехэтажного пирожного в трактор и карабкаться по крутым отвалам волн. 

0200, вахта. Ветер продолжает задирать наш курс вверх. Нужно будет поменять днем галс, спуститься немного на юг. 

0600, Игорь на вахте. Завелись. Убрали стаксеь. Ветер скис.  

1100, жареный горошек, яичница, свежесоленая летучая рыба. 

1150, легли на левый галс. Скидываем высоту.

океанские виды с кормы

1737, лаг 3939 миль. Ветер отдыхает. Помогаем ему мотором. 

Второй день слышу распевающий мужской хор наверху. Мелодию слышу ясно, а слов не разберу. Это нормально. 

2020, ужин не удался. Спаржа не получилась. 

2200, вахта. Ветра нет. 

25 ноября

0000, координаты 16*44’N 034*38’W. Пустынно и темно.

0200, отдых. 

0600, вахта. Отсчет лага 4008.  Штиль.

Что только ни снится! Во сне мне пропели на мелодию песни «Во кузнице» песенку со словами  «Оседлали кузнеца-а-а-а». Раньше такое не слышал. Ощущение, что в голове комитет бессознательного работает по ночам, всякую чушь несет полным ходом. Только бы не дать мыслям в головне притормозить.

0950, на завтрак жареные на сливочном масле бананы, твердый сыр и кофе. 

1050, сделали поворот через фордевинд, легли на левый галс. Застопили мотор. Небольшое оживление в воздушных сферах.

1145, отсчет лага 4040 миль. До Гваделупы 1472 миль. Мы в середине пути, идем багштагом левого галс. Пассат ожил. 

1500, обедали фруктовым салатом. 

1630, все время поют. Где-то в корпусе звучит вибрация, которая постоянно меняет тембры. Почти всегда это — мужской многоголосых хор. Характер выступлений зависит от скорости движения судна, курса и волнения моря, варьируется по жанрам исполнения от григорианских хоралов до чапаевских песен на привале. 

1740, поворот на правый галс. На правом мы идем лучше. Почему? Может, течения нам помогают. При скорости ветра 17 узлов бежим со скоростью 8 узлов. Для ката это хорошо. 

Перевели время. 

1640.

1900, ужин. Тушеная капуста с жареной рыбой. Сегодня закончились бананы. Половину ящика мы съели, вторую выбросил за борт.

2110, поворот на левый галс. С севера пришла волна. Хоть бы раздуло узлов до 22-25. Хочется прокатиться. 

26 ноября

0000, отсчет лага 4111 миль. Вернулись на правый галс. Помогаем моторм. 

0200, вахта. Выключили мотор. 

0215, завели мотор. 

0225, лаг 4123 мили. Ветер играет. Только завели мотор, как и ветер здесь же. 

0343, заглушили двигитель. Вокруг бродят полугрозы и этот бардак с ветром, видимо, от них. 

0600, отдых. Раний завтрак. Жареные бананы в сливочном масле. 

1030, на второй завтрак авокадо. 

1435, завели мотор. Жарко. Тропики нас накрыли.

1515, увидел, что сломана одна из кареток крепления грота к мачте. Спускаем грот.

1616, законччили чинить крепление каретки к парусу. Нам повезло: втулка, которая выкрутилась,  упала и ждала нас ровно под мачтой. 

1700, ужин на баке. Пока мы возились с каретками, солнце угомонилось, перестало бить нас по голове. Можно кушать. Например, рис и шпроты с вином и сыром. 

1910, лаг 4222. Продолжаем шествовать на моторе. 

2150, поворот через фордевинд. Заглушили двигатель. 

2200, вахта. 

2245, лаг 4242 мили. Луны не было видно несколько дней.

2350, поворот. Легли на правый галс. 

27 ноября

0000, координаты 16*08’ N 040*01’W. Ночь темна. 

0200, сменился с вахты. Игорь увалил «Сапфир» на фордевинд.

0600, вахта. Ранний завтрак фруктовым салатом.

