Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Швеция

Морские практики

Михаил Косарев

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Поморская шхуна - новый проект Морских практиков в Архангельске

Друзья, мы начинаем строить поморскую шхуну. Это будет традиционное судно с гафельным вооружением, классическим деревянным корпусом, комфортные внутри и неприхотливое снаружи, оборудованное современной моторной установкой и средствами навигации. Экспедиционное судно о котором мы давно мечтали. На этом судне мы сможем побывать в Арктике, Антарктике и в любых уголках Мирового океана без ограничений зоны плавания.

Размер шхуны двадцать метров. Останется неизменным принцип — в наших путешествиях нет туристов и обслуживающего персонала. Мест для размещения наемного экипажа не предусмотрено. Есть экипаж, члены которого управляют парусами, несут вахты и дежурят на камбузе, наслаждаются морем и морской жизнью. Все как всегда, как мы привыкли. Дополнительное место используем для увеличения комфорта, помещения для хранения экспедиционного оборудования и бани.

Такие шхуны были распространены в регионах Белого и Баренцева моря в ХIX — начале XX века, с них велась ловля рыбы, промысел морского зверя, их использовали как торговые и транспортные суда.  Технология строительства подобных судов на Поморье утрачена — но, нам пришла идея обратиться за помощью к норвежским коллегам. У них накоплен большой опыт в сохранении традиционного флота. Зверобойные шхуны норвежских и русских моряков практически идентичны. Норвежская сторона уже заявила о готовности помочь организовать стройку в Архангельске.

поморская шхуна на Мурманском берегу

Поморское судно у Мурманских берегов. Начало XX века.

Год назад «Джульетта» зимовала в Норвегии рядом с городом Берген в фьорде Норхеймсунд. Рядом с мариной мы с Алексеем Чиркиным увидели верфь. На верфи реставрируют старые и строят новые традиционные суда.

IMG_2939

Увидев это судно, мы поняли, что это то, что мы ищем.

IMG_2943

«Матильда» 1884 года постройки вооружена «яхтой» — так называют такое вооружение норвежцы. Корпус традиционный. Такие вооружали и кечами и шхунами.

деревянный корпус в Норхемсунде идентичный поморской шхуне

Рядом на берегу строится новый корпус.

IMG_2890

В офисе музея нам показали чертежи «Матильды».

на верфи чертежи Матильды

IMG_2924

Пару дней мы с Алексеем думали о том, что нам теперь делать… Заказывать шхуну в Норвегии будет слишком дорого. Даже имея на руках чертежи, без опыта и специалистов нам не справится. Навык строительства судов такого класса в Поморье, увы, утрачен.

верфь в Патракеевке

Верфь в Патракеевке. Начало XX века.

на Соборной пристани Съёмка – 1907 г. Автор съёмки – Поплавский А.А.

Набережная Северной Двины. Начало XX века.

И пришла ИДЕЯ: строить шхуну самим, но под руководством норвежских специалистов. Таким образом мы удешевим стройку и вернем на Белое море утраченную технологию.

Описание шхуны

Сегодня работа над эскизным проектом еще ведется. Пока можно перечислить некоторые характеристики судна: длина 20 метров (в ГИМСе) ; ширина наибольшая 6,6 метров; осадка 2,8 метра; водоизмещение — около 50 тонн. Корпус деревянный, с двойной обшивкой. Материал — северная сосна. Парусное вооружение — двухмачтовая гафельная шхуна. Внизу четыре 2-х местные каюты с отдельными санузлами. Кают-компания — столовая, камбуз, баня, моторное и подсобное отделения. На палубе надстройка с пультом управления и капитанская каюта. Район плавания не ограничен. 

IMG_2917

Реализация проекта

Почти год мы вели переговоры с заинтересованными лицами. Искали место для верфи. Сначала я был уверен, что мы должны строить рядом с Москвой, потому что большая часть членов нашего клуба из Москвы. Но недавно было принято решение строить в Архангельске. Губернатор Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов с энтузиазмом воспринял проект. Как я и планировал, для верфи будет выбрана площадка в центре Архангельска. То есть архангелогородцы и гости города смогут видеть процесс стройки и участвовать в нём. Во время всего процесса стройки, который по предварительным подсчетам займет три года, планируется организовать цикл обучающих семинаров и мастер-классов, кроме того, будет работать интернет-школа деревянного судостроения, событие будет широко освещаться в социальных сетях и СМИ. Медиа-составляющая стройки должна стать самостоятельным рабочим направлением внутри проекта «Поморская шхуна».

Финансы

В первую очередь, как и в  истории с  карбасом, мы рассчитываем на себя. Владельцем шхуны станет некоммерческая организация в уставе которой которой обозначена цель — восстановление и развитие традиций судостроения Поморья. А по сути шхуна, как и «Джульетта», будет судном клуба «Морские практики». Кроме своих ресурсов, мы рассчитываем на помощь представителей Архангельского бизнеса и, конечно, правительства Архангельской области. В случае успешной реализации проекта Архангельск получит верфь, документацию и специалистов. Уверен, в наших и зарубежных Высоких широтах найдется место не одной, а десятку туристических шхун такого класса.

Проект уже одобрен Баренц-секретариатом. Получено подтверждение участия норвежской стороны, выделен первый грант на рабочие приезды норвежских специалистов в Архангельск. Первый рабочий визит норвежских специалистов в Архангельск состоится 18-21 февраля и будет посвящен заготовке древесины, обсуждению технологии стройки и оборудованию верфи.

Презентация проекта «Поморская шхуна» состоится 21 февраля в 1600 в Северном морском музее (Архангельск). Будем рады видеть всех кому интересен это проект.

Немного позже, ближе к весне, состоится еще одна презентация в Москве. Темой ее станут маршруты плавания поморской шхуны.

48405749_2270378853219501_1444375584426688512_n

Партнеры проекта

До официального старта готовность участвовать в проекте выразили: Баренц — секретариат, Русское географическое общество, правительство Архангельской области, представители Архангельского и федерального бизнеса.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>