Мастер-класс по ремонту яхты на Канарских островах, 4-17 февраля

канары
5 февраля. Санта-Круз-де-Тенерифе

На борту «Джульетты» команда морских практиков: Владимир Подрезов, Настя Бычкова, Алексей и Светлана Есиповы, Нестор Куркин, Сергей Карманов, Алексей Чиркин и Евгений Шкаруба.
Мастер-класс по ремонту парусной яхты — своего рода эксперимент яхт-школы «Морские практики». Современная яхта — это комплекс механизмов и устройств, которые, увы, часто выходят из строя. Пока вы ходите на чартерной лодке, об этих проблемах можно не вспоминать (написал и сразу подумал, что — не факт). Научитесь управлять лодкой в любой ветер, определять местоположение судна, ориентироваться в навигационной обстановке, погоде на ближайшие дни — это почти всё, что нужно чартерному капитану. Вы взяли лодку в чартер, за неделю или две что-нибудь сломали или порвали, отдали сто евро из депозита — и спокойно поехали домой.
Но если вам надоели безликие чартерные посудины и вы хотите стать хозяином своей лодки, надо учиться её ремонтировать. От этого никуда не деться. Можно, конечно, иметь очень простую лодку, такую, например, как у Лин и Ларри Парди. У них даже мотора нет. Генератора, холодильника, нагревателя воды, телевизора — ничего этого у них тоже нет. Лин, когда мы встречались в Новой Зеландии, говорила: «Вот вы приходите в порт, но вместо того, чтобы гулять по новой, невиданной земле, разбираетесь с длиннющим списком ремонтных дел». Это правда. Но телевизор, генератор и печка всё-таки нужны: хорошо путешествовать с комфортом. А значит, придется за него бороться. Не всегда можно найти специалиста, который поможет с ремонтом, это дорого, да и в конце концов, нужно уметь справиться с проблемой в море, потому что часто от этого зависит безопасность. Не зря сейчас капитаны больших коммерческих судов имеют образование инженеров-механиков — раньше капитан должен был иметь штурманское образование.
Мастер класс, проводит Алексей Чиркин — инженер, механик, отличный специалист и морской практик.
В качестве первого занятия прогулялись на одну из верфей в старом порту Санта-Круз. Здесь на берегу ремонтируются и просто отдыхают лодки. Алексей рассказывает, как научиться видеть проблемные места в корпусе судна, на что обращать внимание при выборе подержанной и новой лодки.

6 февраля

Сегодня с утра закончили ремонт якорной лебедки. Пару недель назад в Марокко она вдруг перестала работать. Оказалось, сгнили контакты управления внутри кожуха лебёдки. Чтобы к ним добраться, пришлось снимать всю лебедку.
1130, вышли из Санта-Круз. Ветер от N четыре балла. Подняли стаксель и глухо зарифленый грот. Лавируемся к северному мысу Пунта-Антекуера.

IMG_6035

1510, долгая лавировка против течения.
1540, закончили набирать высоту. Как только обогнули северную часть Тенерифе, ветер стих. Открыли полный грот. Идем на запад, на Ла Пальму.

IMG_6043

Тэйде. Высота — больше трех тысяч метров.

IMG_6053

2015, ветер нас мучит, никак не подует снова. А еще более мучит нас волна, раскачивает лодку и хлопает парусами.
Какое пустынное море вокруг Канар! Никого нет, ни одной яхты ни вчера, ни сегодня.

7 февраля

0210, раздуло, взяли рифы на гроте. Наконец-то ветер. Пока в этом океане безветрие, пустые бессмысленные паруса, не на что опереться — ужас, а ветер подует — и все смыслы возвращаются.
0620, пришли в Санта-Круз-де-Ла-Пальма. Встали в марине. Давно мы здесь не были, я и забыл, что здесь так качает и дергает лодки у причала. Посмотришь на это безобразие и вообще расхочешь заходить сюда. Вспомнил, как в 2010 году был здесь в первый раз. Тогда мы использовали якорь на цепи как амортизатор. Приспустили его на три метра, привязали веревку и завели ее на утку понтона — получился амортизатор. На другие веревки вешали пластиковые баклашки с водой. Сейчас у нас есть два резиновых амортизатора, но пора купить еще два.
Переход составил 120 миль.
Днем занимались «Джульеттой». Ей приятно. Перебрали и смазали лебедки.
Самые быстрые практики взяли машину и поехали кататься по острову.
Рассказ про двигатель.

