Плавания «Джульетты». Предновогодняя Португалия I, 25-31 декабря

Марина Давила, Виго

Вернулся на «Джульетту» — с бала на корабль. В голове все еще шумит презентация «Судового журнала», а в Галисии зима: солнечно днем, ночью холодно, утром палуба мокрая от росы. На верфи мы с «Джульеттой» почти одни. Днем появляются ненадолго рабочие и уходят, Испания отдыхает.
Пришел в себя. Зашпаклевал ссадину на киле, поставил новое перо руля. В последний рабочий день перед местным Рождеством 23 декабря спустили красавицу «Джульетту» на воду.
img_3050

24 декабря

Вечером приехал Дмитрий. Привез от Саши Шалкевича из Казани починенный гидравлический натяжитель ахтерштага, помпы для Вебасты и помпу для откачки масла. Вот это подарки для «Джульетты» на Новый год!

25 декабря

Вдвоем работа идет намного быстрее — поменяли масло в двигателе, поставили натяжитель ахтерштага, подклеили и завели стаксель, подтянули штуртросы на рулевом. Завтра выходим в море. Пока погоды хорошие спешим двигаться в Лиссабон.

26 декабря

Над Бискайским заливом дует северо-западный ветер, с утра по небу залива Виго несутся обрывки тумана.
img_3110
1025, вышли из марины Давила. Ветер 15 узлов северо-запад. То, что нужно. Поставили грот и лавирумся вниз по ветру в сторону океана.
Отсчет лага 75505 миль.
1220, вышли из залива. Ветра почти нет, зато волна из Бискайского залива огибает мыс Филистер, заворачивает и приходит нам в борт. Завели мотор. Идем мимо побережья Косто-де-Муэрте (Смерти). Так это здесь называется. Действительно, вокруг камни и рифы. В плохую погоду, в туман, без навигатора ходить было очень не просто.
1320, перевели время на час назад. Сменили испанский гостевой флаг на португальский. Солнечно, легкий южный ветер, но так влажно, что палуба еще не просохла от ночной росы. Идем вдоль берега, обруливаем вешки рыбацких сетей.
1430, ветер играет в прятки. То поддует из ближайшей долины, то после того, как мы доверчиво поставим паруса, стихнет. Лодка без ветра беззащитна — волна из Бискайского залива начинает её раскачивать. Паруса хлопают и мы их убираем. Снова и снова такая канитель.
Смешное про испанцев от Дмитрия: «маньяна» — это не значит «завтра», это значит — «не сегодня».
1700, зашли в устье реки Лима и встали у гостевого причала марины Виана-де-Кастело. Переход составил 37 миль.

 img_3125
27 декабря

Гуляли по Кастело. Кто это? Почему с кораблем? Не дошли руки разобраться.
img_3134
В небе Рождественские звезды.
img_3144
Город с высоты собора.
img_3167
Вот это судно-госпиталь упоминается во всех туристических справочниках. Внутри довольно простенько и не затейливо.
img_3204
Только в конце экскурсии дошло, что эта плавучая гостиница несла свою службу рядом с португальскими рыбацкими флотилиями, например, на Ньюфаундлендской банке. Рыбаков там было много. Они таскали треску для дома, а если болели, их лечили в этом госпитале.
А эта шхуна — рыбацкое судно.
img_3184
Вот они вместе: рыбак, треска и госпиталь на горизонте.
img_3186
Кухня — самое милое место на плавучем госпитале.
img_3190
1425, вышли в море. Ветра нет, солнечно, влажно — палуба не просыхает, хорошо, что я её пропитал осенью маслом. Идем в Порто. Отсчет лага 75552 мили.
1550, пробираемся через поля краболовок. Шельф вдоль берега Португалии тянется в море на мили. Самое правильные места чтобы ловить раков.
Вдруг в «Катерах и яхтах» девяностых годов встретилась отличная статья про английские традиционные Коблы. Этим летом мы несколько раз встречали похожие лодки во Франции и Испании. Вот, например, испанская дорна из музея в Виго.

дорна, рулевое перо

Я смотрел на их странные корпуса, большие, глубокие как шверты рули и удивлялся. Кое что процитирую из статьи, здесь ответы на вопросы, которые вертелись в голове с лета.
 
