Судовой журнал «Джульетты». По проливу Ла-Манш, против ветра. Тихо. Спокойно. 11-16 августа 2019 года

11 августа. Сен-Мало. Самая дальняя гавань Бассин-Труан, понтон верфи по ремонту яхт, в углу

0300, проснулся и понял, что нужно вставать и выходить в 0431. C первым открытием ворот. Если выйдем позже, в конце перехода упремся во встречное течение.

Сегодня выходим из Сен-Мало и идем по Каналу на запад в сторону Бреста. Порт Тригуер, который мы наметили для ночевки, в пятидесяти милях от Сен-Мало. Попутное течение начнется около 6 утра и продлиться до полудня. Встречное течение остановит «Джульетту», если мы не успеем к этому времени зайти в залив Тригуера. Кроме того, в конце перехода мы выйдем из-за мыса и упремся в встречную волну из Океана.

0403, отошли от понтона. Теперь нам нужно перейти в соседнюю гавань имени Вобана. Вызываем главные шлюзы, чтобы прислали деспетчера на велосипеде, открыть нам мост между двумя гаванями.

На борту «Джульетты» экипаж: Сергей и Кирилл Кругловы, Светлана Рапенкова, Александр Орионов, Татьяна Тарбаева, Варвара, Полина и Евгений Шкаруба. За семь дней мы планируем дойти в Брест. Лето продолжает «чудить»: в Сен-Мало оно закончилось вчера, с нашим приездом из Архангельска. Всю будущую неделю нам обещают холод, дожди и встречный ветер.

Вчера закончилась двухмесячная стоянка «Джульетты» в Сен-Мало. За это время местные механики поменяли устройство переключения реверса и газа. Это первое. Помните, как мы заканчивали переход из Норвегии? Тогда на швартовках рядом с мотором должен был сидеть наш морской практик в должности механика-моториста и вручную по команде переключать нам ход.

Второе. В июле на лодке две недели работал Андрей Тарбаев. Занимался палубой. Шкурил её до состояния новой. Теперь наша палуба сверкает новизной и чистотой.

Третье. Вчера мы освежили надпись на транце. Теперь освеженные стартуем в Брест, Ла Рошель и дальше и дальше на юг, к теплу.

Новая наклейка на транце

Еще одна вчерашняя фотография с прогулки по окрестностям Мало. Магия приливных вод. Лодки каждые 12 часов оказываются осушенными, как рыбы на берегу.

Стоянка Anse de Solidor в Сен Мало

0425, прошли мост между гаванями. Вышли в гавань Вобан.

0431, вошли в главный шлюз. Спускаемся в море.

0455, вышли из шлюза. Идем по фарватеру. В море старая, вечная волна. Черная, блестящая, безжалостная.

0540, поставили паруса. Грот зарифлен.

0600, отдали рифы. Ветер с берега до 15 узлов. Держим на северо-запад. Курс полный бейдевинд левого галса. Вроде, неплохо идем. Встречная волна поднимает и опускает нос «Джульетты» плавно, не бьет. Течение все еще против нас, или что-то еще мы забыли на берегу, мне кажется, мы стоим.

0620, рассвело.

0710, взяли рифы. Ветер усилился до 17 узлов. Течение повернуло на попутное и задрало волну. Бьемся носом.

0723, пытаюсь дремать в кресле. Слышу, как на верху пытаются пристроить кружки в какое-то экзотическое место, под козырьком. Упадут ведь на таком крену. Фантазеры. Убрали кружки вниз, чтобы сберечь. Эти кружки нам еще лет пять назад Ильяс привез в Тихий океан. Они нравятся нам.

Начал сомневаться, что мы успеем в Тригуер. Встречная волна сильно тормозит ход, а течение скоро тоже повернёт на встречное.

1200, передумали идти в Тригуер. Здесь есть еще один узкий залив поближе и городок Лизардрие. Идем туда, хватит с нас сегодня болтанки.

«Крестовый знак» на входе в залив.

Крестовый

1330, пришли в Лизардрие. Гуляли по городку. В этот раз город понравился мне больше. Были у старой ратуши, бродили по городу и прилегающим дачным кварталам. Петухи поют. Судя по порядку и цветам, всё здесь хорошо. Живут люди.

Хранилище тузиков рядом с якорный стоянкой.

якорная стоянка и понтон тузиков в Лизардье

В воде и на берегу много лодок. Среди них много редких. Таких, как эта стальная шхуна — компромис.

шхуна

Прошли сегодня 45 миль.

12 августа

0911, вышли из Лизардрие. Стараюсь предоставить сегодня больше самостоятельности экипажу. Пытаюсь найти контакт через разделение обязанностей и забот. Всё как всегда. Море соберет нас вместе.

0938, поставили грот не дожидаясь выхода из залива. Ветер попутный тянет «Джульетту» вперед вместе с отливным течением.

Берега Бретании

0940, открыли стаксель.

0947, выключили мотор. Попутное течение до 3 узлов.

