Хроники поморского коча — сентябрь 2025

Как вы помните, вернувшись из экспедиции на карбасе «Матера» в Мангазею год назад, мы сделали один важный вывод. Помните, какой? В Мангазею не ходили на карбасах! А на кочах — ходили.
В подтверждение этому участники привезли из похода фрагменты средневекового коча, выловленные из реки Проходница на Канинском волоке.
Естественно, будучи брошенным на благодатную землю верфи, такое зерно просто не могло не прорасти.
Заручившись поддержкой группы компаний «Мангазея», мы решили строить коч.

Весной 2025 года наш капитан Евгений Шкаруба съездил в Нефтеюганск, чтобы познакомиться с археологическими материалами, собранными в Мангазее компанией «Северная археология — 1».
Летом принял решение сократить экспедицию на ёле, чтобы скорее вернуться в Архангельск и — строить коч. И не просто строить, а построить. И не просто построить, а построить за зиму.

Короче говоря, за нами не заржавело, и уже с сентября мы действительно строим коч. Шестнадцатиметровый. Шитый вицей. То есть, дело, прямо скажем, не шуточное.

Если быть точными, параметры будущей лодки такие: длина — 16 метров, ширина — 5,9 метров, высота бортов — 2,8 метра.
По сравнению с «Матерой» будущий коч — просто гигант.

Кроме того, что коч большой, он будет ещё и кокорным — то есть, все гнутые элементы лодки будут сделаны из кокор — участков дерева, где ствол переходит в корень.

Математическая минутка! Сколько кокор понадобится нам на коч?

3 кокоры на закладку (киль, форштевень, ахтерштевень) + 6х5 кокор на шпангоуты (по пять на каждый из шести составных шпангоутов) + 12 кокор на перешвы + 12 кокор на бимсы (для трюмного и палубного настилов) + 2 кокоры на брештуки (если вообще возможно найти такие огромные кокоры) = 59 кокор. Минимум!

Решив эту задачку, можно легко догадаться, чем занимается команда строителей коча весь сентябрь (и будет заниматься ещё долго, до самого Нового года, а потом, наверное, ещё после Нового года, и у нас даже есть такая идея, что, может быть, за этим мы и справим свой Новый год)…
Конечно же, наша команда ищет кокоры! Очень много очень больших кокор.

Это какое-то кокорное Эльдорадо. Мы в постоянном напряжённом поиске.
Нас интересует ветровал на делянках и на осыпающихся подмытых берегах — как еловый, так и сосновый.
И не какой попало, а ровный и с нужным углом статья и корня.
Подходящие кокоры нужно окопать, очистить от лишних веток и вывезти с делянки.
По пути можно набрать грибов (многие воспользовались этой возможностью).

К середине сентября мы нашли главную — килевую — кокору, а к концу месяца — кокору на ахтерштевень.
К слову сказать, в лесу подходящие деревья измеряли на глаз в Егорах.
Например, готовая кокора для киля равняется десяти Егорам.

Ещё одна деталь. Как вы помните, карбасы мы строили из еловых кокор.
С кочем так уже не получится. Во-первых, в наших северных краях мы не наблюдаем настолько огромных ёлок. Во-вторых, форма корней сосны, кажется, подходит для коча больше.

В общем, дела лесные — это первая часть сентябрьских кочевых работ.

Вторая часть работ — это проектирование.
Добытые в лесу кокоры были отсканированы при помощи телефона. Из полученных снимков Виталий Дробиленко сделал 3D модели этих кокор, чтобы спроектировать по ним модель закладки коча, сделать чертежи соединений и шпунта и дать Артёму размеры будущих деталей.

Третья часть работ — обсуждение возможных вариантов узлов соединения закладки в рабочей группе, в которую входят Евгений Шкаруба, Артём Бывальцев, Виталий Дробиленко, и Сергей Кухтерин из «Северной археологии».
Выбор между тем, использовать ли для соединения киля и штевней замок с клиньями и зацепами (вариант Артёма) или соединить детали про помощи нагелей (как на фрагментах кочей с раскопок «Северной археологии») породил множество сомнений.
Победили нагеля — из-за своей аутентичности и «доказательной археологической базы».

Четвертая часть работы — создание 3D моделей теоретического корпуса коча. За сентябрь Виталий Дробиленко сделал пять вариантов корпуса будущей лодки:

1 модель — с основательным низом, напоминающая устойчивый речной карбас (от неё отказались из-за излишне плоского увесистого дна);
2 модель — о которой ничего доподлинно неизвестно;
3 модель — с более вертикальным сходом бортов, элегантная и красивая; доска шпунта хорошо скручивается к штевням;
4 модель — изящная, веретенообразная модель (о неё отказались из-за излишней игривости и лёгкости).
5 модель — нижние набои слишком резко втыкаются в киль (а должны бы плавно приходить, разворачиваясь к штевням плоскостью).


Остановились на третьей модели.

Хорошо поработали в сентябре!

#ПоморскийКоч

Текст: Катя Суворова
Фото: Михаил Крупенин, Полина Шкаруба, Евгений Шкаруба, Артём Бывальцев
Чертежи и модели: Виталий Дробиленко

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх