10 октября. Старая гавань Ля-Рошеля.
Перед выходом в море успели заглянуть в морской музей Ля-Рошеля.
На борту «Джульетты» экипаж: Александр Шалкевич, Олег Вояжер, Максим Лунькин, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба.
После аварии на острове Груа, где мы оставили треть пера руля, маршрут «Джульетты» изменился. Вместо португальского Лиссабона идем в испанский Виго. Там будем подниматься и менять рулевое. Дорожка пройдет вдоль берега, по уже знакомым, но еще не изученным местам.
1100, ворота гавани открылись. Ветра почти нет, солнечно, чистое осеннее небо над головой. Выходим в залив.
1140, поставили паруса. Идем левым галсом.
1430, попутное течение до 1,5 узла. Со скоростью в 3 узла огибаем остров Долерон. Очень плавно выходим в море. С моря идет длинная раскатаная волна, которую совсем не заметно на просторе и которая поднимается на рифах на дыбы и шумит там прибоем. Нам не надо спешить. В заливе, на берегу которого стоит город Руайян, сейчас отливное течение. Нам нужно прийти туда, когда течение переменится на попутное, приливное.
1500, прошли мыс Шассерон. Ветра почти нет. Стоим в попутном течении.
1810, по мере того, как мы огибаем остров Долерон, ветер заходит и остается попутным. Идем неспеша, ибо время, проведенное под парусом не защитывается)), некуда спешить.
2030, резкий запах антифриза в лодке. Сначала подумал, что проблемы с двигателем. Слава Богу, нет, дело в другом. Протек антифриз Вебасто в передней каюте: включи ее на полную мощность, видимо, не выдержало одно из соединений. Завтра будем разбираться.
11 октября
0005, еле-еле встали в марине Руайяна. В темноте пришли в знакомую гавань и обнаружили, что она перегорожена какими-то плавучими трубами. Не найдя в темноте нормальное место, встали до утра к понтону заправки.
Переход составил 53 мили.
Первую половину дня чинили Вебасто.
Александр — механик, представитель Судоходные двигатели Volvo Penta в Казани, Вебасто они тоже ремонтируют. Посмеялся, когда узнал сколько мы заплатили за установку двух Вебасто на Канарских островах четыре года назад. Они с Максимом послушали то, как часто включается помпа пресной воды, и убедили меня установить нормальный, бытовой гидро-аккумулятор. Прогулялись с Сашей в хозяйственный магазин и купили помпу с таким расширительным бачком на 20 литров за 102 евро. Помпу сняли и выбросили, а бачок подсоединим позже, по пути. Посмотрел, сколько стоит такое оборудование в морских магазинах, нашел 2-х литровый за 119 евро.
1600, вышли в Байон. Завтра в этом районе начнутся военные стрельбы. Мы должны успеть проскочить мимо. К тому же ожидается хороший, крепкий ветерок с берега.
1740, поставили стаксель и грот. Идем по фарватеру.
1805, большое судно обгоняет нас. Мы приняли к самому краю фарватера, пропустили здоровяка и получили в благодарность один длинный, еще два длинных и короткий гудки. Я это перевел как «Судно на механическом ходу обгоняет справа» или «Привет, спасибо, что пропустили!»
2000, на улице холод, а у нас тепло и жареные креветки.
2340, ветер 25 узлов. Полный галфвинд с берега. Подумали и убрали грот. Идем под одним стакселем. Стало больше качать.
12 октября
0218, говорят, дома заморозки. И сюда, в Бискайский залив, восточный ветер принес холод: мерзнем на вахте. Ветер до 22 узлов.
0400, на порывах 27 узлов. Не могу уснуть. В носовой каюте тресет.
0755, ветер до 28 узлов. Как бы нам не порвать стаксель.
1100, подошли ближе к берегу. Почему я не сделал это раньше, в самом начале преехода? Здесь намного меньше волна и легче ветер.
1210, пришли в уже знакомый Байон.
Отдыхали и гуляли по городу под дождем.
13 октября
Утро.
Французы — молодцы: никогда не жмотятся на масштабные гидросооружения. Вот этот оформленный камнем вход в Байон чего стоит.
0930, вышли из Байона. Ветра нет, идем на моторе.
Поставили с Сашей гидроакумулятор. Классная вещь. Помпа пресной воды теперь работает раз в десять реже. Везет мне на талантливых механиков этой осенью. Правда, у меня появились сомнения. Теперь, когда открываешь кран, помпа не включается каждый раз и не предупреждает тебя о том, что запас воды ограничен. Так можно увлечься и всю воду слить.
1400, встречный западный ветер 7 узлов. Встали под паруса.
1630, ветер заходит к северо-западу. Идем полным бэйдевиндом, «трамваем». Отлично.
1700, ветер вернулся на встречный и усилился до 12 узлов. Лавируемся. «Джульетта» и со обломанным пером продолжает держать курс бэйдевинд сама, с закрепленным штурвалом. Волны нет. Отлично скользим: идеальное море для идеальной яхты.
Варя облюбовала себе местечко под козырьком.
1940, пришли в городок Бермео. Долго шарились по порту, пытались встать в небольшой гавани на стоянке местных лодок, но от туда нас вежливо попросили: мы загораживали проход. Покружили по порту и встали у стенки. Носовой швартов завели на свободный понтон, а кормовой — на кнехт. Амплитуда прилива здесь — 5 метров. Немного потаскает «Джульетту» во время прилива, но в целом — сносно встали. Новое для нас место и очень красивый город на пути.
Вечером снова был дождик.
14 октября
Всю ночь и утро дул сильный западный ветер. Принес с собою дождь, тепло и волну.
Утром занимались темой «Приливы».
Гуляли по городу.
1500, вышли из порта Бермео.
1520, поставили грот. Вода кончилась пресная! Хм.
1550, открыли стаксель, заглушили мотор. Лавируемся вокруг мысов Страны Басков. Идем в Бильбао, до него всего 20 миль.
1900, заходим в порт Бильбао. Огромные портовые сооружения. Правый внешний мол еще не построен, но уже нарисован на карте и обозначен специальными знаками. Не знаю, можно ли над ним пройти. В прошлый раз нужно было спросить у местных яхтсменов. Теперь приходиттся идти лишнюю пару миль.
Проишли в новую марину Бильбао. В отличии от старой, здесь дорого стоять, но есть бесплатная стиральная машинка и горячая вода без интернета.
15 октября
Отличный мотосейлер Аmado 140 у нашего понтона.
Прибираемся, стираемся, моем лодку.
Олег уехал. Поля и Варя уехали. Опустела «Джульетта». Закончилось лето.
Уведомление: Новый 2017 год!