0621, лаг 4284 мили. Светает. Ветр от NEE. Мы в пассате. Был бы ветер от NE, шли бы мы одним галсом. А так приходится без конца вилять. Правым галсом получается идти 295-305. Постепенно набираем высоту, ветр здесь слабее, приходится ложиться на левый галс, на курс около 235-245. Увязли в этом движении и ничто нас уже отсюда не вытащит. Лавируем вниз по ветру. Спутал нам карты циклон, который недавно проходил над Багамами. Он, как пылесос, собрал весь воздух в округе и ослабил наш пассат. Ветра нам не хватает. Воздуха не хватает.

Непонятно, чего я жалуюсь. Хорошо идем.

0750, утренние дела включают сбор рыбы, которая залетела к нам ночью. Большая её часть лежит на палубе, но иногда я нахожу её в салоне и даже в наших каютах, она умудряется залететь через небольшие иллюминаторы. 

летучий обед

Рыбу нужно собрать, почистить, присолить. Дать ей так отдохнуть, а потом вялить или есть свеже-соленую. 

0930, завтрак с гаспачо. 

1128, курс фордевинд. Пробуем нести стаксель «бабочкой». 

1400, завели двигатель. 1900 оборотов на одном двигателе добавляют нам полтора узла. 

1515, лаг 4334 мили. Пытаемся включить опреснитель. 

1655, лаг 4343 мили. Начали экономить пресную воду. Опреснитель не заводится.

1730, ужин. Не смог приготовить бакаляо. Не прожарил треску. Пришлось подавать к капусте анчоусов из банки. 

1800, вахта. Идем фордаком по курсу 280*. Помогаем мотором. 

1830, увидили новую луну. Совсем еще маленькая, один только денёк ей. 

2200, Игорь на вахте. 

28 ноября

Качает даже во сне. 

0200, вахта. Пробовали идти под парусом — не хватает ветра нашему крейсеру. Меньше четырех балов для него не ветер. Но вот добавишь 2 тысячи оборотов на одном двигателе — и он уже летит. Так и живем. 

Ветра мало, а волна звереет. Значит, рядом он. 

0222, от безветрия спасает меня диванчик на баке. Их много на «Сапфире», но баковый лучший. И мотор с него не слышен и звезды ближе. Атаманка наверху тоже хорошая вещь. 

0247, лаг 4400 миль, с кормы догоняет туча. Может, она ветер несет. 

0300, выключил двигатель. Есть ветерок кой-какой. 

0510, ливень короткий. 

0555, поменяли галс на левый. 

0600, отдых. 

вид на корму 2

0920, волна. Залетела прямо в иллюминаторы моего борта. Все вымочила. Пару дней назад к Игорю такая залетела в его правый корпус. Теперь ко мне, в левый. 

1114, отсчет лага 4444 мили. Пробуем победить опреснитель. 

1200, вахта. Вспомнили, что мы в тропиках. Пьем воду из холодильника. 

Удивляемся заходу ветра, который 9 часов позволяет нам идти левым галсом и курсом около 260*. 

пассатный дзэн 2

1320, 1000 миль до Гваделупы. Совсем ничего. 

На ужин бакаляу: соленая треска с луком и рисом.

1520, удивительное: пассат повернул на EES. Левым галсом идем почти на запад. 

1725, вахта скоро кончится. Время от времени море разглаживается, нашу телегу перестает качать, мотать и швырять в разные стороны. «Сапфир» становится слоном, а мы экипажем на его темечке под балдахином. 

Шикарный ветер, шикарное море и диван вахтенного.

1800, снялся с вахты. 

Двухдневная луна чуть отрастила ноготок. Расположилась сегодня рядом с Венерой. Нашла себе местечко. Через час скроется. А завтра задержится на ночном небосводе на 50 минут дольше. Даст на себя полюбоваться и юбку приподнимет еще чуть-чуть выше над этой теменью.

2130, продолжаем идти левым галсом курсом на 260. Борюсь с желанием экипажа завести мотор. Считаю такой поступок не соответствующим дзен-пассату. Ну и что, что немного медленно идем, но зато как! Пассат с Экватора — это подарок от Бога. Он виден уже из космоса в масштабе океана.

2200, вахта. Пассат не меняется. Идем в сторону Барбадоса левым галсом. 

