Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Норвегия

Морские практики

мп-Антигуа

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Плавание по Лофотенским островам, 2-12 марта 2019 года

Норвегия, марина в гавани Будё, 2 февраля

Заканчиваем подготовку «Джульетты» к работе на Лофотенских островах.

Буде. Джульетта

Неделю назад нас встретил в аэропорту Алексей Андреев и привез в марину. Не знаю, как лодка пережила бы зиму без его присмотра. В Будё очень ветрено, особенно когда дуют сильные юго-западные ветра. В гавани и в марине поднимается волна. Если регулярно не проверять швартовы, лодку может сорвать. Кстати сказать, яхтенных марин в средиземноморском понимании в Норвегии тоже нет. Здесь есть стоянки самых разных типов плавсредств. Соответственно — нет работников, которые будут  присматривать за швартовыми концами и поэтому нельзя оставлять лодку без присмотра надолго. Алексей нас очень выручил, взяв на себя заботу о «Джульетте» на эту зиму. И досталось ему изрядно. Осенью я сгородил над палубой огромную конструкцию из полиэтиленовых труб и тентов всех мастей, но как только подули первые зимние ветра, всю мою архитектуру пришлось убирать, потому что парусность двухэтажной «Джульетты» была слишком большой. Тент убрали, тем более, что зима здесь такая, что снег на палубе не задерживается. Время от времени Алексей присылал мне метеосводки и докупал швартовые концы и кранцы. Наконец, в феврале, за неделю до моего приезда, случился редкой силы ураган с ветром до 45 метров в секунду. Пять лодок в марине сорвало или почти сорвало. «Джульетту» поймали спасатели как только порвался последний швартов с носа. Наша красавица успела согнуть соседней лодке леерную стойку якорем, а сама отделалась разбитым красным фонарем на носу. Норвежские воды — очень суровые  воды.

Готовить лодку со мной приехал Алексей Чиркин. Будё встретил юго-западным ветром до штормового. У причала дуло так, что мы долго не могли попасть на борт. Лодку оттягивало отжимным ветром и дергало волной.

Дел на лодке как всегда много. Особая статья — работала с электрикой: розетки и вилки подмокли, подкисли. Пришлось перепаивать контакты чтобы в лодке стало тепло и сухо. Как всегда капризничают Вибасто. В одной душевой мороз порвал лейку душа и умывальника. Сделали ТО двигателю. Отремонтировали посадочное место кронштейна якоря. Как только развиднелось и стихло перевели крепление бэби-штага выше к форштагу чтобы под нагрузкой он меньше сгибал мачту вперед. Поменяли сервисную группу аккумуляторов. И еще много, много дел.

Наконец, приступили к главной задаче — ремонту штаг-пирса закрутки стакселя. Поставщики запчастей обманули со сроками и детали пришли поздно — в последний день ремонта. Снимали штаг 2 марта в день начала этапа c помощью участников плавания: Алексея Кашарина, Михаила Крупенина и Михаила Рогова.

Погода, что надо. Почти без ветра. Солнце. Воды на нашем причале как не было, так и нет.

53081067_2021410561261743_8434650715133050880_n

После того, как удалось отсоединить  и спустить штаг, почти весь день ушел на разборку штаг-пирса. Те детали, которые летом были разболтаны и портили парус, на морозе сцепились не на шутку. Пришлось греть соединения всеми возможными способами, включая одноразовый гриль (он кстати, оказался, самым эффективным).

Уже почти ночью собрали и склеили штаг-пирс. Собирали его внутри понтона. Он здесь большой и длинный, как подвальное помещение.  Жаль только не теплый — температура чуть больше нуля.

Ремонт штаг-пирса

3 марта

То, что в понтоне и вообще в Норвегии сейчас прохладно, сыграло с нами плохую шутку. Клей 5200, который соединяет колена штаг-пирса, не затвердел. Пришлось его греть и всячески колдовать над ним.