Кобл
coble_drawing_foy1
Рыболовные лодки — коблы, получившие распространение в Нортумберлэнде, Дареме и Йоркшире, являются, вероятно, самыми уникальными судами британского малого судостроения. Вот уже более двухсот лет их продолжают строить без особых конструктивных изменений. Об этих суденышках упоминают еще с елизаветинских времен (1558—1603 гг.) Многие писатели XIX столетия с недоумением называли их «полушлюпкой», «полубаржей» или «не то килевым ботом, не то плоскодонкой», пытаясь описать их странные обводы.

kobly_v_gavani_bridlingtona

Современные коблы стали немного шире и тяжелее старых парусных лодок. Сейчас коблы в основном швартуют у причалов, в то время как смысл их необычного подводного профиля, очевидно, именно а том, чтобы можно было безопасно подходить к не оборудованному отлогому берегу. В хорошую погоду экипаж направляет кобл носом и берегу, но в условиях сильного прибоя перо руля убирается и лодку разворачивают нормой и берегу. Ветер и волна, воздействуя на мелко сидящую в воде кормовую часть, удерживают кобл в этом положении. Лодка идет кормой вперед, мягко принимая волну острым носом. Она не изменяет своего положения, когда достигнет берега — первой касается грунта глубоко погруженное основание форштевня. Можно не опасаться, что кобл развернет бортом к волне — судно прочно стоит на грунте своими кормовыми полозьями и форштевнем.Сталкивают кобл с отмели за корму. При первом же толчке корма оказывается на плаву, еще толчок — всплывает нос. далее садятся на весла и гребут от берега до установки руля и мачты.Строить лодку начинали от диаметрали. Устанавливали днищевые доски. Лекал не применяли, добиваясь нужных обводов «на глаз». На небольших коблах делали по три днищевых доски с каждого борта, но на больших современных ботах их больше. Далее устанавливали три или больше бортовых досок, ширстреку придавали завал внутрь. После подгонки и установки шпангоутов устанавливалась накладка форштевня и кормовые плавники-полозья, которые продлевались за транец.Коблы почти неизменно вооружались рейковым парусом. Мачте придавался большой наклон назад. У паруса задняя и нижняя шкаторины были немного длиннее передней и верхней, противоположные шкаторины были почти параллельны.
На больших коблах иногда устанавливали второй рейковый парус меньших размеров, служивший бизанью, и кливер на бушприте. Стоячего такелажа не было, а фал и гордень крепились к планширю. Фал на утку не закладывался, а завязывался специальным узлом, чтобы, дернув за его ходовой конец, парус можно было быстро убрать. Галсовый угол паруса крепился посередине растительного троса, концы которого проходили через отверстия в ширстреке каждого борта, приблизительно посередине между носом и мачтой. Бортовыми талями галсовый угол паруса подтягивался к планширю. Шкот проходил через тали, которые крепились у подлегарса близ кормовой банки. Передняя шкаторина паруса растягивалась булинем, проходившим через блок у форштевня в сторону кормы. Из оставшейся оснастки следует отметить оттяжку переднего нока рейка и сорлинь — конец для удержания тяжелого пера руля во избежание его потери.
Парус снабжался риф-сезнями, причем зарифленный парус ставили на специальной короткой мачте. При слабом ветре эту мачту использовали в качестве бушприта. Длину основной мачты выбирали чуть меньшей длины кобла, а длина рейка составляла примерно половину длины мачты или чуть больше.
Все коблы принимали несколько центнеров твердого балласта (железные или свинцовые чушки на лоцманских и прогулочных ботах и мешки с песком на рыболовных), который укладывали вблизи мачты или под второй банкой. Взяв хороший улов, песок из мешков высыпали за борт.
Коблы всегда славились своей быстроходностью и мореходными качествами. Кобл ровно режет воду без ударов корпуса о волну. Правда, на попутной волне кобл склонен к рыскливости. При подъеме кормы попутной волной только длинное перо руля может предотвратить ее забрасывание в сторону.

obvody_i_konstrukciya_kobla
Парусное вооружение кобла

Гребля на коблах требует опыта и физической силы. У рукояти весла имеется ремень, надеваемый на металлическую шпильку, играющую роль уключины. Весла очень тяжелые и рукояти при их установке далеко заходят одна за другую таким образом, что начиная гребок, приходится скрещивать руки. Гребля с рулевым дело не сложное, но физически тяжелое. Без руля и при сильном боковом ветре кобл сильно приводится. По этой причине на коблах часто гребут кормой вперед, так же как и буксируют лодку. Очевидно с этой целью транцу и придается такой большой наклон назад.
Теперь с коблами у нас полная ясность. Понятно, почему такой корпус и руль. Эти две странности связаны между собой. Жаль, не нашел имя автора статьи.
1800, уже час с нами идут дельфины. До Порто 10 миль.
2030, пришли в Порто. Марина Лексос. Знакомые мрачные стены оствещенные желтым электрическим светом. Встали к крайнему гостевому понтону.
Отсчет лага 75588 миль.

img_3236
28 декабря

Гуляли по Порто.
img_3282

Речка Доро в Порто. Рабело — лодочки, нагруженные бочками с портвейном. Чтобы стать настоящим напитком, бочки должны покачаться на речной волне. Без этого никак. Я давно догадывался, что качка — это полезно.
img_3322
img_3308
29 декабря