2250, днем ничего не хочется делать. Двенадцать часов тропического отупения. Но ночью, тропической ночью, идти под парусом,  ничего не видеть и лететь вперед — это ХОРОШО! 

Лаг 4500. 

29 ноября

0000, координаты 15*55’N 045*11’W. Небольшой закисон. 

Время от времени попадаем в странное месиво волн.

0200, отдых. 

0600, вахта. Продолжаем идти багштагом левого галса. Теперь куда-то в сторону Доминики. Прекрасно. 

0700, завел левый двигатель. 

0800, лаг 4545 мили. 

0850, сработала сигнализация тревоги на левом двигателе. Пишут, что вода в трансмиссии. Та же проблема, что была у экипажа на переходе Гибралтар — Тенерифе. Заглушили движок. 

0940, продолжаем идти багштагом левого галса. 

1050, залезли в движок левого попловка. Выкрутили датчик воды. Датчик сухой, но на одной клемме увидели что-то похожее на зеленый окисл. Снялся рукой. Вернули датчик на место. Завели двигатель. Сигнал тревоги исчез. Это хорошо. Дадим движку поработать часок. 

1130, лаг 4567 мили. 

Ветер продолжает смещаться к югу. Дует уже SE до трех баллов. Сможет  «Сапфир» пойти в галфвинд? Интересно.

1150, выключили двигатель. Работает нормально. 

1200, Игорь на вахте. 

1600, завели левый двигатель. Ветер подскис. 

Обед. Помидоры с сыром и летающей рыбой. 

1700, выключили двигатель. Ветер скоро зайдет на галфвинд. 

пассатный дзэн

1800, вахта. 

Ужинали рисом с оливками и консервироваными сардинами. 

1850, с неба сдуло перышки облаков и появилась луна. Красавица — она же месяц ясный! 

2020, завели мотор. Ветер думает. 

2040, слева по борту, там, где Экватор, зарницы гроз. Хорошо, что пока далеко. Шквал и дождь хороши днем, тогда и помыться, и постираться удобно, а ночью не надо. 

Такая приветливая луна. Выбралась из облаков и светит, почти по-взрослому. 

2200, отдых.

2300, выключили двигатель. 

30 ноября

0200, вахта. Ветер в пол-борта. Галфвинд. «Сапфир» продолжает идти.  Слушает ветер, притормаживает, если ветерок засыпает и просыпается вместе с ним. Переваливается поплавками через гребни волн и чешет вперед, голубчик. До Гваделупы 777 миль. 

0222, что-то в такелаже все время каркает, как ворона в лесу. 

0330, завели мотор. 

0403, лаг 4664 мили.  

0530, ночь заканчивается. Гроза была неподалёку, но так и не подошла. Координаты 15*55’N 048*36´W. 

0600, завтрак гаспачо. 

вид на океан 1

1200, вахта. Лучшая вахта на мостике под тентом с книжкой, как на даче на чердаке. 

лежанки на крыше

Эта тропическая жара и духота — серьезное испытание для нашего пассатного дзена. 

1320, подул ветер. Выключили мотор.

1450, обед. Летучая рыба с мёдом и чаем. 

1430, перевели часы назад. 

1330.

1530, мотор. 

1620, с великим нетерпением ждем, когда солнце спустится к горизонту и станет прохладно. Мусульмане во время поста так свою звезду не ждут, как мы. Дайте нам красавицу луну поскорее! 

На ужин собираются быть рис с тунцом, яйцом и луком. 

Некоторые виды припасов близятся к концу. Три дня как кончились бананы, сегодня в ход пошла последняя папайя. 

1800, ужин. Сдал Игорю вахту.

проводка шкотов стакселя

2200, вахта. Пока меня не было наверху, случился дождь, усиление ветра и закисон. Сейчас идем с мотором. На небе тысяча умытых звезд. И палуба у нас такая чистая и пресная, что хочется по ней по-собачьи кататься. 

Лаг 4747 мили. 

2229, ветер. Почти галфвинд. До 15 узлов. «Сапфир» такой любит. Под парусами делает 6,5-7,5 узлов. 

1 декабря

Первый зимне-тропический день в году.

