Дневник стройки поморского коча. 22 — 27 декабря 2025 года

Часть двенадцатая: ледяной дворец, комора и ряды матросов.

Январь. Закончились праздники, каникулы и все авральные работы, на которые были брошены наши силы. Выдохнув и придя в себя, мы имеем, наконец, возможность вернуться к хронике постройки Поморского коча и продолжить свою историю с того места, где мы остановились. Устаивайтесь поудобнее.

22 ДЕКАБРЯ

Стропила под крышу установлены. Поликарбонат для обшивки доставлен на верфь. Профнастил для кровли — тоже.

В Архангельске основательно холодает, и постройка коча (из распаренных досок) на улице под открытым небом (в сильные минуса) становится все более сложной и экстремальной затеей.

Отступать некуда и незачем — мы начинаем обшивать ангар поликарбонатом и устанавливать крышу.

На этих работах заняты все, кроме Алексея и Дмитрия, медитативно и последовательно, как тибетские монахи, обшивающих Поморскую шхуну внутри самой верфи.

Кстати, на верфи новый студент-практикант — Саша. Он пробудет с нами всю зиму и всю весну, до самого лета. Не хотим быть излишне самонадеянными, но всё же предположим, что этот опыт Саша запомнит на всю жизнь, ведь работать у нас на верфи — это очень занятно и весело.

23 ДЕКАБРЯ

Уже хорошо виден облик навеса-ангара для постройки коча.

Хорошо видно и то, что на верфи работают, прежде всего, художники.
Вместо какой-нибудь мрачной унылой штуки с лесами и серым забором мы построили — ни больше ни меньше! — ледяной дворец.

В полярной синеве он похож на ёлочную игрушку — светящийся и прозрачный, как стеклянный снежный шар. Такой можно было бы повесить на ёлку. Приятно посмотреть.

Команда бодро подает, принимает и закрепляет листы обшивки. Техника безопасности на радость Саше-механику соблюдена — Ваня и Артём наверху пристёгнуты тросами, как альпинисты.

Временами, в самые напряженные моменты, сверху доносится Тёмино: «Ещё кто-нибудь здесь хочет усомниться в моих компетенциях?». Желающих ответить на сдержанный вызов нет.

Мороз! Практикант Саша в тулупе и ушанке сидит на здоровенных козлах, как ребёнок на большой табуретке.
Уже запоминает этот потрясающий опыт.

25 ДЕКАБРЯ

Пока наши дворцестроители доделывают ледяной зáмок для коча, в конструкторском чате происходят интересные вещи, а именно: планирование коморы и палуб.

Комора — это то же, что и каморка (может писаться как через «о», так и через «а») — закуток, укрытие, небольшое прикрытое пространство, комнатка.

Комора располагается в корме лодки (в отличие от рубки — рубленой «избушки», стоящей посередине палубы).

В коморе от дождя, ветра и волн укрываются перевозимые на кочах грузы и укрываются от непогоды матросы.

Как коморы были устроены на средневековых кочах, не вполне ясно. Исследователи пишут, что данные об устройстве палубы и кровли минимальны. Информации из раскопок почти никакой, из документов можно узнать, что кровля была съёмной. Есть предположения, что кровля была двускатной, есть данные, что для её изготовления использовалась береста… Но по большому счету вопрос остаётся открытым. Одним словом, будем пробовать и искать.

В рамках этих поисков Виталий Дробиленко делает эскизы, на которых мы можем увидеть, какое пространство на коче будет занимать комора, как на корме будет размещаться рулевой, каков будет радиус движения румпеля, как будет устроена дверь (так, чтобы её не заливало волной), и как внутри лодки будут размещаться матросы.

Для удобства управления лодкой комора укорочена до трёх шпаций (от первоначальных четырёх), а для отдыха матросов спроектированы двухуровневые шконки. Первоначально матросы на эскизах лежали просто рядами, бок о бок, но благодаря Жениному предложению насчёт двух ярусов нашим путешественникам будет обеспечена… большая приватность во время сна, скажем так.

А ещё капитан сказал: «Всё это выглядит, как перевозка рабов через Атлантику».

Хотя на наш взгляд всё выглядит довольно симпатично. Ребята на картинках вот даже в шортах, то есть, совсем по-домашнему.

26 ДЕКАБРЯ

Ангар почти полностью обшит и достроен. Узкие специалисты (такие как мастер по шитью вицей Иван Горбунов) направлены на свои обычные работы.
Ваня пришивает те доски обшивки, что были поставлены ранее. Это, в частности, второй набой.

Для обогрева в ангар поставили симпатичный оранжевый пепелац — дизельную тепловую пушку прямого нагрева.

27 ДЕКАБРЯ

Субботник! На верфи: Женя Шкаруба (делает клещи), Миша Крупенин в ватнике (тоже делает клещи; «Мишаня! Какими судьбами? Ты теперь волонтёр?»), Полина (привезла альбом про «Ёлу»), Катя (забаррикадировалась с монтажом наверху) и Алексей с Дмитрием (которые продолжают медитативно делать обшивку шхуны).

Горожане используют оставшиеся перед Новым годом выходные, чтобы купить подарки и нарядить ёлки.

Мы же не сдаёмся и строим коч. В частности, нам очень нужны деревянные клещи, чтобы прижимать набои обшивки. Варианты с фанерными вставками не прошли практические испытания и уже начали ломаться. Ищем новые функциональные решения, не покладая рук и не обращая внимания на выходные.

Напоминаем, что теперь все субботы на стройплощадке коча — волонтёрские дни. Приходите строить коч с нами! Мы научим вас хорошему, обещаем.

Продолжение следует.

Текст и фото: Катя Суворова

#КочМангазея #ПоморскийКоч

Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх