В июле 2024 года команда Товарищества поморского судостроения приступила к реализации судостроительного и исследовательского проекта «Ёла». В ходе его работы дети-подростки Архангельска под руководством мастеров верфи построят парусно-моторную ёлу и отправятся на ней в экспедицию по маршруту Архангельск — Соловки — Онега — Онежское озеро — Кижи — Петрозаводск — Архангельск.
Да, именно так — на лодке, которую они построили сами. В плавание. Звучит как блестящий план. Но как возникла эта идея и почему такой «детской» лодкой станет именно ёла? Рассказываем по порядку.
В 2021 году с нами связался директор ГК «Гольфстрим» Сергей Николаев. Выкупая у предыдущего собственника предприятие Соломбальской судоверфи», он получил во владение и её архив — две комнаты с чертежами, проектной документацией, эскизами, фотографиями и прочими материалами уникального судостроительного предприятия, ведущего свою историю с 1911 года.
С начала XX века «Поморский эллинг», позже известный как Соломбальская судоверфь, производил на своём стапеле зверобойные шхуны, моторно-парусные боты, дрифтер-боты, яхты, доры, катера-соломбальцы, — и аккумулировал в себе колоссальный объём артефактов судостроительной культуры.
По словам Сергея Николаева, ему было достаточно одного взгляда на выполненные тушью от руки чертежи, чтобы понять, какую ценность имеет этот архив. Желая одновременно и сохранить уникальные документы, и сделать их достоянием, открытым для всех, Сергей Николаевич обратился к руководителю верфи Товарищества поморского судостроения Евгению Шкарубе— и попал точно в цель.
На верфи этот архив сразу назвали «сокровищем». Первая выставка, на которой находки архива были показаны жителям и гостям Архангельска, называлась именно так — «Сокровища архива Соломбальской судоверфи».
Тогда же, в 2021 году команда верфи написала грант на работу с архивом — открытие лаборатории по сканированию чертежей и документов «Соломбальской судоверфи», создание открытой цифровой копии архива, доступной для всех, а также проведение серии выставок по материалам архива. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов и был реализован командой верфи совместно с Северным (Арктическим) Федеральным Университетом, чьи студенты и преподаватели также работали над архивом. С начала работы и по сегодняшний момент (январь 2025) года команда проекта отсканировала и выложила в открытый доступ более пяти тысяч чертежей (их можно увидеть и скачать на сайте цифрового архива: http://archive.seapractic.ru/index.html?utm_source=seapractic )
Одной из самых интересных находок архива стали материалы по строительству парусно-моторных промысловых ёл во время Великой Отечественной войны. Во времена, когда большая часть взрослых работников-мужчин ушла на фронт, а правление Совнаркома приняло постановление «О развитии прибрежного лова в Белом и Баренцевом морях для борьбы с голодом», суда на верфи стали строить… женщины и дети. За девять месяцев работы 12-16-летние подростки из школ фабрично-заводского ученичества построили более 140 (!) рабочих промысловых судов. Насколько невероятным виделся нам их подвиг, настолько несправедливым казалось, что он забыт.
Папка с чертежами и альбом с фотографиями ёлы и её судостроителей прочно захватила наше внимание. Мы точно знали, что из них должна появиться какая-то очень важная и масштабная история — и стали над ней работать.
Весной 2022 года на верфи открылась выставка «Недетские игры во время войны». На ней были представлены чертежи, документы и фотографии детских судостроительных бригад, а сама экспозиция переносила зрителей в атмосферу верфи военного времени.
Одна из посетительниц выставки — Валентина Щербакова — на фотографии с Соломбальской судоверфи среди других подростков нашла своего папу.
«Мой отец 1928 года рождения был в школе фабрично-заводского обучения на судоремонтом заводе «Красная кузница» в 1943 году, отправлен туда из деревни Кулогоры. Отец всю жизнь проработал строителем, лодки сам строил, мебель в доме его была, вспоминал ботинки на деревянной подошве и голодный месяц, когда карточки на питание украли.
Иногда пил кипяток с черным хлебом, солью посыпанным. Его звали Штыкнов Артемий Степанович» — написала Валентина Щербакова в наших соцсетях.
История не переставала нас впечатлять.
Мастер Игорь Козьмин построил по чертежам Соломбальской судоверфи макет промысловой ёлы в рамках проекта «Лаборатория деревянного судостроения».
Мы показывали этот макет всем — и детям, и взрослым.
Даже Алексею Кудрину и Эрик Хёсли…
И наконец, в 2024 году пришли к тому, чтобы построить настоящую ёлу — с детьми.
А потом уйти на ней в плавание.
Но и это ещё не всё. В рамках проекта мы хотим найти детей, внуков и правнуков соломбальских подростков-судостроителей, узнавать их судьбы, собирать документы, фотографии, истории и другие свидетельства, которые представим на итоговой выставке проекта.
Таким образом, современные дети смогут попробовать себя в роли судостроителей и мореходов, а жители Архангельска, Соловков, Онеги и Карелии (и других городов и деревень вдоль маршрута экспедиции) смогут узнать о подвиге подростков-судостроителей.
В июне мы узнали о том, что проект «Ёла» получил поддержку Фонда президентских грантов, а значит, и ёле и экспедиции — быть.
Впереди — большая и интересная работа. Начинаем!
#ПромысловаяЁла #ПоморскаяШхуна
#ФондПрезидентскихГрантов
Проект «Ёла: практическое исследование истории детских судостроительных бригад во время Великой Отечественной войны в Архангельске» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.