Александр Горожанцев – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Фото: Андрей Ягубский

Герой сегодняшнего интервью – Александр Горожанцев, участник 1 и 3 этапов экспедиции «Мангазейский морской ход».

О несложной экспедиции, веселой жизни, крутом будущем и приключениях, от которых ты зарекаешься, (но ненадолго) – в интервью @bolshe_bukv (Кате Суворовой).

! Редакция обращает Ваше внимание на фотографии, по которым мы можем заметить, что в славную Амдерму Саша Горожанцев прибыл в белой рубашке и брюках песочного цвета — как в Рио-де-Жанейро! Мы потрясены этим. Надеемся, что и вы будете потрясены тоже.

Александр Горожанцев, 48 лет. Врач стоматолог-ортопед, морской практик, яхтенный капитан, Москва, Нижневартовск, Екатеринбург, Светлогорск. Участник 3 этапа экспедиции. (Нарьян-Мар – Югорский Шар – Амдерма, 8 – 15 июля 2024 года).

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА И МОРСКОЙ ОПЫТ

У меня много родных городов. Проживаю и работаю я в Москве, всю жизнь прожил в Сибири, в городе Нижневартовск; родился в Екатеринбурге, а прописан в Светлогорске, Калининградской области – там у меня жилье, и каждый месяц я езжу туда отдыхать на море.

До 2012 года я не имел вообще никакого морского опыта. А в 2012 году получил права на лодку и начал ходить самостоятельно, с семьей: брал в чартер парусную лодочку.

Потом познакомился с Женей (Евгений Шкаруба, капитан экспедиции «Мангазейский морской ход», руководитель клуба «Морские практики» и верфи Товарищества поморского судостроения – прим. ред.), увидел, что «Джульетта» идет вокруг света, захотел попробовать себя в океане и записался на этап.

Прошел часть Тихого океана: от Панамы до острова Пасхи, где мы потеряли мачту. Таких приключений мне хватило, и я зарёкся больше не ходить. Но, конечно, уже через месяц мне опять захотелось в море. Потом я ещё много ходил с Женей: и на «Морошке» по Белому морю, и на «Вашке», несколько раз мы с ним были в Турции. Вот такой опыт.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Женя все рассчитал, и на нашем этапе все сложилось хорошо: надежно, удачно и без эксцессов.

Так вышло, что в прошлом году моя лодка (мотолодка «Сарепта» – прим. ред.) осталась в Архангельске после съемок фильма. Я приехал в Архангельск и не планировал идти в море, а хотел походить по Двине, но Женя предложил дойти с ними Золотицы на первом этапе. Я немного оторопел, но потом подумал, почему бы и нет – и в первый раз вышел на своей лодке в море. Было страшновато, но все прошло отлично. Это, опять же, благодаря тому, что мы узнавали погоду.

Вообще, я бы с удовольствием пошел с ребятами от начала до конца, но пациенты не могут ждать, и работа не позволяет мне уезжать надолго. Поэтому я выбрал самый короткий – третий этап. И, конечно, очень жалею, что не попал на следующий: что не был во льдах и не прошел по Тазу. Я жил в Ханты-Мансийском округе, это близко к Ямало-Ненецкому, эта природа мне близка, и я хотел бы там походить, тем более на карбасе.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Павел Хазанов

НЕСЛОЖНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Вообще, экспедиция прошла в таком хорошем, несложном режиме. Конечно, в первые дни после Москвы, после комфорта, тебя немножко вышибает. Лично для меня сложнее всего – отсутствие четкого плана. Если бы я понимал, что мы встаем во столько-то, ложимся во столько-то и ставим лагерь тогда-то, то мне было бы гораздо легче. А так ты ложишься спать и не понимаешь, сколько ты проспишь: пять минут, два часа или шесть часов. Только ты улегся, капитан говорит: «Давай ставить парус», – и ты встаешь ставить парус. Вроде бы всё, идём, и ты снова ложишься, но проходит 20 минут: «Давайте убирать парус». Конечно, это зависит не только от капитана. Это не его желание, а морская необходимость, связанная с погодой.

Поначалу ты немножко злишься, немножко сонный, иногда немножко без настроения, но потом входишь в ритм. Я адаптируюсь быстро, день-два на лодке, и мне уже нормально, меня все устраивает, и любые испытания для меня не сложны.

Фото: Андрей Ягубский
Фото: Андрей Ягубский

САМОЕ КЛАССНОЕ

Классным было всё – вообще пройти этап, пройти Югорский шар, увидеть с близкого расстояния моржей. Поесть походную еду, особенно борщ Чифана.

Фото: Павел Хазанов
Фото: Александр Горожанцев

А самое удивительное для меня – то, что на этом маршруте есть либо действующие, либо уже заброшенные населенные пункты. Там везде жили или живут люди, хотя раньше вся эта местность представлялась мне таким абсолютно безлюдным побережьем.

Если честно, я не понимал, как Женя собирается организовывать смену команд, где будет брать горючее и продукты, как люди будут туда добираться? Для меня это было что-то нереальное, но, как оказалось,  при правильном подходе всё это можно рассчитать и сделать. Это многому меня научило.

Еще мне понравилась Амдерма, такой необычный город. Когда идешь по нему, то понимаешь, что раньше тут было огромное движение: военный аэродром, молодые летчики – авантюристы, энтузиасты… Я сам рос в молодом городе нефтяников и могу понять, какая у них была весёлая жизнь – и как тихо и спокойно там стало сейчас.

КРУТОЕ БУДУЩЕЕ

С нетерпением жду окончания строительства «Поморской шхуны». Есть столько мест, куда можно сходить, и все так интересно… Конечно, это будет уже совсем другой уровень экспедиций.

И я думаю, что всех нас, тех, кто так или иначе связан с «Морскими практиками» и верфью,  ждёт очень крутое будущее.

Фото: Павел Хазанов

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Александр Горожанцев, Павел Хазанов, Андрей Ягубский

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =

Прокрутить вверх