Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Спинакер и Геннакер. Трансатлантика

Морские практики

Сергей Чистяков

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Перегон. Обратная Трансатлантика на катамаране Морские фантазии. Часть II. Ветер

Атлантический океан

Опа, Опа! Америка, Европа!

На борту «Морских фантазий»: Сергей Прохоренко, Евгений Рудаков, Дмитрий Никулин, Алексей Семаков, Евгений Шкаруба.

18 апреля

0001, координаты 24*57’N 052*27’ W. Отсчет лага 740 миль.

0150, хуже нет безделья на ночной вахте. В основном у нас рулит автопилот и вахтенным просто нечего делать. Рулить на кате неинтересно и сложно, совершенно не чувствуешь руль.

0200, вокруг ходят грозы, волна стала более беспорядочной, убрали генакер.

0620, взяли первый риф на гроте. Ветер до 22 узлов.

0830, ветер скис до 17 узлов. Отдали риф на гроте. Еще раз попробовал рулить. Отлично рулится сегодня наш кат. Почему я вчера не оценил? Не лежит на руле, легко управляется малыми углами поворота. Видимо, первое неверное ощущение у меня было от рулежки на моторе, а может, это волна сегодня другая.

Идем со скоростью около семи узлов, никак не можем разогнаться, сильно перегружены: глубокую пашем в океане борозду.

1430, приснилось, что мы с Ильясом на «Джульетте» подошли к большому полю саргасовых водорослей, уперлись в них носом и начали терять ход. В это время разбудил Серега: катамаран плохо управляется на волне, рыскает. Порывы ветра до 22 узлов. Тренируется меня будить. Решили еще подождать, пока можно не рифиться.

IMG_0296

1630, отсчет лага 843 мили. Когда я планировал переход, то рассчитывал, что в сутки мы будем проходить 150 миль. Сегодня у нас шестой день пути, значит, лаг должен быть 900 миль. Отстаем от графика на 57 миль. Будем наверстывать, за пару дней должны догнать свое расписание.

Ветер четыре-пять баллов. Волна полтора метра поддает нам между поплавков. Короткие дождики. По вечерам свежо. Координаты 25*31’N 050*39’W.

2010, ветер скис, то ли перед усилением, то ли перед сменой направления. Идем на моторе.

2140, ветерок. Заглушил мотор.

2330, раздувает. Взяли первый риф на гроте.

19 апреля

0000, шквал. Взяли второй риф.

0620, ветер 25 узлов. Отдали второй риф. Тяжелая ночь, катамаран трясет как телегу на разбитой дороге. Снилось, что я от поезда отстал.

0800, шквал силой до 45 узлов. Сильный ливень. Похоже, мы в теплом фронте циклона. Не ожидал такого усиления. Сначала взяли второй риф на гроте, потом третий, потом догадались грот убрать вообще, и правильно сделали, потому что начали настойчиво рыть воду носом левого поплавка.

IMG_0186

Как раз читаю в «Теории корабля»: «… это означает, что судно всегда обладает большой продольной остойчивостью, и поэтому никогда судно не переворачивается через нос или корму. Исключения из этого вывода составляют парусные катамараны. У них продольная остойчивость часто меньше, чем поперечная. Это вызвано малыми площадями конструктивных ватерлиний корпусов катамаранов из-за их узких обводов. Поэтому на полных курсах при свежих ветрах катамараны могут зарываться носом в воду и даже опрокидываться через нос…»

0845, поставили глухо зарифленый грот.

0915, большое грузовое судно «Atlantic Tramp» прошло в полмиле за нашей кормой.

0945, шквал силой до 45 узлов. Не зря везли с собой непромокаемые штаны. Идем под одним зарифленным гротом.

1115, шквал. Сменили галс. Курс 50* — «Полтишок». Счастье отстоять вахту, снять с себя все мокрое и сидеть в кают-компании, укрывшись простыней, стучать зубами, пить чай и медленно согреваться. Еще — глазеть в окошки.

1135, шквал.

1155, шквал. Ветер гуляет от 15 до 35 узлов. Шквалит каждые полчаса. Ливни такие, что не спасает никакая непромокаемая одежда. Вот чем мне еще катамаран нравится: сидишь в кают-компании, как в рубке, вокруг все видно, не то, что в утробе однокорпусной лодки, накрененый на борт и ничего не понимающий.

IMG_0411

И еще, очень хорошо рулится наш катик. Не лежит на руле, штурвал отлично передает нагрузки на перьях, можно рулить с упреждением, малыми углами.

