Четвёртый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Часть 3. Ямальский волок. Хождение по земле. Судовой журнал карбаса «Матера»

Наша экспедиция из Архангельска в Мангазею продолжается. По пути следования карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ» капитан Евгений Шкаруба ведет судовой журнал, в котором записывает ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажа, мы собираем бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем завершающую часть дневника четвёртого этапа экспедиции.

Выход из ледового шока, мели, мели, налимы, ямальские комары, бурлаки и подъём судов вверх на угор под углом 40 градусов – в журнале этапа на нашем сайте.

Четвёртый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Часть 3. Ямальский волок. Хождение по земле.

Даты: 29 июля – 7 августа 2024 года

Пройдено за весь четвёртый этап: 500 миль (800 километров)

Участники этапа: Максим Матвеев, Вячеслав Мизин, Илья Михайлов, Андрей Ягубский, Егор Шкаруба, Игорь Гранков, Фёдор Пильников, Евгений Шкаруба

29 июля

0515, встали, не дождавшись прихода воды. Вчера, выскочив из «ледового плена» в Байдарацкой губе, успели зайти в Мордыяху на западном Ямальском берегу и упёрлись в мели. Не в силах разведывать дорогу, бросили в няшу якорь и легли спать в карбасе. Сегодня нужно идти дальше, вглубь полуострова. Дует сильный ветер от севера. Солнечно. Стоим в няше. Нужно лезть в воду, искать фарватер… Зато нет комаров.

Фото: Андрей Ягубский

0710, начинаем возню по отходу. Якоря за ночь увязли так, что поднимаем их мучительно долго.

0800, чудом заскочили на глубину, поставили паруса и заходим в реку. Ветер разгоняет «Матеру» до 11 км. Хорошо идём против течения.

0920, снялись с первой мели. Река широкая, но сильно обмелела с весны.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1140, взялись за буксир «Товарища». Когда река с встречным течением поворачивает навстречу штормовому ветру, шансов двигаться под парусами у нас нет. Времени и сил сейчас тащить карбас бечевой тоже нет. Принимаем решение подниматься до волока на буксире. Нелегкое решение, но оно единственно возможное сейчас для продолжения экспедиции. Время, проведённое в ледовых объятиях, уже не вернуть.

Фото: Андрей Ягубский

1347, видим первую лодку и первого человека после Усть-Кары.

Фото: Андрей Ягубский

1450, причалили к берегу Мордыяхи. Это первая высадка на Ямал и первая земля после старта из Усть-Кары. Обедали давно обещанным борщом. Продукты (вкусные) подходят к концу, но здесь много рыбы.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1850, весь день идём буксиром. Ледовые приключения отняли время и силы. Когда Мордыяха поворачивает под ветер, ставим на «Товарище» парус, экономим топливо.

2100, встали на ночёвку. Двое не захотели носить на берег вещи и легли спать в карбасе, чтобы не ставить палатки. Не стал спорить. Хотя нормальный отдых в палатке полезнее, пусть и ненадолго.

Фото: Андрей Ягубский

Силы наши кончились. Организм не обмануть. Оправившись от шока ледовых приключений, он начинает выставлять счета – ноет и стонет.

Фото: Андрей Ягубский

Тем не менее, Илья сходу поймал налима на 4-5 кг.

30 июля

1010, стартовали. На реке сильный встречный ветер от северо-запада. Идём на моторе.

Фото: Андрей Ягубский

1130, перед Бованенково река разлилась. Много мелей, то и дело команде «Товарища» приходится надевать озк, спрыгивать в воду и снимать суда с мели.

Чифан приготовил что-то типа лепешек. Хлеб давно кончился. Продуктов много, но в основном в виде круп. Вкусной еды уже нет. Планируем закупиться в Бованенково. И вообще, нужно восстанавливаться за эти три дня, пока мы едем вверх к волоку. Есть и спать – вот главные дела.

В обед пришли к Бованенковской переправе. Причалили к бортам буксиров братьев-речников из Тюмени.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Сначала нам предложили постоять у борта, а там и переночевать пустили, и в душ, и на камбузе готовить, и постираться! Речники – наши братья вовек. Большего они сделать для нас не смогли. Даже лопаты взамен утопленных во льдах принесли! Поклон ребятам.

Сотруднику переправы Сергею Щербакову, капитану теплохода РТ-443 Анатолию Бурдейному, капитану теплохода «Бизон» Леониду Саукову и «Обь-Иртышскому речному пароходству» – наша огромная благодарность!

Фото: Андрей Ягубский

А вот администрация Бованенково нас особо замечать не захотела, в выступлении отказала… Странно, что их не зацепило нас послушать… Хотя простые работяги и инженеры к нам постоянно приходили, расспрашивали и фотографировали. Нормальные живые люди.

Фото: Андрей Ягубский

31 июля

Утро посвятили поиску бензина (установили посты на всех основных дорогах). В итоге очень нам помогла экспедиция «Газпром проектирование» и Евгений Филонящий – привезли 200 литров.

Фото: Андрей Ягубский

Всего вместе насобирали 340 литров бензина.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Егор Шкаруба

Убрали мачты на катамаране и карбасе и прошли под аппарелью понтона переправы. У катамарана пришлось стравливать воздух из баллонов, чтобы пройти по высоте.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

2140, выходим из Бованенково. Идём без мачт – так легче против ветра. Теперь не будем их ставить до волока.

Фото: Андрей Ягубский

1 августа

0020, начинаются мели. Это может стать нашим самым сложным препятствием на пути к волоку. А может, река так обмелеет, что мы вообще не сможем пройти…. Это будет номер.

0120, целый час потратили на переход к соседнему берегу через мель.

0150, приток Пимятосё.

0300, озеро Нгутато.

0425, река не балует разнообразием. Низкие берега, но тысячи гусей с гусятами разных возрастов. Это наше развлечение – смотреть, как гусиные стаи удирают от нашего каравана. Гуси плывут длинными вереницами. Впереди вожаки. За ними колонной плывут выводки мелких гусят. Завидев нас, они разгоняются. Гребут лапами всё быстрее параллельно нашему курсу. Мы неумолимо их догоняем. Нервы у всех на пределе. Мамки начинают вопить, изображают болезнь и пытаются нас увлечь за собой, обязательно теряя одно перо из крыла. Хочется крикнуть им: «Успокойтесь! Мы идем с миром!» – но нет, нам не верят. В конце драмы гусята смело и ловко прячутся под водой. Истерика заканчивается. Взрослые гуси возвращаются к бедным детям, негодующе оглядываясь на нас, срочно пересчитывают своё сокровище. Все целы, но осадочек вместе с перьями на воде остаётся и так и тянется за нами по реке.

Фото: Андрей Ягубский

0439, разошлись с встречным катером.

0520, озеро Латравыто. Солнце в глаза. Заштилило, и сразу появились миллионы комаров. Много это или считается мало? Не понимаем пока.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1100, ночь прошла спокойно. Тарахтели мотором, меняли друг друга на вахтах. Сёяха, извиваясь, напоминает скомканную верёвку. Берега стали выше, а река уже. С одного берега пляж, с другого угор. Обычная русская река, заселённая гусями.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1140, небольшая приборка на палубе. По-летнему тепло. Нет комаров, их сдувает ветер. На завтрак чечевица с рыбными консервами.

1320, река разделилась на две протоки. Пошли по правой. Встретимся с левой протокой Писяюн через несколько часов.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Чем больше спим, тем сильнее болит и страдает организм. Поверил, глупый, что всё закончено и спешит рассказать, как он страдал в это лето, просто невыносимо)! Руки и ноги припоминают всё новые обиды. Фантомные переживания или предвидение будущих.

Ни грибов, ни морошки, сухо и ветрено.

1440, развилки. Сёяха сходится и расходится на протоки. Иногда непонятно, где зад, а где перед. Наверняка направление можно проверить только по тому, куда течёт вода. Посмотришь на неё и кажется, течёт она из Хивы или в Бухару – уж очень глиняный имеет цвет.

Фото: Андрей Ягубский

1640, сильное встречное течение. Несмотря на попутный ветер (обратное колено), еле плетёмся вперёд.

Отдыхаем сегодня. Набираемся сил. Завтра попробуем пройти часть пути своим парусно-весельно-ножным способом.

2030, встали на отдых. Поймали большого налима и трех сигов. 

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

2 августа

0830, стартуем. Погода меняется. Вместо солнца тучи. Дожди. Это нас устраивает. Хорошо, если уровень воды в реке хоть немного поднимется.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1040, останавливались у стоянки ненцев. Видим нарты с грузом. Направлены на юго-восток. Людей нет. Подумали, кладбище? Но решили, что просто склад зимних вещей.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Сёяха виляет на 180 и более градусов. Когда идем по ветру – надеваем накомарники, поворачиваем против ветра, отдыхаем от комаров и мошки.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1410, разошлись с речкой Индъяха.

2040, встали рядом с небольшим озером и ручьём.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

3 августа

0650, стартовали. На реке встречный ветер. Пробуем идти без буксира по старинке – бурлачим бечевой против ветра ногами. Когда река поворачивает, и ветер становится попутным, разворачиваем парус. Снимем этот кусок для фильма.