1040, отлично идем с попутным течением. Вышли в море, набираем высоту, чтобы обогнуть мыс и зайти в следующий канал, ведущий в Тригуер. Залив длиной около 10 миль. Сильно смахивает на фьорд, но приливный. Пройти его комфортно можно с полводы. Мы вышли из Лизардье с концом отлива, скоро начнется прилив и мы с попутным течением забежим в Тригуер.

1105, легли на правый галс к берегу. Встречная волна, которая терзала нас вчера, улеглась. Лодки навстречу.

в канале Тригуера

лангустьер

1114, слышим переговоры Пан-Пан. Рыбацкое судно потеряло ход.

1230, начали заходить в канал Трегуера. Извилистый, богато обставленный навигационными знаками.

Знак «Куропаточный».

знак Куропаточный

бретонский рыбак

1410, встали в Трегуере. Сильное течение в заливе.

в Тригуере

Прошли сегодня 25 миль.

Сделали пикник на нашем любимом месте.

13 августа

Днём устроили традиционный пикник в окрестностях Трегуера. Есть там полюбившийся нам небольшой фортик над рекой. Стратегическое местечко. Его мы регулярно обороняем: примерно раз в два года.
пикник в Тригуере
В этот раз с сосисками, сидром, сырами и прочей снедью.

1750, вышли с отливом из Трегуера. Ночью будет дуть юго-запад, юг. Надо успеть пройти вперед на запад как можно дальше. Завтра будет усиление, почти встречный шторм. Встреченные места нас «радуют» в этом путешествии. Много красивых лодок в канале.

тендр

1810, с солнышком радостно идем. Что там, впереди, не понятно. Прогулочный тримаран.

катамаран с рейковым вооружением

Лапушка.

на якоре

1930, поставили паруса.

1945, отдали рифы. Ветра как раз столько, чтобы хорошо идти. И волны немного. Пробуем лавироваться вдоль берега на юго-запад.

2015, поворот от берега.

2128, вместе с надвигающейся ночью и бутылкой кальвадоса идем вперед. Закат.

закат

2220, поворот к берегу. Иду спать.

2307, поворот от берега.

2335, поворот в берег. Поднялся наверх. Ветер начал заходить ближе к югу, левые галсы вытягиваются в длинные, продольные.

14 августа

0030, поворот. Ветер заходит. Получается прижиматься ближе к берегу и идти одним галсом.

0303, напротив Иль-де-Батц почти встали против встречного течения. Но ветер зашел к югу и продолжает тянуть нас вперед. Летим против течения на месте.

Совсем рядом наш любимый Роскоф, где продают лук и в старой гавани яхты во время отлива живописно становятся на грунт. Решили пропустить этот город, надо идти вперед.

0455, грядет усиление ветра. Взяли риф на гроте.

0700, зарифили стаксель. Ветер до 26 узлов. Лавируемся к входу в залив Абер Врач. Заходить будем против начавшегося отлива, подозреваю, что встретим высокую волну над банками.

0820, вход оказался достаточно широким и спокойным.

0930, пришли в Абер Врач.

Кэч рядом с Абер Врашем

Гуляли по окресностям. Переход из Тригуера составил около 85 миль.

15 августа

0708, отошли от понтона. Вчерашний ветер уже стих, волна в проливе должна успокоится днем. С отливом выходим в море.

0740, встречная волна на выходе из канала больше двух метров. Ее задирает отливное течение, но пока терпимо. Боялся, будет хуже.

0857, сели на попутное течение. Закончили огибать рифы. Начинаем спускаться на юг.

0905, неожиданно нарвались на трехметровый сулой. Попутное течение больше 2 узлов. Скачем по этим сумасшедшим горам.

1023, море разгладилось. Навстречу парусник с люгерным вооружением.

Люгерное вооружение

1055, ветер галантно сопровождает нас по мере огибания мыса. Поворачивает с нами и дует все время гадфвинд — бакштаг. Супер идем. Прекрассно. Тихо. Спокойно.

1130, напротив знака «Старый монах» и мыса Святого Матвея завелись. Ветер скис и зашел в корму. Заходим в Брестский канал.

старый монах

1300, штурман Орионов привел наше судно в Камарет ровно к назначенному времени.

На подходе к гавани пал туман.

гафельная шхуна

Переход составил около 30 миль. Гуляем по Камарету. Здесь сегодня фестиваль деревянных лодок.

поворот оверштаг

Вот это хороший образ осыхающих лодок: подобрав подол.

отлив

Вечером торжественный ужин с устрицами, салют в честь фестиваля деревянных парусных судов и в честь окончания нашего плавания по Ла-Маншу.

устрицы

16 августа

Утром в букинисте рассматривали книжки.
телега под парусом
На чём только и как только люди не плавают.
прямые паруса
И еще мне нравится тема морских художников, мастеровых, выдумщиков в долгих океанских плаваниях. Морские арт-практики.
досуг в море
Пробовали совершить вылазку на пикник. Над полуостровом прохладный южный ветер, морось и прочая нормальная бретонская погода.
Во второй половине дня перешли в Брест.