1625, ровно неделя в пути. Отсчет лага 985 миль. Координаты 26*19’N 048*15’W. Ветер 35 узлов, идем по волне в сторону Азорских островов. Жека сварил праздничный суп с белыми грибами. Еще одно подтверждение моим мыслям: если плавание на «Джульетте» — это путешествие улитки, то переход на «Морских фантазиях» — это поездка на дачу. Сегодня особенно: залитый дождем стол на веранде, осенняя непогода, грибной суп… Только желтой листвы полу не хватает.

1950, почти шторм. Идем под половинкой генуи. Волна до четырех метров. Какое-то время я сомневался, стоит ли убирать грот, но подошли пара волн с большими обрушивающимися гребнями — и сомнения отпали.

IMG_0430

20 апреля

0400, поставили зарифленный грот. Полнолуние.

1025, ветер на порывах 30 узлов. Идем под зарифленными гротом и генуей. Несемся, пашем океан… Со скоростью 6-7 узлов. Очень мы перегружены, тяжело идем, но добавлять парусов пока не решаемся. Может, со временем привыкнем. Кроме того, волнишка нам в пузо тычет, да так, что стол в кают-компании подпрыгивает на полметра. Вот что о катамаранах говорят питерские капитаны: «В основном, нижняя поверхность «моста», обращенная к волновой поверхности моря, всегда будет объектом посягательств со стороны морских волн. Удары волн «снизу-вверх», чрезвычайно сильные, даже в условиях умеренного шторма, отрицательно сказываются на морально-волевых качествах экипажа яхты».

В остальном, все больше ценим нашего скакуна.

Перевели часы в следующий часовой пояс.

1710, поставили генакер. Ветер скучает. За день просушили одежду, помылись и постирались. Вспоминаем ветер вчерашнего дня.

IMG_0384

Координаты 27*50’N 046*15W, отсчет лага 1127 миль.

2030, убрали генакер. Жду, надеюсь, что ветер ночью усилится.

IMG_0337

21 апреля

Сквозь сон слышал, что ветер скис, заводили мотор. Мотор забарахлил. Оказывается, порвался ремень. Быстренько сориентировались, поставили новый и поехали дальше. Я так и не встал, справедливо полагая, что такая опытная команда справится с проблемой сама. Все так и получилось.

0320, ветер 15 узлов от SW. Продолжаем двигаться на периферии большой зоны пониженного давления. Сейчас ветер попутный, несем грот. Отсчет лага 1175 миль.

Скачали свежий прогноз. По нему выходит, что идти нам нужно все-таки на Азоры, как и планировали раньше. На Мадейру ход закрыт большим антициклоном и встречным ветром.

Ночи стали холоднее, на вахту не только штаны, кроссовки хочется одеть.

0601, вахта длинною в рассвет. «Морские фантазии» идут из ночи в день.

0745, ветер до 25 узлов. Зарифили грот. Продолжаем идти фордевиндом, скачем по волнам.

Ситуация на борту классическая. Серега сегодня дежурный. Кроме того, он вахтенный с восьми утра. Чтобы успеть приготовить завтрак, Сергей попросил Евгения разбудить его в семь, за час до завтрака и вахты. Жека, вахтенный с шести до восьми, имел также указание разбудить меня, как только ветер начнет усиливаться больше 22 узлов (ждем усиление с полуночи). Когда ветер усилился, Жека меня будить не стал, понадеялся на свою интуицию и опыт руководителя. В итоге, когда пришло усиление в 30 узлов, он уже не мог отойти от штурвала. Я проснулся от того, что «Морские фантазии» начал юзать кормой на волне. Будить Сергеея было некогда, он проспал. В итоге, Серега занялся оладьями и опоздал на вахту на час. Жека, конечно, был не в восторге от третьего часа на вахте после бессонной ночи. Но кто здесь не прав в большей мере, судить сложно. Я вмешался, когда Сергей предложил отстоять час за Евгения. Эти попытки решить «по справедливости» нужно сразу пресекать. Есть прописанные правила, по ним и будем жить.

0830, шквал. Убрали грот.

0930, поставили грот.

1130, приближается краешек фронта. Взяли первый риф.

Все-таки «Джульетта» быстрее раза в два. Сейчас как на тракторе через океан едем. Зато вид из салона обалденный. Парусный трактор с салоном.