Будё Норвегия

Алексей Чиркин уехал, а мы остались.

4 марта

Рано утром начали устанавливать штаг. К пол-первому дня штаг уже стоял на месте. Можно начинать плавание.

1357, отошли от понтона. Идем к спасательному причалу заправляться водой. Во всей гавани Будё только один пожарный шланг не замерз — рядом с стоянкой спасательных катеров.

Солнечно, снежные тучи бродят за верхушками гор.

1554, заправились водой. Нашли ее по указанию симпатичноголосой хозяйки порта с двенадцатого канала. Заодно и помылись.

1615, вышли из порта Будё. Первый раз учились убирать кранцы, бухтовать швартовы. Присесть некогда капитану-инструктору в первый день похода.

1720, поставили грот. Долго ставили. Веревки ледяные, температура -10 градусов. Сурово. Выруливаем в лабиринте островов и каменных банок. Идем к открытой и темной воде залива в сторону океана.

IMG_20190304_161802

Как только обрулили луды и вышли на чистую воду,  лег спать. Постель сырая, за пластиковым бортом холодная плескотня, и всё равно какое благо — спать.

2200, пересекаем Западный фьорд — залив, шириной 30-50 миль, разъединяющий материк и Лофотенские острова. Восточный ветер поддувает из-под туч до 22 узлов. Потом стихает. Стаксель еще не успели завести, поэтому идем на гроте, но и одного его хватает тянуть «Джульетту» вперед. Холодно. Удалось поспать полчаса в каюте.

2330, подходим к Лофотенам. Прямо перед нами северное сияние. По небу струится изысканная волна космического света.

5 марта

0100, встали к понтону в местечке Сорваген. Релинги покрыты льдом и бьют током. Думаю, это пробивает контакт ходовых огней. Выключил ходовые огни — перестало.

Подключаем электропитание, заводим швартовые, готовимся пить водку и греться.

0220, поступило предложение огурцы перед едой не охлаждать — и так нормально.

Утром шампунь примерз к стенке в шкафчике душевой.

IMG_20190305_115557_HDR

Славное местечко, спрятанное в уютной бухте и заселенное рыбаками.

IMG_20190305_104105

IMG_20190305_113206

Путина идет полным ходом, треска прибывает, её ловят, вялят, едят — и она становится тем, кто её ест, а мы становимся чуть-чуть треской.

IMG_20190305_111903

А это ящики — приспособления для заготовки языков трески. Язык трески — главный деликатес для норвежца. К ящику приделан острый штырь, на этот штырь насаживают голову и одним горизонтальным движением вырывают язык, он аккуратно падает в ящик.

IMG_20190305_111827

Рыбачили. После того, как я выпустил двух рыб неизвестного роду, все пошло не так. Рыбы то не было, то она срывалась с крючков. Одним словом, поймали мы столько, чтобы хватило поесть — одну трещину.

1510, заглох мотор. Казалось бы, знакомое дело, сейчас разберемся, но какой неприятный холодок пробежал по спине.

IMG_20190305_141529_HDR

1630, выяснили, что сносилось резиновое кольцо-прокладка между топливным фильтром и устройством сброса воды из фильтра. Через это местечко в фильтр подсасывало воздух. Хорошо, что Алексей Чиркин на связи, а в экипаже Миша Крупенин. Пока разбирались с мотором, экипаж наверху поставил парус и поехал вперед.

IMG_20190305_170804_HDR

Пошли снежные заряды. Мы зашли вглубь Бакнесфьорда, идем в местечко Гравдаль. Здесь есть понтон для яхт и катеров. Крошечная марина. Вьехали в гавань, начали подходить лагом — и тут прилетел такой силы встречный порыв, что пришлось четверть часа работать на среднем переднем ходу, чтобы удержаться у понтона и не съехать назад. Это когда нас уже приложило к пирсу.

