Следующего школьника, который принял участие в плавании на «Ёле», можно назвать потомственным участником экспедиции «Мангазейский морской ход». Старший брат Паши Карбасова Никита — наш давний друг, волонтёр верфи, ученик «Морских практик», участник плавания из Архангельска в Мангазею, и спикер «Плавучего лектория».
В этом году вместе с Никитой в плавание отправились его папа — фотограф Алексей Савкин и младший брат Паша. Вместе они прошли шестой этап похода — от Кижей до Соловков.
О впечатлениях от плавания младший участник клана Карбасовых рассказывает в нашем новом посте.
Павел Карбасов, 14 лет, г. Санкт-Петербург. Участник шестого этапа экспедиции «Мангазейский морской ход — 2025».

О СЕБЕ
Я живу в Петербурге и перехожу в восьмой γ-класс. Буква «гамма» — это потому, что я учусь в классической гимназии, где мы изучаем древнегреческий язык и латынь.
Кроме школы я занимаюсь в искусствоведческом клубе «Фенестра». Я хожу туда почти восемь лет, то есть, уже большую часть своей жизни. Там мы изучаем театр, историю искусства, а также просто историю и просто искусство — а ещё создаём искусство сами.
Возможно, в будущем я хотел бы стать искусствоведом — но не тем, который сидит в кабинете, а тем, который работает с людьми — экскурсоводом или преподавателем.
ЭКСПЕДИЦИЯ
В экспедицию на «Ёле» меня привёл старший брат Никита. Из нашей семьи он первым познакомился с верфью и был участником «Мангазейского морского хода» в прошлом году.
Благодаря ему в замечательное путешествие этого года попали и мы с папой.
Для меня это, прежде всего, наследие семейных традиций, причём не только старшего брата, но и прадедов по материнской линии — поморов. Как следует из нашей фамилии, они были связаны с карбасами, то есть, с лодками и кораблями. Так что для меня это было некое путешествие в историю семьи — и незабываемый опыт, который я получил.
Меня впечатлила и история самой ёлы: то, как эти лодки пришли из Норвегии, как потом прижились в Поморье, и, конечно, как дети строили их в Архангельске в годы Великой Отечественной войны… У ёлы длинная история, и она не забывается.
Экспедиция этого лета — её новый поворот.


Мы с папой и братом приняли участие в шестом этапе экспедиции и прошли от Кижей до Соловков.
На лодке каждый из нас делал всё, что мог, чтобы помочь движению экспедиции и друг другу.
Я часто был рулевым. Это тоже удивительное ощущение — видеть, как от тебя зависит курс судна, и как лодка поворачивает туда, куда ты повернёшь руль.

САМОЕ СЛОЖНОЕ
Как и в любом деле, самое сложное — это начало: привыкать ко всем новым обстоятельствам, обязанностям, команде. Перестроиться с обычной жизни на походную жизнь тяжело, но когда ты ко всему этому привыкаешь, тебе становится хорошо.
САМОЕ ЛУЧШЕЕ
Первое, что приходит в голову — это гроза в Беломоро-Балтийском канале. Мы спрятались от дождя под тентом и слушали, как по нему барабанят капли, а потом смотрели на яркую радугу, которая было совсем близко к нам.
Второе — засыпать на берегу Онежского озера на песке, слушая прибой.
Третье — путь по удивительно спокойному Белому морю на Соловки. Это даже не одно конкретное впечатление, а множество впечатлений от красоты вокруг.
После экспедиции мне тоже захотелось связать свою жизнь с лодками и парусами. Может быть, вложить в это не всю жизнь… Но отдать этому хотя бы какую-то её часть — конечно.



ЭКСПЕДИЦИЯ В ТРЁХ СЛОВАХ
Если бы нужно было описать экспедицию в трёх словах, то было бы так: прибой, парус и чай.
Подготовка текста: Катя Суворова
Фото: Максим Тумановский; Алексей Савкин; Андрей Ягубский
#ПроектЁла #Ёла
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.
#ЭкспедицияВлицах
#МузейНаПалубе#ФондПотанина#музейбезграниц#креативныймузей
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.