0955, вышли из марины. Ветер с берега до 10 узлов.
1015, встали под паруса. Солнечно.
1230, ветер 2 узла. Мы тоже идем 2 узла. Волны почти нет. Забытое удовольствие неспешного яхтинга. Обычно в океане или открытом море в слабый ветер нам мешает мертвая зыбь. Она раскачивает лодку, паруса хлопают, часто очень сильно, так, что мы не выдерживаем и заводим двигатель. Сейчас нет. По странному стечению обстоятельств около побережья Португалии тихо. Хотя время штормов. И вот мы не спеша идем под парусами.
Мимо прошла на моторе яхта, покричали нам что то про Новый год и скрылись. Спешат, мы же твердо намереваемся дождаться ветра. Третий день прогноз показывает слабый западный ветер с берега. Мы его уже ловили рано утром и поздно вечером. Потом он куда-то сбежал. Подозреваю, что днем этот западный ветер пересиливает дневной бриз с моря. Солнечно, Португалия днем прогревается и холодный воздух Атлантики стремиться на теплую сушу. Этот встречный бриз почти равен обещанному прогнозом градиентному ветру, они борются и в итоге нет никакого ветра. Сегодня у нас большой переход, думаю, вечером бриз прекратится и мы поедем на западном ветре.
1315, завели двигатель.
1444, ветер зашел на попутный. Выключили мотор.
1600, мимо «Джульетты» пронеслась шайка дельфинов, гоняют кого-то, к нам даже не заглянули, только хвостиком махнули.

Думали зайти в порт Авейро, но лоция очень не советует. Идем дальше, со скоростью пешехода, в порт Фоз.
2100, поставили паруса. Подул обещанный ветер с берега. Поехали.
Погода пока нас балует. Прогноз обещает встречные ветра после первого января. За это время нам нужно скатится до Лиссабона.

30 декабря

Решили не останавливаться в Фоз и идти дальше, покуда не кончится «боковик», как Дима называет наш галфвинд с берега. Дует комфортнейшие 7-10 узлов. Волны нет, «Джульетта» в окружении свиты дельфинов плавно скользит на юг.
0220, отсчет лага 75662 мили. Дельфины развлекают нас часами. Струи воды, омывая их тела, начинают светиться и напоминают легчайшие одеяния, может даже ночные рубашки из светящегося шелка на фоне черной глубины моря.
Разбились на четыречасовые вахты и стоим по очереди. Свежо, но не холодно. Небо в звездах, жаль, нет луны… Или не жаль. Скользим среди звезд.
07057, восход. Продолжаем ловить ночной ветер. Прошли за ночь с добрую сотню миль.
0830, небольшое усиление до 20 узлов.
img_3446
Скачал прогноз: в Лиссабон мы придем завтра, а потом спокойная жизнь кончится. Подует сильный южный ветер, может, мы еще пожалеем, что не воспользовались нынешним затишьем и не газанули на самый юг Португалии.
0930, мыс Кабо Карвоэйро. Убрали паруса.

img_3465
1005, пришли в Пиниши. Ровно сутки хода. Отсчет лага 75712 миль.
img_3481

Гуляли на мыс. В полдень ветер, который нас так славно тянул ночью и утром уже исчез, бриз его победил. Думаем стартовать завтра рано ночью.
Зашли в магазин затариться перед новым годом. И вот видим такое изобилие трески.
img_3509

31 декабря

0300, вышли в море. Грот поставили еще у причала, не очень веря, что в море есть ветер. Но как только вышли из гавани, подул милый нашему сердцу «боковик». Лодка пошла. Добавили стаксель и легли на курс.
0800, восход солнца. Ветер до 15 узлов. Отлично, ровно бежим. Через пару часов пройдем мыс Кабо-де-Рока. Начнем заходить в залив. К этому времени бриз «сломает» ветер с берега, а прилив повернет воду внутрь залива. Такие расчеты.
0930, прошли мыс Рока.
1020, прошли мыс Роса.
1200, лавируемся в заливе Тежо. Лиссабон совсем рядом. Ветер до 10 узлов. Холодно. Холоднее, чем вчера. Море пустынно. Понятное дело, все нормальные люди чистят селедку и накрывают новогодний стол.
1250, лавируемся в устье. Попутное течение до двух узлов. Очень приятно лавироваться с попутным течением. Пусть это будет девиз нового года: если против ветра, так по течению!

img_3533

Вот уже знаменитый «соломбальский» мост.

img_3545

1423, пришли в марину Лиссабона. Замечательно успели. Теперь прибираться и готовить ужин. Переход из Виго прошел при исключительно хорошей погоде и составил 255 миль.

portugaliya-1

2330, провожаем старый и встречаем Новый год! На столе жареная картошка, селедка с оливками и немного абсолюта.

 img_3578

На десерт яблоки. Скромная домашняя кухня. Такой нынче яхтинг, друзья!
С Новым годом! С новым счастьем! Уррра!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 2 =

Прокрутить вверх