Илья Михайлов – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Илья Михайлов, участник 2-4 этапов экспедиции «Мангазейский морской ход» / лектор проектов «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе».

О технологии открытий, обыденных льдах и непримечательной няше, о девяти жизнях, книгах, которые ты проживаешь, и книгах, благодаря которым ты выживаешь – в интервью Кате Суворовой.

Илья Михайлов, 45 лет. Учитель физики, педагог дополнительного образования, Каргополь. Участник 2-4 этапов экспедиции (Мезень – Канинский волок – Печора – Нарьян-Мар – Югорский Шар – Карское море – Байдарацкая губа – Ямальский волок – Сёяха, 27 июня – 7 августа 2024 года).

Фото: Андрей Ягубский

«ПРИКОЛЬНЫЕ МУЖИКИ» И УЧАСТИЕ В ЭКСПЕДИЦИИ

Я ходил по рекам на лодке, на рафте и прочих подобных штуках. Но в море сам не ходил никогда, и парусного опыта у меня не было никакого. Ещё в прошлом году я знал, что «Матера» идёт по Двине из Устюга в Архангельск. Моя мама – она живёт в 600 километрах от меня – ходила на встречу с Женей, когда «Матера» заходила в Черевково, и сказала мне тогда: «О, это прикольные мужики».

Фото: Максим Тумановский

Уже в этом году через журнал «Кот Шрёдингера» я увидел объявление, что в экспедицию «Мангазейский морской ход» ищут блогера. Заполнил заявку, и меня взяли – но не как блогера, а как учителя для «Плавучего лектория». В конечном итоге я прошёл со второго по четвёртый этап экспедиции, захватил всё самое основное – оба волока и льды – и применил в этом походе вообще все навыки, которые освоил за свою жизнь.

Фото: Андрей Ягубский

ЛЁД ТАК ЛЁД / НЯША И НЯША

Боюсь прохвастаться, но ледового опыта у меня, кажется, было больше, чем у всех остальных ребят, вместе взятых. Я очень часто хожу на зимнюю рыбалку и, соответственно, знаю, что такое лёд, и как по нему ходить. Я проваливался под него много раз. Поэтому, пока народ сидел и смотрел на лёд, не дыша, я вышел, немного прошёлся, вернулся обратно… Тогда остальные тоже стали выходить на лёд – поняли, что жить тут можно, и успокоились.

Фото: Андрей Ягубский

То же самое и с няшей. Вот все говорят: «Няша, няша, такая страшная штука»… Ну, не знаю, у нас такая же, я по ней бродил тысячи раз. Ну, ноги вязнут.

Я надевал костюм – такой, в котором у нас Василий Николаевич тонул – и снимал одну лямку: даже если костюм зачерпнет воды, из-под одной лямки я точно выберусь. Буду голый, холодный, но выберусь. Для меня такие вещи – не особо удивительные.

Я, конечно, привык дома ночевать, но ладно, чего там: лёд так лёд.

Фото: Андрей Ягубский

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Самым сложным для меня было отказаться идти на пятый этап. Я над этим размышлял, честно говоря, как-то так: вот, у кошки девять жизней. Сколько ей даётся шансов? И я понял, что на этого капитана у меня их может просто не хватить.

Вот здесь я проскочил, вот это прошло, это, слава Богу, тоже прошло, а что будет дальше? Усталость – она накапливается. А когда у экипажа накапливается усталость, то приходит истощение, от которого люди делают невынужденные ошибки – и это становится опасным.

Фото: Андрей Ягубский

САМОЕ КЛАССНОЕ

Самое классное – это технология открытий. В экспедиции много всего было попробовано.

Много было испытано старого – того, что люди уже сказали: проходи с ветром, слушайся воду, смотри на неё внимательно, пользуйся всем, чем умеешь.

Технология открытий предполагает изучение технологий. Естественно, что изучение технологий не может обойтись без косяков. Начинаешь снимать шину с велосипеда: занозил себе палец, не так вставил отвёртку, лопнула камера – всё в таком духе.

Фото: Андрей Ягубский

Ещё одна сторона – это открытие людей, потому что люди открываются на таких мероприятиях.

Коля мне сказал: «Вот ты, Илюха, рассказывал тут про Нансена, а он у меня в кабинете вместо Путина висит». И мне этого достаточно, чтобы понять человека.

Или Лёха – он похож на камень алмаз, который вообще никак не изменяется, он крепкий, можно им дырки в бетоне бурить. А потом чуть повернул его – и какая-то искра внутри сверкнула, так, что ты невольно улыбаешься. У него очень классное, глубокое чувство юмора.

«ДВА КАПИТАНА»

Перед поездкой я прослушал книгу «Два капитана». Там есть эпизод, где Саня Григорьев сажает свой самолет в тундре зимой. У него ломается стойка шасси, он попадает к ненцам и живёт с ними в чуме. И, чтобы починить самолёт и улететь, он просит ненцев принести ему деревяшку. Деревяшка нужна такая, чтобы выдержала самолёт. Со всех ближайших стойбищ, со всей тундры ему несут деревяшки, и одна из них оказывается багром со шхуны «Святая Мария» – судна, которое он искал.

Со мной произошло почти то же самое. Мы потеряли багор, когда Чифан упирался в лёд и проткнул парус. Железная часть багра осталась на льдине, и я тогда подумал: «Блин, надо как-то чинить». И вот, когда мы пришли в Индигу, я всё время помнил об этом. Там уже баня, какая-то жизнь, а я иду в кочегарку, ловлю каких-то ненцев, говорю: «Парни, у вас есть отпорный крюк?». Они ищут, но не могут найти. Я выхожу на улицу и вижу, как идёт какой-то мужик с тазиком. Спрашиваю: «Есть отпорный крюк?». Есть. Дашь? Дам. Мы идём с ним в какой-то гараж, он достаёт отпорный крюк, а крюк весь такой древний, старый. Я спрашиваю, откуда у него такой крюк, а он отвечает: «Так это ещё с «Доры», со старых судов».

И тут я вспоминаю Саню Григорьева с его багром и думаю: «Блин, я реально нахожусь в книге. Я в книге, и я её проживаю».

А тот крюк до сих пор на «Матере», он всё прошёл! Другие крюки ломались постоянно, они укорачивались у нас втрое, а этот выдержал всё.

ТРИ ПРАВИЛА ЭКСПЕДИЦИИ

Если бы мне нужно выбрать три самых важных вещи, которым меня научила экспедиция, я бы выбрал вот эти: первое – не торопиться; второе – если есть возможность использовать тяжёлую технику, а не физическую силу, то нужно использовать технику.

И третье – надо читать книжки. Я читал книжки, и поэтому я жив.

Фото: Андрей Ягубский

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Андрей Ягубский, Максим Тумановский

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =

Прокрутить вверх