20 июня. Лешуконское, Нисогора
В проекте «Поморский крабас» участвует съемочная группа с режиссером Дмитрием Амелиным, оператором Андреем Евтюховым и фотографом Андреем Ягубским (Чифан), члены клуба «Морские практики» – Алексей, Светлана Петровна, Ирина, Володя и Остап Чиркины, Артем Гарусев, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба. А также Виктор Петрович Кузнецов, мастер народного судостроения, под чьим руководством идет стройка.
1100, приехали на стройку.
Виктор Петрович прибивает правую доску девятого набоя. Левая доска уже на месте. Мы начинаем её пришивать.
Девятый набой будет высоко от ватерлинии, поэтому его пришивают на сухую, без силикона.
ВП измерил высоту доски девятого набоя левого борта.
Прочертил в середине доски линию смыкания верхней и нижней досок и ввернул в это место два самореза — своего рода кондукторы.
Доски заготовлены зимой. Девятиметровые, из елки. Теперь такие мало где пилят. ВП вошел в долю: доплатил за лишнюю секцию стола, чтобы можно было пилить длинные доски.
1120, поставил доску на место, опираясь на два самореза и прищепив клещами середину. Прижимая концы доски к штевням отчерчивает, продолжает линию смыкания набоев. Доска получается разной по ширине. В середине шире, к концам сужается.
1125, снял доску.
1127, электропилой ручной циркуляркой обрезает доску вдоль отбитой линии, с напуском 35мм, для нахлеста.
1130, чай.
1150, на торце доски восьмого набоя в средней части и снаружи отбил границы фаски.
1154, снял фаску.
Эта фаску нужна, чтобы борт загибался внутрь судна.
1200, перенес размеры запила на штевне с левого на правый борт.
1205, выбрал на штевне посадочное место под доску. Бензопилой, стамесками. Очень топорная работа.
1225, вырубает посадочное место на ахтерштевне.
1310, прилаживаем доску на место. Начинаем ее пришивать.
1420, закончили пришивать девятый набор.
1500, отобедали кашей.
ВП взялся за десятый набой.
1930, закончили пришивать десятый набой, а с ним и обшивку карбаса.
Участники стройки!
Всего поставлено 1493 заклепки. Размерения судна — 7,5 метра длиной, 2,4 мера ширина в миделе.
Едем домой счастливые.
Вечером прогулка в деревню Малая Нисогора.
Репортаж «6-ой день – 20-ое июня» Андрея Ягубского (Чифана).
21 июня
1000, приехали на стройку.
Виктор Петрович уже покидал кокоры внутрь карбаса. Это наш, точнее его, следующий большой фронт работ. Кокор, точнее опруг (шпангоутов) будет восемь штук.
1125, стянули корпус на 15 сантиметров, теперь он 2225 мм по миделю. После того, как лодку сжали, она сразу стала ладнее.
ВП обвязал корпус двумя веревками, под веревки на верхний набой подложил доску. Потом вставил в веревку брусок и такой скруткой стянул борта. Можно было стянуть корпус ещё, но тогда бы «полезли скулы», как говорит ВП.
1500, после обеда ездили пилить еще одну кокору для шпангоутов (упруг). ВП говорил, что долго такую не мог найти, и здесь Боженька послал ему по речке здоровое дерево с корневищем, прямо к дому.
2000, весь день шкурили корпус снаружи. Увлеклись и выдохлись. В конце дня стало понятно, что это было никому не нужное геройство. Лодка строится совсем в другом формате.
Карбас наш такой большой, что пора сделать трап.
Репортаж «7-ой день – 21 июня« Андрея Ягубского (Чифана).
Партнеры проекта «Поморский карбас»:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой.