Из Марокко на Канарские острова, 27 января — 4 февраля

27 января, марина Агадир

марокко - канары
Впервые после Португалии повезло с уборкой лодки. Кому-то этот факт покажется неинтересным, но из таких деталей и складывается повседневность плавучей яхт-школы. Нужно вовремя прибраться между уезжающими и приезжающими экипажами, не везде легко найти помощников. В Европе и в большинстве цивилизованных стран проблем с уборкой нет совсем, но вот, например, в Марокко, в Мохаммедине неделю назад я прибирался сам. Не то, чтобы это слишком сложно, но «специальный человек» делает это лучше, по-гостиничному, у меня так не получается, к тому же, кроме уборки нужно ремонтироваться: мелкого ремонта хватает всегда…
В Агадире на призыв мой пришел местный юноша, говорящий на английском языке, и очень толково помог прибраться в каютах и салоне, пока я драил камбуз (камбуз я ему не доверил почему-то).

28 января

На «Джульетте» новый экипаж: Иван Шинкаркин, Алексей Чиркин, Нестор Куркин, Марина Позднякова и Евгений Шкаруба.
Времени задержаться в Марокко на пару дней, как я надеялся, нет. В Эс-Сувейру не поедем. Сейчас погода ни то ни сё, а через два дня будет усиление ветра с запада. Нужно успеть проскочить путь от Агадира до Лансароте.
Утром успели закупиться на рынке. Купили баранины, марокканский чай и благовония.
0175веб 0222веб 0266вебSHI_0112_Агадир
Успели сварить шурпу, оформили документы на выход и купили местный газовый баллон 8 кг всего за 15 евро.
1733, вышли из марины Агадир. Слабый ветер.
1800, встали под паруса.
2100, ненормальная волна с севера, а ветер с юга. Снова здесь трепет нас волной, как пять лет назад.
SHI_0477_Агадир-Ланцерот
2220, сильно мотает. Странный ветер, которого нет в прогнозах, дует навстречу волне, тянет нас уже пять часов. Грех жаловаться, дельфины опять же прибежали, играют рядом с бортом. Двое бойцов укачались, остальные пока спят.

29 января

0135, убрали паруса. Качает больше, чем дует.
0500, поставили паруса. Тяжело качает, хлопаем, пытаемся найти курс, когда вымпельный ветер и волна не спорят друг с другом. Получается идти южнее генерального курса.
0624, тяжело идем, ступаем по по млечному святящемуся пути.
0820, прилетел голубь.
Получается сносно идти курсом 285 градусов при нашем генеральном курсе 245. Думаю, эта история с ветром —наказание нам за то, что мы не взяли на борт паренька в Марокко: паренек русский, ходил по марине и искал, с кем доехать до Канарских островов. Не очень опрятный паренек, надо сказать. Готов был ехать хоть в трюме. В принципе, могли его взять. Сами мы тоже халявщики, любим на ветерке прокатится… Не взяли, потому что не наш формат. Пусть дождется лодку с дедушкой и бабушкой, которым он действительно будет подмогой на ночных вахтах. Но всё-таки чувствую неудобство. Много ошибок в последнее время: Эс-Сувейру проскочили, у паренька даже не спросили как его зовут… И уж если откровенничать, то я знаю, почему Марину и Ивана так укачало: не надели на матрасы простыни и одеяла без пододеяльников оставили — точная примета.
1040, раздуло до 14 узлов. Можем немного увалиться не хлопая парусами.
SHI_0425_Агадир-Ланцерот
Голубь, который прилетел к нам ночью, в дневном свете оказался почтовым. Сначала нагадил на палубе в районе вантпутенцев ахтерштага, а теперь расхаживает по шканцам и пробует клевать палубу. Дали ему воды и корку хлеба.
IMG_5205
1340, ветер скисает. Как вариант, скрутили поворот и легли на левый галс, идем по волне.
Голубь улетел. Пытался его сфотографировать, а он взлетел, взял курс на Канары и был таков.
1840, жизнь, вроде, наладилась. Дует 17 узлов.
1920, до Ланцерота 85 миль, а мы что-то разогнались. Попутный ветер до 20 узлов. Хорошо, что я знаю, где гостевой причал в марине Рубикон. Можно прийти ночью и не потеряться.
2134, раз, два, три. За десять минут разошлись с тремя «грузовиками». Вот что значит — подходим к Канарам. Или это трафик судов с мыса Доброй Надежды?

30 января

0140, все светится кругом, и гребни волн, и дельфины носятся вокруг лодки и уже видны огни Лансароте прямо по курсу.
0420, заметно меньше качает, мы уже спрятаны от северо-западного направления — волн с Азорских островов.
0740, утро.
IMG_5236
Утрений улов. Кальмар. Найден на палубе.
IMG_5479
0900, пришли в марину Рубикон.
Отдыхали, учились, стирались.
IMG_5774

31 января

Катались по острову. Были в двух моих любимых местах здесь — на соленых промыслах и в лавовых полях.
Вот так эти промыслы выглядят из космоса.
IMG_5505
Такими мельницами раньше (совсем недавно) поднимали морскую воду наверх, на террасы, из которых вода потом испаряется, а соль остается. Сейчас вместо ветряных мельниц используют электронасосы. Жаль, что у местных не хватает ума восстановить старые механизмы. Вот был бы парк натуральной физики для туристов.

IMG_5560

Участки принадлежат разным семьям и многие до сих пор действующие.
IMG_5621
Выпаренная соль.
IMG_5642
 
Набрали немного и на «Джульетту».
SHI_1250_Ланцерот
Есть на Канарах деревушки, которые находятся на самом берегу, но без своего флота. Слишком суровое море и берег в таких местах.
IMG_5686
Приехали обедать на лавовые поля. Накрыли стол, уселись — и тут к нам пожаловала семейная пара воронов.
IMG_5729
Местные, не ручные, но уверенные в себе птички.
IMG_5705
Не долго мы думали, что им предложить. Конечно, сыр. Вороны поели, еще раз поели, а потом стали зарывать наши подарки в песок, на черный день.
IMG_5723
 

1 февраля

Сумасшедшее утро. Занимались, прибирались, чинили подрульку (опускать-поднимать), смотрели на лодки.
SHI_1750_Ланцерот
Занимаемся с Мариной и Нестором по программе «Квалифицированный член экипажа». А вообще, морские практики существенно укоротили известную поговорку: от «Тяжело в учении — легко в бою» до «Учение — в бою».
1540, вышли из марины Рубикон. Ветер порывистый до 18 узлов от N. Поставили глухозарифленный грот и лавируемся под ветер на юг. Смотрю на анимометр и вокруг: кажется, ветра всё-таки больше, чем то, что показывают наши приборы.
1830, прошли пролив между Лансароте и Фуертовентурой. Волна здесь припротивная. Полкоманды укачало, но как только прикрылись подветренным берегом острова «Сильный ветер», стало легче. Волна еще осталась и раскачивает «Джульетту», но ветра хватает, чтобы грот не хлопал. Так идем.

2 февраля

0010, встали в марине Гранд тарайял Фуертовентура. Тяжелая швартовка, или это я давно в Хорватии не швартовался? Несколько раз при сильном боковом вере, без нормально работающей подрульки подходили к понтону. Чуть не покарябали корму. Потом пришел маринеро и сказал, что нужно вставать к другому месту. Так или идаче, но встали. И без потерь.
Немного испанских сардин перед сном.
IMG_5788
Днём самая динамичная часть экипажа укатила на экскурсию, остальные занимались лодкой.
Возвращался из офиса марины и вдруг на красном борту не очень большого и не очень нового шлюпа прочитал название — «Mechta». Думаю, наша. Подошел, познакомился. Действительно, наши. Хозяева: Андрей, 1978 года, москвич, владелец двух грузовых фур — возит лекарства в Московской области и Виталий, он моложе Андрея, работает охранником. История их выхода в море заслуживает внимания. Первый раз за границей Андрей и Виталий были два года назад, в Тайланде. Хотели купить квартиру и жить там, но не сложилось. Правда, в отеле был пляжный катамаран. Научились на нём ходить. Потом пришла идея купить яхту. В сентябре прошлого года приехали в Испанию, в Барселону. Взяли машину и поехали вдоль побережья. Заезжали в марины, искали подходящую лодку. Через неделю купили вот этот Эндевар 37 1979 года за 30 тысяч евро. Зарегистрировали лодку и вышли в море. В первый выход порвали стаксель. Понемногу освоились. Пошли вдоль Испании, в Гибралтар, дальше в Марокко. Идут по гугловской карте. Морских карт нет. В одной марине встретили немцев и научились у них смотреть метеопрогноз. В Рабате к ним пристал яхстопщик Фин (имя), немец. Мечта Фина — перейти Атлантику и добраться до Бразилии, а там встретить индейцев и жить с ними. Мечта Андрея и Виталия (хотя это уже рабочий план) — пересечь Атлантику, побывать на Кубе, потом через Тихий океан добраться до Камбоджи и там жить на яхте. Если в Камбодже не понравится, вернуться в Испанию и продать там яхту. Вот такой план. В Атлантику стартуют на днях, как только поменяют подшипник на рулевом.
Вечером принимали Андрея и Виталия в гостях. Пили вино, расспрашивали, подарили учебник по яхтенному делу.
IMG_5865
Для меня эта история знаковая по двум причинам. Во-первых, это конкретный посыл тем, кто уже лет десять собирается купить лодку и пойти в кругосветку, но так и не может решиться.

IMG_5841

Во-вторых, массовый русский кругосветный яхтинг — не за горами.
IMG_5839
IMG_5896
IMG_5894
А Фин, похоже, уже нашёл своё племя индейцев!

IMG_5893
3 февраля

1140, вышли из марины. Перед выходом попрощались с Андреем, Виталием и Фином. Пожелали им хорошего хорошей дороги и посоветовали зайти на Каба-Верде.
1230, занимаемся темами «Бегучий такелаж» и «Паруса».
IMG_5883
IMG_6248 (1)
Вытащили из воды старый брошенный серфинг. Не знаю, что с ним будем делать. Может, продадим кому за пять евро. Ветра мало, зато не качает. Собираюсь пожарить рыбы с луком, морковкой и картошкой.
1530, ветер играет с нами. Пока он дурачится, мы обедаем.
1700, вышли в пролив, здесь северный ветер в три балла. Понеслись на Гран Канарию.
IMG_5887
2015, шикарная волна: долгая, гладкая и ветра ровно столько, сколько нужно, чтобы идти под всеми парусами.
Хотя можно и прибавить на пять узлов. До Гран Канарии еще 30 миль. Завтра сложный день, рано вставать, хорошо бы прийти туда сегодня не слишком поздно и успеть поспать.

4 февраля

0050, пришли в Лас Пальмас. Куча судов входят и выходят из порта. Встали у гостевого причала. Отсчет лага 393 мили.
Утром уборка и таможня. Как ни странно, в таможне нам не стали ставить штампы о прибытии в Шенген. Сказали, что нужно приходить и ставить штампы в день отлёта. Ваня и Марина улетают завтра и особенно не радуются тому, что завтра перед самолётом нужно будет снова сюда тащится, а меня эти порядки очень устраивают — меньше дней в Шенгене.
1310, попрощались с Иваном и Мариной и вышли на Тенерифе. Сегодня вечером приезжает новый экипаж.
1800, в проливе мягкий ветер от NE силой до 12 узлов. Лёша сварил что-то замечательное из риса, чечевицы, лука, морковки и ещё чего-то там. Наслаждаемся его кухней, белым вином и ветром.
1920, пока Алексей спит сном праведника, мы с Нестором пьём мароканский чай.
2120, пришли в Санта-Круз, конец этапа. Длина этапа составила 450 миль.
IMG_5904Фотографии Е. Шкаруба, М. Поздняковой и И. Шинкаркина.

Яхт-школа «Морские практики»

Хороший ответ на так часто задаваемый вопрос: а почему паруса называются «бермудскими»?

Парус Маркони или Бермудский?

Год: 1966. Журнал «Катера и Яхты»

Паруса, имеющие форму прямоугольного треугольника, называют чаще всего бермудскими — по названию вулканических островов в Атлантическом океане, носящих имя испанца Бермудеца. Почему же именно бермудскими?

В XVII веке первый английский губернатор этих островов капитан Натаниэль Ботлер привез сюда голландских судостроителей. Они, естественно, стали строить здесь лодки такие же, как у себя на родине, и в том числе — лодки с парусами в виде поставленного вертикально прямоугольного треугольника. Поскольку применение таких парусов намного облегчало маневрирование, бермудские рыбаки быстро оценили «новинку» и начали ставить их на своих лодках.Очевидно потому, что площадь таких парусов меньше, чем других парусов равной высоты, в Европе они не нашли широкого распространения и вскоре им предпочли гафельные паруса, в то время как на Бермудах «бермудское» вооружение стало общепризнанным и совершенствовалось.
Незадолго до первой мировой войны европейские мореплаватели заинтересовались треугольным парусом снова. Оказалось, что увеличение его высоты давало возможность резко улучшить аэродинамические характеристики. Это явилось причиной «бурного ренессанса» бермудского вооружения, которое с тех пор и стало основным для всего мирового яхтенного флота. Этому, несомненно, способствовало и то, что в 1895 г. датчанин Вогт применил гибкие рейки — латы — для придания парусу некоторой жесткости.
Бермудский парус иногда называют (во всяком случае, называли) парусом Маркони. Это произошло совершенно случайно, когда один из создателей радио Маркони применил антенну в форме прямоугольного треугольника, а восхищенные изобретением радио мореплаватели «окрестили» похожий на эту антенну парус его именем. Поскольку бермудское вооружение не имеет никакого отношения ни к изобретению радио, ни к самому Гульельмо Маркони, гораздо более справедливо называть его по имени второй родины — Бермудских островов.

 
 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =

Прокрутить вверх