IMG_6089

2105, вышли из прекрасного Санта-Круз. Ветер отжидается от NE до 25 узлов. Поставили пока зарифленный грот и стаксель. Думаю, грот лишний, когда выйдем на ветер, уберем его.

8 февраля

0005, лодка мчится и мысли мчатся. Не пойму, сплю я или нет. Скорость «Джульетты» больше 10 узлов.
0240, пересекли море между Ла Пальмой и Ла Гомерой. Ветер, который нас так замечательно перенес сюда, закончился, остались волны несносные. Завели мотор.
0430, встали на Ла Гомере. Трудно вставали. Маленькая марина, мелкая у берега и мола, заполненная до отказу — и всё это на ветру. Несколько раз пытались подойти лагом к крошечному наветренному понтону. Не получалось. Не мог удачно подойти. Ветром нас сдувало и несло на мель. Места под ветром совсем не было. Несколько раз чудом успевали набрать ход и отойти от подветренной мели. Заходили четыре раза. Еще пару раз — и мы встали бы или сели на мель, но, наконец, вышел работник марины и показал нам на рыбацкий сейнер, к которому можно причалить лагом. Благополучно причалили и рухнули спать.
Отсчет лага 77268 миль. Переход составил 55 миль.
Днём отдыхали и гуляли по острову.
Лодка для путешествующего джентельмена. Стальная, элегантная, с прямоугольной рубкой.

 IMG_6072

Нестор накладывает марку на веревку гик-оттяжки.IMG_6095

9 февраля

Занимались системами электропитания и оборудования. Дошли до таких древних практик, как плотность электролита в аккумуляторах. Мерили его. Пытались разобраться с навесным генератором. Он, как мне кажется, слишком греется.

IMG_6106

Гуляли по соседним понтонам, снова глазели и разговаривали про лодки. Марина Ла Гомера как будто специально для этого придумана. Здесь полно круизеров всех мастей.

IMG_6116

Деревянный парусный тузик — мечта.

IMG_6125
Головы на мачте.
IMG_6137

1300, вышли с Ла Гомера.

IMG_6158

1335, ветер до 30 узлов, курс галфвинд. Поставили глухо зарифленный грот и мчимся.
1600, ветер у мыса стих, волна улеглась, лавируемся к мысу Пунта-Салема.

IMG_6163

1800, пришли в марину Сен-Мигель. Переход составил 30 миль.
На входе в марину стоит вот этот «викинг». По слухам уже второй год пытается получить лицензию для работы с туристами. Испанцы эту лицензию выдавать не спешат. Зачем им лишняя конкуренция со стороны?

IMG_6166

Любимые мои круизеры. И здесь вы!

IMG_6169
 А вот эту Хансу мы уже встречали пару недель назад и пожалели, что не успели сфотографировать.
 IMG_6171
 Как Алексей удачно выразился — «архитектурный катастроф»! Особенно вот эти балочки для тузика на корме хансы! И наружние пульты управления и рама эта дурацкая наверху.
IMG_6172
Хотя, жесткая самодельная рубка в этот раз и с этого ракурса мне почти нравятся.
Отдельный вопрос скрутка грота в гик. Очень громоздкая конструкция с виду. Но если этот гик не очень тяжелый и если грот поднимается не заедая, то скрутка в гик — мечта для экипажа хансы
IMG_6213
По стечению обстоятельств, здесь же в этой марине встретили еще две хансы с такими гиками. Первый раз вижу эту систему, да еще в тройном количестве.
IMG_6238
Амоцементная лодка убежище.
IMG_6222
Говорят хозяин лодки эти ступеньки по всему свету с собой возит. Любит человек комфорт.
IMG_6223

Вечером чуть не произошёл конфуз, достойный капитана Врунгеля. Поставили нас кормой к длинному понтону. На нос завели мусинги, но муринги эти такие короткие, крепятся на грунте совсем под носом «Джульетты» и еле-еле её держат. Ну что делать, выбрали мы эти мусинги, как смогли в тугую, и занялись ужином, кино и прочими развлечениями… Вдруг часов около десяти слышу я гулкий «бо-о-ом!», будто на контрабасе играют. Хм… Не понял. Через какое-то время еще один «бо-о-ом!» на полтона выше. Вышел на бак — и точно! Муринги наши натянуты, как струна. Когда мы их подбирали, вода была малой, а сейчас пришел прилив и «Джульеттушку» нашу подперло, чуть носом вниз не перевернуло. Вот такой конфуз. Хорошо, вовремя заметили, точнее — услышали.
 

10 февраля

Утром, пока часть экипажа искала офис «рент-э-кар», произошел с нами еще один полуконфуз. Подул сильный ветерок с юга и стал валить нашу «Джульетту» на крохотного и противного немца. Еще чуть-чуть — и раздавим его. Немец вопит, бегает, кричит под руку, пока мы кранцы подставляем. Муринги проклятые не держат, хоть ты тресни. Хочу переставить наш линкор куда-нибудь. Ищу работников марины, а их нет нигде — у них сиеста. Нашли и натянули еще один, третий, и тоже короткий муринг. Бестолку. Наконец, пришли маринерас и показали местечко у понтона, куда можно встать лагом. Переставились только в два дня. Тут и машина нашлась. Хорошо, что не раньше. А так переживали, что машину долго ищем. Вот был бы номер, если бы мы уехали рано утром.
В оставшуюся часть дня ездили по острову.

IMG_6233
11 февраля

 
Вова и Настя уехали домой, а мы двинулись дальше.
1100, с приключениями, хитро вышли из Сен-Мигеля. Чуть швартовую веревку не оставили. Местечко, куда нас поставили — крохотное, на ветру. Чтобы ловко из него выйти и повернуться в узком проходе, завели на утку соседней лодки с наветра веревку серьгой — одержать и подвернуть нос. Когда почти уже вышли и повернулись, начали снимать веревку и дернули за другой конец. Перепутали. Так бы наша веревка и осталась на чужой утке, если бы маринеро не спас бы и не привез её нам.
1120, поставили стаксель. Ветер 21 узел от S, это я понимаю, большая редкость в здешних местах. Обычно вдоль восточного берега Тенерифе свистит северный ветер и против него нужно лавироваться и лавироваться.
1230, ветер крутится, вертится. Лавируемся у мыса Ройя. Всегда здесь непросто.
1500, ветер скис, завели мотор. Через полчаса снова нагрелся генератор. Отключили его. Боремся с ним.
1650, дельфины. Мелкие, штук 50, разогнали нам всю рыбу.

IMG_6253

1655, Алексей нашел в инструкции к генератору, что его рабочая температура — 105 градусов. Всё понятно.
1850, пришли в марину Санта-Круз-де-Тенерифе.Переход составил 40 миль.

12 февраля

Поменяли цепь на рулевом устройстве. В 2014 году, на переходе из Австралии в Сингапур, у нас были проблемы со старой цепью. Тогда нам её починили, поменяли несколько сношенных звеньев. С тех пор на борту была новая цепь, которую я все собирался поставить. Теперь мы это сделали. Заодно посмотрели, как устроено рулевое.
Гуляя по Санта-Крузу нашли вот эту скульптуру, посвященную канарским рыбакам. Такие лодки мы встречаем здесь и сейчас. Особенно интересны детали. Например, характерные уключены на вёслах. Я таких не встречал нигде, кроме как на Канарах. 

IMG_6279
 IMG_6285
 Швартовая утка на баке.
IMG_6288
Улов.
И почему у нас в Архангельске и нигде на Белом море нет такой скульптуры?
IMG_6291

Катались по острову на машине. Устроили небольшой пикник на склоне горы.

IMG_6365
 С видами и горячими сосисками. Одноразовый гриль — правильное развитие посиделок на природе.
IMG_6406
13 февраля

Рядом с нами стоит вот этот замечательный старый плавучий маяк наряженный марсельной шхуной.
IMG_6319
 
Радость какая-то, вот какое судно.

IMG_6333
И еще вот этот деревянный кэтчик. Согретый солнцем.IMG_6354

2100, вышли в море. Ветра нет и не будет, идем в Лас-Пальмас на моторе.
Луна встала, красуется оранжевым апельсиновым цветом.