1300, шквал. Порывы ветра до 37 узлов. Попробовали новую технику: не рубим грот, а обезветриваем его, приводимся. Шквал короткий, всего пару минут. Катамаран отлично лежит в дрейфе с поднятым гротом. Пропускаем таким образом порыв и едем дальше.

IMG_0419

1550, брали рифы, когда пришел гребень волны в борт. Чуть не вылетели за борт.

1930, еще один фронт. Повернули на левый галс. Серега надел мою непромокаемую куртку вместо своей. По ошибке. У него теперь одна сухая в запасе.

2335, шквал. Ветер до штормового на порывах, болтает. Деревянные панели в каютах издают оркестры скрипучих звуков.

Координаты 29*38’N 043*31’W. Отсчет лага 1308 миль.

22 апреля

0210, шквалит. Одно спасение, что попутный ветер. Но даже и так, загнал он нас порядочно.

0330, ветер до 35 узлов. Летим бакштагом левого галса, качает и трясет.

Руление на катамаране — это отдельная история. Когда идем фордевиндом, рулевой сидит за штурвалом, над рубкой, на высоте трех метров, как на слоне едет, круче его нет от горизонта до горизонта. Плавно поднимается он вместе с катом на здоровые волны и со свистом съезжает вниз. Другое дело сейчас, когда мы идем багштагом. Кат валяет из стороны в сторону, внизу жить еще можно, но на верху рулевого мотает так, что еще немного — и у него голова оторвется.

0755, утро. Скачали свежий прогноз. Выходит по нему, что циклоны и попутный ветер будут с нами до Азорских островов. С одной стороны, это хорошо, сами ветра просили. С другой стороны, все утомились от резкой катамаранной качки.

Команда наша в свете экстрима последних дней отлично прирулилась и освоилась на судне. Научились держать курс, обруливать волну, серфить с волны,  легко брать и отдавать рифы.

1150, солнечно, волна синяя с белыми гребнями. Прем безудержным танком, наступаем! Это такой кайф, сидеть в салоне и на волну зырить! Вечером опять по прогнозу мордобой с усилением до штормового, а сейчас пока кайф бесконечный.

Курс 36,6*.

IMG_0259

1250, с запада покатили волны, похожие на горные хребты. Там во всю крутится шторм, скоро его волчек накроет наши «Морские фантазии».

Курс 43* — «Сталинград». Голова в море странно работает. При отсутствии внешних источников информации, начинает вытаскивать из головы мысли и образы, не связанные с ситуацией вокруг.

«Морские фантазии» перегружен, чувствую это всеми фибрами. Собираю на борту пустые бутылки, сгнившие продукты, банки из-под пива и все это выбрасываю за борт. Радуюсь каждой выпитой бутылке воды или вина, каждой пустой канистре из-под дизеля. В руке ощущаю вес пластиковых пакетов, которые нельзя выкидывать, вот до какой степени чувство перевеса обострилось. И этот вес не дает нашим «Фантазиям» разогнаться. Медленно тащимся. Сегодня немного перегрузили катамаран парусами, чтобы прибавить скорости, и сразу он крепко, до палубы, зарыл свои носы в воду, а скорости так и не набрал.

Сколько здесь нужных и слишком нужных вещей! Вот, например, порвался ремень на левом двигателе. Залезли в секцию с ремнаборами. Нашли 14 масляных фильтров! Ремень не нашли. Пишу Василию: «Есть ли на лодке ремни?» Он в ответ: «Есть, пять». По пути нашли запасной чайник в упаковке.

Экипаж устал. Не хочет шторма. Я тоже.

IMG_0502

1630, отсчет лага 1410 миль. Координаты 30*40’N 042*09W.

1800, отличный ужин.

DSC_4578

2110, «Морские фантазии» замер в ожидании сильного ветра. Экипаж, кто не на вахте, пытается спать впрок.

23 апреля

0030, ветер на подходе, уже 25 узлов, попутный от WSW.  Взяли два рифа на гроте, думаю, может третий сразу взять?

0150, уклонились от грозового облака. Маленькая удача.

0300, ветер 35 узлов. Взяли третий риф на гроте.

0450, убрали грот, открыли метр стакселя.

Пропустили время уборки грота. Я так долго уговаривал себя заснуть, мол, все в порядке, вахтенные вовремя разбудят, а проснулся от того, что катамаран носит юзом по волне, а вахтенные у штурвала ничего не могут сделать. Пытаются рулить неуправляемым судном.

0750, шквал с радугой.