Снежные шквалы всю ночь. Как мы выйдем от сюда? Лодку кренит порывами градусов на 20, наверное. Не могу определить точно, вообщем — значительно.

6 марта

Утром приехал Терье Бё и возил нас посмотреть дракар и музей Викингов. Музей мне не очень понравился, а вот дракар и его капитан Терье — понравились. Настоящие. И планы у них — прийти в Архангельск в 2020 году. Такого архангелогородцы еще не видели.

IMG_20190306_115053_HDR

IMG_20190306_115533_HDR

1520, вышли из Гравдаля. Снежные заряды за ночь пролетели и снова над Лофотенами хорошая погода.

Рыбачили, рыба срывалась. Наконец, удача нам улыбнулась — наловили рыбы.

53740569_272518570308774_7133805666359050240_n

2000, пришли в местную Венецию — местечко Хёнингсвеер. Здесь сегодня аншлаг. Флотилия кочующих добытчиков трески базируется. Отчего это зависит? Наверное, от рыбы. Мест для стоянки нигде нет, поэтому встали к стенке местной верфи. Есть электричество. Благо.

IMG_20190307_000350_HDR

IMG_20190306_200328

IMG_20190307_000512_HDR

7 марта

IMG_20190307_101616

Утром, погуляв по набережной Хёнингсвеера, вышли в море. В море полно рыбаков, мы пристраиваемся к их групкам, пытаемся насщупать треску на глубине шестьдесят метров. Нету рыбы. Хотя вокруг все её ловят. Только два налима сегодня и подняли со дна.

А рядом плавают каяки — вот что значит хорошая погода.

IMG_20190307_121339

IMG_20190307_140817

IMG_20190307_143438_HDR

IMG_20190308_121222-2

В погоне за треской прошли проливом Гимсё и вышли на северную сторону островов, почти на край Океана. После южных берегов здешние края кажутся нежилыми, но и здесь видны огоньки на берегах.

1800, еще раз закинули крючки в воду. Опять ничего. Не угадали мы сегодня рыбу. Бесконечно разматывая и сматывая удочку ловлю себя на мысли, что буду рад даже за траву зацепиться крючком. Хоть ложный, но рывок удачи. Пусть снасть оторвется, хоть на мгновение почувствовать натяжение лески на руке. Вот до чего нас эта рыбная ловля довела! Будем сегодня вчерашнюю треску жарить.

Пришли на остров Хадселёя в городок Стокмаркнес. Знакомые понтоны стоянки катеров с электричеством и водой. Много ли надо бродячим круизерам-трескоедам? Встали здесь на ночь.

8 марта

Утром пытались ловить рыбу в Хадселфьёрде. Увы, нам и здесь.

1000, дует ветерок от северо-востока. Русский, как его здесь называют. Потому что дует он со стороны России. Очень холодный и солнечный. Поставилти грот и идем в Трольфьорд. Под парусом. По моим расчетам в фьорде должно быть сейчас попутное приливное течение.

1225, прошли под мостом. В фьорде солнце и нет ветра. Тепло.

IMG_20190308_134413

1345, пришли в Трольфьорд. Зимой он не смотрится так внушительно, как летом. Наверное, потому что стены покрыты белым снегом. А летом проходишь между ними — как в щель между мирами протискиваешься. Но студёно здесь.

IMG_20190308_134920_HDR

IMG_20190308_134801

Вечером нагулявшись по фьордам пришли в Свольвер. Интересно, но здесь почти нет рыбацкой флотилии. Она вся в Хёнингсвеере, значит? Или в этом году на Лофотенах меньше рыбаков? Я был готов вставать пятым-шестым бортом, как в прошлом году, а здесь никого! Отлично.

9 марта

1200, традиционно гуляли к вешалам, где вялится треска.  После трески заглянули в винный магазин и в эмигрантский. Блаженство здесь — и квас есть, и сгущенное молоко, и квашеная капуста.