Фото: Андрей Ягубский

0720, прошли бурлацкий участок. Поставили грот мачту, идем левым галлом под парусом.

0735, ветер на встречу, идем бечевой.

0805, парус.

0840, бечева.

0855, переезжаем на правый берег (более удобный для ног).

0900, бечева.

0910, закончили эксперимент с бечевой ногами против течения. Становимся на буксир.

Фото: Андрей Ягубский

Прошли 4 километра за два часа. При сноровке по такому берегу можно идти со скоростью около 3 и быстрее километров. Жалею, что нет возможности пройти этот участок чисто. Но здесь ничего не поделать. Времени на этот эксперимент у нас нет. Седьмого августа у ребят вертолёт на другом конце Ямала.

1130, последние километры подъёма вверх по Сёяхе. После ровных и низких берегов снова полезли холмы. Регулярно присаживаемся на мель, хотя научились неплохо находить фарватер. Чаще всего он рядом с обрывистым берегом. Сегодня свежий северный ветер, сравнивая с вчерашним комариным днем, понимаем, что это благо.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1209, пришли к озерам Нёято. Встали пить чай.

1240, вошли в озеро Нёято Мало. Ветер встречный до 20 узлов. Идём буксиром. Встречная волна.

Фото: Андрей Ягубский

1410, заходим в протоку между Нёято Мало и Нёято Ерто. Мелко, ищем фарватер ногами и по спутниковым снимкам.

1430, вышли Нёято Ерто. Крутая волна навстречу. На озёрах местами крутые и высокие берега. Красивые озёра, не хватает им только людей.

1635, прошли пролив Нгэвахыйдсёлава. Глубина пролива местами 35 см. Мы в озере Нгэвахыто.

1720, высадились на перешеек волока.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Рассматриваем угор, на который завтра потащим суда. Что-то между 35-40 градусов подъёма. Длина порядка 80 метров.  Неровная поверхность. Дальше идёт почти ровный склон в центр перешейка, потом озеро Погибших русских (сразу увидели три могилы) и совсем крошечная протока в озеро Ямбуто.

Фото: Андрей Ягубский

2230, закончили перетаскивать вещи в центр перешейка к озеру Луци-Хама-то. Поставили лагерь. Валимся с ног.

Фото: Андрей Ягубский

4 августа

0900, начали вытаскивать карбас на угор. Пробовали проложить продольные лаги, чтобы по ним ехали поката, но из-за неровности грунта отказались от этой идеи. Также довольно скоро отказались от использования веревочной тали. Завели лебедку со стальным тросом. Для фиксации лебедки завели специальный якорь, который используют водители в пустынях.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Длина троса 20 метров, в момент перецепа подпирали корму карбаса бочкой из-под бензина (оказалась здесь же на волоке).

Расклад по людям: двое ведут фото- и видеосъёмку. Один на лебедке. Двое держат карбас горизонтально на киле. Двое перетаскивают поката. Один ведёт съёмку дроном, один варит кашу и готовит чай. Не хватает людей.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Егор Шкаруба
Фото: Егор Шкаруба
Фото: Егор Шкаруба
Фото: Егор Шкаруба
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Егор Шкаруба

1130, ели кашу. 

Утром подложил на могилы по три конфетки помянуть. В обед Чифан гордо заявил, что нашел конфетку на земле. Рассерженная команда устроила бедному Чифану порицание и наказала вернуть конфетку на место!

1310, закончили вытаскивать карбас на бугор. Уклон до 40 градусов, длина подъёма 80 метров.

1330, чай.

1415, продолжаем тащить «Матеру» в сторону центра перешейка. По ровной горизонтальной плоскости, а потом под легкий уклон вниз, карбас идёт сравнительно легко.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1620, приволокли «Матеру» к озера Луцихамо-То (озеро Погибших русских).

1710, «Товарищ» на угоре. Вытаскивали лебедкой по надувным покатам. После «Матеры» это было легче лёгкого. Не понимаю, почему все так шатаются…

1750, «Товарищ» у озера Луцихамо-То. Тащили верёвочной талью.

Расстояние от угора до озера метров 200.

Обед и ужин.

Пробовал затопить баню, но в итоге сговорились посушить одежду. Не хватает пороха раздеться, наломать из ягеля веников и долго париться, и жмуриться от удовольствия, и запивать пивом. Не хватает.

5 августа

0935, грузим вещи на лодки, переходим на другую сторону озера. 