14 февраля

0440, шторм, который был два дня назад, закончился, а волна осталась — хозяйничает без пригляда, сама по себе.
0600, пришли в Лас-Пальмос. Переход 55 миль.
Отдыхали и занимались лодкой.

15 февраля

Полировали гелькоут и разобрались с Вебасто.

IMG_6440

Днем поехали на «Камень желаний». Когда заехали на самый верх, пошел дождь и разогнал всех туристов, поэтому у «Камня желаний» мы были одни. Укрылись в неглубокой нише в скале, накрыли стол — ну, и всё как обычно.

 IMG_6444
16 февраля

Утром перед выходом с Лас Пальмаса еще раз встретились с экипажем яхты «Мечта». Что -то у них не впорядке с рулевым. Еще раз смотрели его, но на воде не разобраться. Сегодня наши индейцы (как их удачно назвали в комментариях фб) стартуют на Кабо Вэрде. Это 900 миль дороги. Встречный ветер закончился и переменный ветер тоже. Сегодня подул северный умеренный, самое время стартовать. Будем ждать хороших новостей.
IMG_6472
1330, вышли на Фуертовентура. Ветер, после шторама и затишья, повернул на северный. Благополучно встали под паруса и галфвиндом идем на восток, на Фуертовентуру.
У меня неприятнось со стоянкой на Гран-Канарии. В марине Лас-Пальмос ремонтируют понтоны и не принимают нас с «Джульеттой».  В этом году это проблема — найти стоянку на Канарах. Говорят, много лодок из Скандинавии. Понаехали.
2030, быстро мчимся. Ветер до 20 узлов, галфвинд с севера, как обещали. Бежим за десять-одиннадцать узлов.
2300, пришли в марину Монро Джабле. Переход 55 миль. Я здесь первый раз. Деревенская марина. Яхты стоят вперемежку с рыбацкими лодочками. Электричество не работает. Но места есть и не качает.

17 февраля

Ветер задувает с утра. Свистел в снастях всю ночь. Надо теперь как-то выходить из марины.
1335, вышли из марины. Подняли стаксель из под завывания ветра покатились обратно на восток, в сторону Лас-Пальмос.
Вдруг рядом на своей лодке оказался Саша Экало. Идут на Ла Пальму.

IMG_6499

1550, уже вышли в пролив, но ветер все в приделах 20 узлов. Добавили зарифленый грот. Сашу обогнали сразу.
1610, поставили полный грот.
1700, поймали тунца! Первого с Бискайского залива. Это нам бонус за зимнюю безрыбную навигацию! Ну что делать, если такие бонусы? Это верный знак, что и капитан должен проставляться. Вырезал кусочек, сделал сашими, достал заветную бутылочку марокканского вина. Ветер подскис на время, пока мы пробовали сашими. Всё как и должно быть. Просто диву даюсь — нити законов и механизмов становятся понятными и зримыми. Вот, например, собрались мы за стол — ветерок усилился и здорово приложил нас на левый борт. Решили зарифить грот. Как только зарифили его, ветре скис. Видимо, сам увидел, что не к столу. Я, было, начал ругаться, а мне справедливо заметили, что ветер специально скис на время нашей трапезы. И точно, как только откушали, ветер усилился — и мы снова полетели.
На «Камне желаний» все просят, но мало кто благодарит. По себе знаю. Что это за функция такая у человека, постоянно требовать и просить?
1830, закат солнца за горы Гран-Канарии, дельфины — всё это богатство похоже на дембельский абонимент. Завра ребята уезжают — море показывет свои сокровища напоследок.
2210, встали в Лас-Пальмас. Места у гостевого причала не было, встали, куда придется. Этап закончен. Всего переходов потянуло на 410 миль.

IMG_6504
Яхт-школа «Морские практики» 

Отчет по ремонту подруливающего устройства «Джульетты».
 
«Подрулька» мучила нас последние полгода — не хотела нормально опускаться и подниматься. Чтобы опустить её, приходилось каждый раз лезть в крохотное, неудобное пространство форпика и крутить винты вручную. Занятие настолько неудобное, что часто мы не опускали ее и шли швартоваться в неизвестные марины так, наобум. Наконец, во время прошедшего мастер-класса мы решили эту проблему.