IMG_20190309_095839

IMG_20190309_101332

IMG_20190309_101716_HDR

Вышли из Свольвера. Рыбачим.

1530, наконец-то мы поднимаем рыбу, не считая хвосты и килограммы. Леша вытянул рекордную треску на 12 килограммов. Это была сегодня самая большая рыбка. Рецепт удачной ловли оказался прост. Для удачной рыбалки нужно было дать с утра нашим рыбакам  понюхать трески с вешалов — это первое. Второе — увести меня с поля боя вниз, в кают компанию, и дать банку сгущенки, чаю и рома. Сразу дело пошло. Идет треска! Слышу наверху, на палубе, радостные крики тресколовов.

IMG_20190309_161559

1800, пришли в Каттбергет. В прошлом году это был наш первый порт на Лофотенах. В этот раз нас приняли не слишком дружелюбно, во  всяком случае, как нам показалось. С начала нам сказали, что придется отчаливать в полшестого утра — выпускать рыбаков в море. Отлично, нам не привыкать. Потом один дед долго капризничал с электричеством. Пришлось его убеждать, что будем только заряжать батареи, не будем греться. Одним словом, норвежцы вели себя не по-норвежски. Были там еще два вредных деда, видно, им русские где-то на хвост наступили, или телевизора насмотрелись.

IMG_20190309_181905

Пока команда решала эти вопросы, я успел посмотреть ч/б фильм, почистить и разложить по холодильникам треску.

53259859_2027479077321558_3828910288652992512_n

10 марта

Странная стоянка. Деды, которые стояли первыми к причалу, вчера назначили отход на полшестого утра. Мы проснулись, приготовились. Первый катер отошел в четверть седьмого, ему раньше не надо, а вредные деды застряли. Видимо насчет полшестого они пошутили, но потом что-то у них там сломалось и они застряли еще больше. Наконец, они тоже отошли и мы встали к свободному понтону. Простили дедов в честь Прощеного воскресенья и занялись ремонтами.

Сняли с носовой подрульки пакет, который намотали вчера в Свольвере. Это у нас хорошо получилось, не пришлось нырять.

1000, закончили заводить стаксель в обновленный штаг-пирс. Ура!

1022, вышли из Каттбергет.

1040, решили закинуть удочки перед отходом с Лофотенских островов.

1110, закончили рыбачить. Ставим паруса. Идем через Западный залив на материк. Впереди 20 миль свободной воды. У меня в первый раз есть передышка во время хода. Ложусь спать. Только бы в сеть или в рыбака не зарулили.

1225, волна из залива и ветер около 20 узлов. Наконец-то соленая вода смоет пресный лед с бака «Джульетты».

Сварили голову палтуса, которой нас угостила рыбачка из Каттбергета. Еле в кастрю влезла. Вкуснее ухи я не пробовал, пожалуй.

1440, чуть не вылезли на риф. Штурман зазевался.

Лавируемся с слабым ветром среди островов и без волны. Тепло. Лед на палубе растаял. Лодка ловит парусами ветер и радостно бросается вперед с каждым порывом ветра.

Сегодня первый раз не было холодно в каюте на ходу без включенной Вебасто.

1700, пришли в местечко Хелнессанд. Отлично защищенная и удобная стоянка, с душем и стиральной машиной. Гуляли. Весна. На вербе обозначились почки.

Недалеко от нас у стенки пришвартована гоночная лодочка. По беспорядку на берегу я вывел, что ее пришвартовали спасатели.

IMG_20190310_180053

Треску нам есть и не переесть.

IMG_20190310_215701

 11 марта

Возвращаемся в Будё. Весело лавируемся между островков.

IMG_20190311_142002

Закончили этап. Всего получилось 250 миль.

Фотографии Михаила Крупенина, Михаила Рогова и Евгения Шкаруба.

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>