Фото: Андрей Ягубский

0950, протока между Луцихамо-То и большим Ямбу-то слишком мелкая. Приходится снова волочить суда эти 150 метров. Это не слишком входило в планы. Не знаю, о чём думали, наверное, просто не хотели думать. Начинаем с карбаса. Самое сложное – вытащить его из воды на сушу. По суше уже легче, катим на прокатах.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1200, прошли половину.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1340, перевокли «Матеру».

Фото: Андрей Ягубский

1430, начали катить кат. Один поплавок идёт в воде по протоке, другой катим по надувным покатам по суше. Идёт легко. Привязали к раме блок (ещё с острова Пасхи, его нам подарили в 2013 году на удачу вождь Туки и его дружок-чилиец Серега), продели верёвку, коренной конец зацепили за якорь. Получился простой блок с двумя лопарями. Этого хватает.

1619, закончили переволакиваться. Суда на воде и загружены. Отходим в сторону южного берега, места, откуда вытекает река Сёяха на восток.

Фото: Андрей Ягубский

1700, мыс Парнесаля. Попутный северный ветер. Тем не менее, идём буксиром. Слишком выбились из графика и сил, чтобы сейчас ставить паруса. Озеро Ямбуто в отличие от Нейто радует чистой бирюзовой водой.

1740, мысы Пирцясаля и Ямбунгарт. Продолжаю радоваться этим большим пустынным озерам в центре края света. Неуютные в своей пустынности. Пока пересекаем их, приходят мысли о скорой осени. И волок закончился. Тяжелое место. Не для прогулок.

1825, вошли в Сёяху. Долгожданное попутное течение и мели. Час снимались, пока научились. На попутном течении с карбасом на буксире это сложная история.

2350, вторая посадка на мель длиною в час. В смысле, час возились, чтобы найти фарватер и вывести туда суда. Темнеет. Придётся становиться на ночёвку, в темноте мы будем собирать все мели. Лучше отдохнуть, хотя планировали идти всю ночь.

6 августа

0130, ложимся спать. Во время ужина Федя вытащил бутылку текилы из своего рюкзака. Железный человек этот Фёдор, не показал её во льдах. А у нас там ничего не было. Уже давно ничегошеньки не водится (Бованенково —сухая республика), и вот, Федя достаёт бутылку в честь прохождения Ямальского волока! Конечно, все обрадовались очень.

0945, отчалили дальше.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

1035, вторая мель на сегодня, на которой мы сидим. Живописная река.

Фото: Андрей Ягубский

1055, озеро Северное Тангаптэй-то и «каша бомба». Участники экспедиции привыкли много есть. Это в попытках восполнить энергию. Попросил Чифана сварить такую кашу… вкусную, с мясом, огромную с тройной добавкой, чтобы всем-всем хватило. На три раза.

1400, якорь с кормы. Продолжаем отрабатывать технику посадки и снятия с мели. Обычно первым садится на мель «Товарищ». Во-первых, он идёт первый, во-вторых, у него подвесной мотор на длинной ноге, и там, где «Матера» проходит – катамаран проходит не всегда. И вот катамаран садится на мель, а карбас по инерции и с попутным течением начинает катамаран догонять и на него наваливать. Карбас разворачивает лагом, садится на мель, и потом его очень тяжело с неё снять. Поэтому теперь, как только «Товарищ» садится на мель, команда «Матеры» кидает с кормы якорь и останавливается, ждёт продолжения движения. Катамаран легко садится и легко снимается, и находит дорогу вперёд.

1950, озеро Хэн-то. Всё с этими озёрами прекрасно, но входы и выходы обычно очень мелкие. Удивляемся, как мотор ещё держится, постоянно роясь в песке.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Дальше дневник прервался. Мы шарахались по мелям до полуночи и больше. Видели потрясающий закат, ненецкие чумы, оленей, и, наконец, в час ночи 7 августа, с опозданием в два дня, прибыли в посёлок Сеяха на берегу Обской губы. Здесь нас ждали Николай Волков и Слава Терешков из следующего этапа. Они уже подготовили нам ночлег в новеньком интернате. Помогли перенести вещи и уложили спать. На этом третья часть третьего этапа Мангазейского хода закончилась.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Пожалуй, это был самый тяжёлый и самый интересный этап. Завтра почти все уедут, и мы пойдём в Мангазею налегке. Как это будет — почти непонятно. Из Амдермы в Сёяху мы прошли около 800 км. Льды Байдарацкой губы и Ямальский волок пройдены чисто, без буксира. Через Ямал по рекам вверх и вниз по течению шли на буксире – других вариантов не было.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Андрей Ягубский, Егор Шкаруба

Подготовка публикации: Катя Суворова

#МангазейскийМорскойХод  #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей 
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =

Прокрутить вверх