0000, координаты 16*00’ N 050*57’W. Идём поперек волны. 

0200, Игорь на вахте. Рядом грозовой фронтик. Тепло, влажно, в воздухе полно энергии, которая ищет выхода. Но нет его, потому создаются локальные фронты, группировки, грозовые окружения и там идет война. Мы стараемся сохранить нейтралитет, но бывает и нас поливают. Проносятся вихри, временные революции, ветер меняет направления во все стороны. Постепенно силы их иссякают и ветер и вода возвращаются в вечное русло пассата.  

0600, вахта. Умытая дождиком палуба. Ветер был и только убежал. Идём на моторе. 

Много водорослей в воде. Из Саргассова моря.

0920, завтрак «Фруктовым салатом». 

0955, выключили двигатель. Ветер SE до 15 узлов. 

1025, олуша. Молодая, почти птенчик. Встал на крыло и полетел в путешествие. Я читал, что олуши живут в океане не ступая на землю годами. 

1055, лаг 4848 мили.    

1200, Игорь на вахте. Солнце набирает обороты. 

1400, Игорь эксперементирует с ветром и двигателями. Ветер с чудесного багштага меняется на фордевинд и на этом моменте наш прямой галс заканчивается. Нужно снова лавироваться по ветру.

1500, на обед гаспачо. 

1600, новая практика: сесть на корму, опустить ножки в убегающую волну и пить кофе. 

практика хождения босыми ногами через океан

1800, вахта. Праздничный ужин рисом и жареной рыбой. У меня сегодня День рождения!

ужин на баке

1820, лаг 4884 мили.

2040, луна наша прекрасна. 

2200, Игорь на вахте. 

2 декабря

0200, вахта. Влажно и душно. Ветер неустойчивый. Идем багштагом левого галса.

0240, убрал стаксель, завел мотор. Зыбь раскачивает, вытряхивает ветер, на горизонте сполохи гроз — экваториальная каторга. 

0500, идем под парусами. В очередной раз поддуло из-под облака. 

Лаг 4949 мили. Координаты 15*54’N 054*17’W. 

1100, завтрак или обед. «Фруктовый салат». 

1200, вахта. Ветер E до трех баллов, лавируемся багштагами, ждем, надеемся на дождик. 

1320, лаг 4994 мили. Катамаран иногда набирает ход и мощь. Прем как на танке, две кильватерные струи как два трека за кормой. 

1515, лаг 5005 мили. Несемся по горам волн. 

1540, купаем ножки в теплокровном океане. Вода 25 градусов.

1700, ужин. Треска бакаляу, тушеная капуста и зеленый горошек.

1800, Игорь на вахте. 

 

 

2200, вахта. На волнах «Сапфир» разгоняется и делает 9 узлов. Скачет как кенгуру на горных лыжах. 

2240, лаг 5050 мили. Летим. Курс 255*. Ждем, когда пеленг на Гваделупу станет 285*. Сейчас он 280*. Тогда сменим галс. Или если ветер зайдет к востоку. 

3 декабря

0000, координаты 15*08’ N 056*23’W. До Гваделупы 298 миль по прямой. Ветер восточный до 4 баллов. 

0200, Игорь на вахте. 

0600, вахта, сменили галс. Получается держать курс около 305*. Пеленг на Гаделупу 287*. 

0909, лаг 5115 мили. Уверенный пассат. 

На завтрак предпоследний «Фруктовый салат». Фрукты почти все закончились. 

1010, Поле написала чартерная компания: взволнованно спрашивают, почему мы идем на Мартинику. Попросил ответить: «Дурни, мы лавируемся под ветер». 

1200, Игорь на вахте. 

1500, обед. Гаспачо. 

1600, болтание ногами в океане, сидя на корме, стало ежедневным ритуалом экипажа «Сапфира». В самое жаркое время дня эта прогулка пятками по воде спасает нас.

босиком через океан

Очень много водорослей в воде. Не помню такого раньше. 

1800, вахта. Ужин как вчера. 

Видели что-то похожее на зеленый закатный луч.

зеленый луч

1915, если бы я любил жару, как бы я сейчас был счастлив. 

