28 августа.
Ванн — морской город и архитектура здесь морская: дома будто рубки деревянных кораблей.
На борту «Джульетты» экипаж: Валерий Баранов, Егор Митяев, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба.
Начинаем плавание вокруг французской Бретани. На дорогу из Ванна в Сен-Мало у нас две недели. Не мало, но и не слишком много для такого интересного места. Сложный берег изрезан заливами, много островов, банок, рифов. Это приливная зона с самыми большими в Европе приливами — до 14 метров, с приливными течениями. Берега Бретани давным давно заселены людьми. Море суровое и богатое. Одна из самых старых и интересных морских культур на Планете.
Город Ванн находится в конце мелкого канала Марль. Подняться в гавань Ванна можно только с приливом. Сегодня проход в Марль для нас начнется за два часа до Полной воды, в 1300, и до двух часов после Полной воды, в 1700.
Закончили береговые дела. Купили провизию, погуляли, послушали концерт дамочки с шхуны, что стоит напротив нас. Дамочка заунывно, на мой вкус, подвывает песенки под аккомпанемент пианино. Поет она не очень, но вот пианино ее оборудованно так, что умеет автоматически подниматься из трюма и после концерта обратно опускаться обратно. Было бы еще лучше, если бы из трюма пианино поднималось уже с пианисткой, которая играла бы что-нибудь. Поиграла, поиграла и скрылась.
1500, с началом отлива вышли из гавани Ванна.
Вышли в залив Морбиан. Знаковое местечко на бритонском берегу. Десятки островов, бухт, якорных стоянок, приливные течения здесь как горные реки. Есть где разгуляться человенку на лодочке.
1630, встали на якорь рядом с островом Иль-Окс-Муан. Вначале я надеялся найти муринг, но оказалось, они здесь все частные. Что делать, положили якорь недалеко от муринговой стоянки. Стоим в заливе с сильными реверсивными течениями. Спустили тузик и по очереди скатались на берег, погуляли по городку Кергантелек.
29 августа
Всю ночь «Джульетта» стучала и звенела якорной цепью.
0940, снялись с якоря
1000, выходим в море. В проливах с попутным течением идем до 11 узлов.
1010, встали под паруса. Огибаем мели, прошли островок Морбиан, постепенно забираем вправо, на запад. Сонечно, легкий ветерок.
1300, Валера с Егором взялись приготовить суп. Валера ошпарил руку. Часто думаю, а не бросить ли нам готовить горячее на ходу? Опасные травмы на камбузе.
1525, ветер 15 узлов, западный, лавируемся вдоль берега. Собственно, лавируется «Джульетта», а мы спим, греемся на солнышке, разговариваем. Лодка с зафиксированным штурвалом держит курс бэйдевин, мы только повороты помогаем ей крутить.
С одной стороны, все понятно, это гафельный тендер, но наверняка у него есть свое более точное французское название.
Вдали прекрасная «Джульетта».
Эта лодочка продается.
Рассмотрел, как устроены эти палки-подпорки. Ничего сложного, к борту такая ножка прикреплена двумя сквозными винтами. Интересно, почему на нашем Севере, в приливных Белом и Баренцевом море, не распространена такая конструкция?
30 августа
Увидел, что обе нижние ванты на «Джульетте» имеют по одной лопнувшей пряди. По всему, мы слишком расслабили ахтерштаг в последнее время на переходе из Лиссабона. Топ мачты на волне «играл» вперед и перегрузил нижние ванты. Прейдется их менять.
Лодочки на отливе.
Вышли с Груа в обед. Учим и повторяем узлы.
Неспеша по гладкому морю между банок и мелей под парусами сделали переход в Конкарно. Встали в старой части города, в порту Плэйсенс. Заход в порт удобен и безопасен, в первую очередь потому что здесь относительно глубоко, нет привязки к приливам — можно заходить в любое время.
Старый город в крошечной крепости на острове замечателен. Решили остаться здесь завтра и все посмотреть.
31 августа
Трёхмачтовый люгер «Corentin» с откидным бушпритом и гиком. На переднем плане флотилия лодочек-одиночек, участников регаты, которая идет параллельно нам вторую неделю.
Морской музей Конкарнео посвещен парусному рыболовному флоту Бретани.
Это мы поджидаем Валеру и Егора на входе в музей.
Отличная шпангоутная модель бретонского тунцелова.
Большой Лоустофт Смэк. Парусное вооружение.
Еще один йол-тунцелов. О том, что это тунцелов, говорят две длинные палки, которые разводят в стороны и к которым цепляют трал.
А вот это — бискини. Наверное, от слова бискайский. Мы такой несколько раз в Бресте встречали.
Новые паруса, как правило, были белого цвета. Но когда они начинали старится, их пропитывали специальным составом с красной охрой. Отсюда этот яично-посхальный цвет.
Устройство подъемного бушприта.
Нам такое на «Морошке» нужно сделать. Только битенг нужен.
Вечер, крабы и белое вино.
Уведомление: Поморский карбас