Ремонт выдвижного механизма подруливающего устройства на лодке Hanse 54. VIP 150 Electric 12 V

Ремонт и отчет подготовил  Алексей Чиркин.

Неисправность:

На червячной передаче ходового винта правого борта коррозия из-за попадания воды, срезаны зубья пластикового червячного колеса, разрушен верхний подшипник.Ремонт производился без демонтажа агрегата, на месте в отсеке. Шестигранником (есть в наборе инструмента лодки) отворачиваем два винта крепления двигателя подъема.
См. Рис.1
ПОДРУЛЬКА Руководство по техническому обслуживанию и ремонту парусной яхты
Снимаем правый двигатель. Видим отсутствие смазки, ржавчину и воду в червячном узле. Со стороны двигателя подъема отворачиваем шестигранником (есть в наборе) два винта (2) фиксирующих ходовой винт подъема (3).
См. Рис. 2
2
Вращаем гайку-муфту (4) и извлекаем из корпуса червячный узел. Видим червячное колесо (5) со срезанными зубами и разрушенный подшипник (6)
См.Рис.3
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ключом на 14 отворачиваем гайку (7). Разбираем полностью весь узел, вычищаем грязь из корпуса. В корпус сразу закладываем 30-40 гр. консистентной смазки. Смазку желательно использовать с молибденом (синий или сине-зеленый цвет). Во время разборки стараемся не уронить шпонку червячного колеса! Найти в отсеке будет крайне сложно!
4Замечание: Нижние подшипники снимаются легко, верхние «закисают» по валу. Если подшипник цел, используем легкий молоток и подходящий рожковый ключ. Легкими ударами по ключу снимаем подшипник. В случае с правым двигателем на валу осталось только внутреннее кольцо. Имеющимся в инструменте газовым паяльником с соответствующей насадкой-феном разогревали кольцо и снимали с помощью короткой плоской отвертки и молотка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ЭТУ ОПЕРАЦИЮ ДЕЛАТЬ «НА ВЕСУ» ! Используем кувалду как опору , вращаем гайку-муфту и упираем в нее(кувалду) нижний конец ходового винта.
См.Рис.4
5Устанавливаем новые детали в обратном порядке, следим за правильным расположением дистанционных колец.
Червяк на валу двигателя – стальной, съемный, крепится распорной трубкой . На правом двигателе чистим его металлической щеткой и полируем наждачной бумагой 1200.
.67Заключение. Даже минимальное количество воды, попадающее выше сальника центрального штока , выдавливается во время подъема/опускания подрульки наверх, на поверхность корпуса-фланца (9), и стекает в подшипниковый узел червячного редуктора (10). Сальник не помогает, так как посадки не плотные , узел двигается вверх/вниз на несколько миллиметров и засасывает в себя воду.
См.рис.5
8
Для того что бы отсечь воду, после сборки положили валик из силиконового герметика как показано на рис.5 (синяя полоса). 
После окончательной сборки перед первым пуском необходимо проверить отсутствие перекоса центрального штока. Вручную, гайками-муфтами до упора поднимаем подрульку в верхнее положение, а потом синхронно поворачиваем их в противоположную сторону на полоборота.Дополнительно, плоским чистым натфилем очистили контакты соленоидов (11 и 12) главного эл.двигателя. Затем обезжирили чистым бензином.
См.рис.6
Замечание: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ОПЕРАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЮБЫХ АБРАЗИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ (напр. наждачной бумаги).
Очистка производится с минимальным нажимом, не нарушая параллельность плоскостей контактов.9
Рекомендуется:
1.Регулярная очистка от загрязнений центрального штока, хотя бы доступной без разборки части.

2.Хотя бы раз в год извлекать подшипниковый узел червячных редукторов , проверять состояние и наличие смазки.
3. В соответствии с размерами (см. Справочная информация) найти отечественные аналоги сальников и подшипников. Иметь их в ЗИПе на лодке.
Справочная информация:
Размеры подшипника: 9/26/8 , тип: радиальный, шариковый однорядный.
Размеры сальника: 14/26/7, с одной или двумя кромками.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − четыре =

Прокрутить вверх