Ветер отдыхает. Пришлось запустить мотор.

4 декабря

0200, вахта. Выключили мотор. Хороший ветер в корму. Легли на багштаг правого галса. 

0330, лаг 5225 мили. Над головой звезды и пародии на грозовые облака. 

0500, скрутили поворот. Снова идем на Мартинику, пусть менеджеры нашей чартерной компании голову ломают. Кажется, они не знают, что такое лавировка. 

0520, сниться сон, в нем одного из героев зовут Мирон Квашня. Откуда это?

1000, проснулся. «Сапфир» на моторном и парусном ходу спешит закончить наше плавание. До места сегодняшней якорной стоянки 70 миль. Планируем встать на ночь под прикрытием острова с чудным названием Тер-де-О. 

1110, прибегали дельфины. Местные, карибские. Прилетала юная олуша. Проплывал большой танкер. Рядом земля, не иначе. 

дельфины

1130, олуша умная. Охотится на рыбную мелочь, которую пугает «Сапфир». 

олуша

1200, вахта.

1322, видим остров Мари-Галант справа по курсу. 

карибские острова

1645, увидели глубину на эхолоте — как нащупали дно под ногами.

1834, встали на муринг в бухте Тер-де-О. Трансатлантический пассатный переход закончен. Лаг 5323. 

якорная стоянка на Тер-де-О

Ездили ужинать на берег. Здесь уютный французский городок. С цикадами, лачугами, курицами в кустах, городской площадью, сквером и ресторанами.

2135, стоим на муринге. Можно поспать на баке. Вот и луна повзрослела и смотрит прямо в глаза. 

вечерние улицы Тер-де-О

ночные улцы Тер-де-О

5 декабря

0930, снялись с муринга. Выходим на Гваделупу. Поставили паруса. До порта прихода 24 мили.

0955, полный бэйдевинд. Сапфир идет 8-9 узлов. Ветер до 4 баллов

1250, пришли к заправке. По пути с Кабо-Верде двигатели отработали 72 часа. Потрачено 440 литров топлива.

Практически всю дорогу рулил автопилот. Этому есть две причины. Во-первых, на двоих рулить Трансатлантику физически тяжело и, наоборот, когда на борту полный экипаж, без руления тяжело эмоционально: нечем занять шесть человек команды — люди маются. Во-вторых, рулевое устройство на кате гидравлическое. Рулить совершенно не интересно, не чувствуется нагрузке на руле. Вначале мы включали магнитный автопилот, потом ветровой. Это лучше, когда идешь относительно ветра, ищешь правильный угол багштага. Наблюдать, как судно само реагирует на заходы и отходы ветра, — свой кайф.

Когда идешь «на двоих», можно завтракать, обедать и ужинать, когда захочешь. Пожалуй, только время ужина связано с закатом солнца. Ловим этот момент, когда еще светло, но уже спадает жара. 

бокал вина на закате

Отличная веревка длиной 75 метров, успешно отработав на переходе через Атлантический океан, торжественно передана Игорем Белокобыльским, руководителем ГК «Стрижи», девелоперской кампании из Новосибирска, в фонд строительства Поморской шхуны в Архангельске!

новый фал

Всего пассатный переход с Канар на Карибы с заходом на Острова Зеленого Мыса составил 3200 миль и занял 18 суток. Неплохо для дачного катамарана Bahi 54. А куда спешить, когда плывешь по ветру через океан?

1 комментарий к “Пассатный дзэн. Судовой журнал перехода через Атлантику с Канарских на Карибские острова катамарана «Сапфир». 16 ноября — 5 декабря 2019 года”

  1. Добрый день Женя!
    С большим интересом прочли твой журнал о переходе.
    Я вот скучаю по таким переходам, но мне уже не светит. Мои переволновались в прошлый переход из Сан-Винсенто в Кейптаун. Правда, в основном, из-за того, что нас 10 дней не выпускали домой из ЮАР.
    Нынче мы использовали Вашу с Полиной компанию, чтобы хоть немного походить в море. Большой привет и наилучшие пожелания твоей семье: Полине и Вареньке.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =

Прокрутить вверх