IMG_0421

0905, понял, что наш анемометр врет безбожно. Море в пене, у нас скорость под одним стакселем 8 узлов, а он показывает ветер 13 узлов.

DSC_5132

Шквалы замучили не потому, что под ними сильно дует, а потому, что между ними затишье, каждый раз нужно то ставить паруса, то опять их убирать. Нельзя пропустить ветер и не продвинуться вперед. Кажется, нашли правильную комбинацию парусов. Несем глухо зарифленый грот и стаксель бабочкой. Между шквалами такого количества парусины хватит на то, чтобы хорошо ехать, а перед шквалом стаксель можно смотать. С зарифленным гротом мы переживаем шквал, в крайнем случае, можно на минутку привестись и скинуть совсем наглый порывчик и снова открывать стаксель. Так и попробуем ехать.

Ночь выдалась беспокойной. Все ждали шквала, а когда он пришел, вахтенные впали в кроличьий ступор и тупо пытались рулить неуправляемой лодкой, вместо того, чтобы ронять паруса. После этого понял: если не поспать сейчас, то не понятно, как жить. Убрали все, оставили платочек стакселя и уныло плелись так до утра. Потом пришел шквал с красавицей радугой на полнеба. Жека приготовил овсянку на сгущенном молоке. Вот это я понимаю, правильно организованная жизнь на яхте в дальнем походе. Когда мы уронили мачту в Тихом океане, казалось, вся корабельная жизнь рухнула, ни делать, ни думать не хотелось, однако дежурные по заведенному графику молча приготовили завтрак, экипаж его съел — и колесо провернулось далее.

0950, при постановке грота увидели, что рубашка грота-фала перетерлась. Обрезали фал. Он остался рабочим, но теперь идет напрямую без лопаря. Эта система с лопрем для более легкого подьема грота хороша, но в дальнем плавании у нее есть серьезный недостаток: коренной конец фала привязан не к парусу, а на топе мачты, и его никак не подрежешь. Теперь парус ходит по мачте намного легче, чем раньше. Фал выше блока не скручивается. Одним словом, «не было бы счастья, да не счастье помогло».

1437, волны до пяти метров. Фронт с ливнями ушел, идем под солнцем, летим по волнам. Несем стаксель, в какие-то моменты мне кажется, что и этого много. Ветер 35 узлов.

IMG_0471

IMG_0236

1600, ветер WSW до 30 узлов. Координаты 31*58’N 039*42’W, отсчет лага 1554 мили. Катим с попутным ветром по волнам. Вчера я переживал, как будет сегодня, готовились к качке и неудобствам на кухне, а вот пришел день и ели мы на веранде, несмотря на огромные мокрые махины за леерами.

IMG_0521

2000, шквалы с ливнями каждые полчаса. Перешли на получасовые вахты.

2100, и какой это кайф, рулить на этом бульдозере, по этим ухабам, восседая на кресле между двумя безднами.

DSC_5036

А в салоне горит красный ночник, на камбузе в кастрюле катаются вареные яйца и стучат о стенки мелодичным бом-бом. Надо будет купить на «Морские фантазии» такую восточную штучку из бамбуковых палочек, на которой ветер играет, продается сувенирных в лавках со всякой изотерикой.

DSC_4648

2200, очень жестко качает.  Начальная остойчивость катамарана такая большая, что делает качку очень жесткой. Двое у нас почти все время болеют морской болезнью, да и остальным не сладко.

24 апреля

0340, ветер 30 и больше узлов. Продолжаем идти в зоне шторма. Хорошо, что нас не накрыло всерьез, основной ветер слева от нас. Сегодня центр циклона начнет нас обгонять

0440, ночью с попутным ветром и волнами, обгоняющими и уходящими за горизонт, в движении огромной черной реки Океан.

0733, на завтрак кофе, помидоры, яйца и галеты. Сидим на веранде за столом, застеленным клеенкой с якорями. Дальше — волны и ветер 35 узла.

1045, точно с кормы появился и обогнал нас большой контейнеровоз. И точно, мы идем по большой океанской дороге: вначале была яхта на попутном курсом, теперь контейнеровоз.

DSC_5085

1605, подняли зарифленный грот. Ветер отдает свои последние силы. Уже нет ливней с дождями, дует ровнее 35 узлов.

1830, открыли стаксель. Ветер 25 узлов.

DSC_5191

Серега приготовил в духовке мясо, по каким-то только ему ведомым рецептам.

Фотографии Евгения Шкарубы и Сергея Прохоренко.

DSC_4875

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>