Григорий Тарасевич – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Григорий Тарасевич, участник 1 этапа экспедиции «Мангазейский морской ход», лектор проектов «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе».

О вызове в духе фильма «Достучаться до небес», человеческой географии, агрессивных крачках и сложностях, о которых еще никто не говорил – в интервью Кате Суворовой.

Григорий Тарасевич, 51 год. Журналист, основатель и главный редактор научно-популярного журнала  «Кот Шрёдингера», школьный учитель, Москва. Участник 1 этапа экспедиции.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

В экспедицию меня привела нереализованная детская мечта о морском путешествии. Когда я был маленьким, то читал книжки про мореплавателей, но с водной стихией, кроме как ванной, больше нигде не сталкивался. И вот, когда узнал о такой возможности, то активно за нее схватился.

А другая часть истории заключается в том, что в этом году у меня диагностировали рак. И для меня это был вызов  – сразу после четырех курсов химиотерапии отправиться в море на веслах. Вообще, после химии люди ходят с трудом, не то что плавают. Я сам до последнего думал: «Нет, ну как же я поеду, я едва до метро дохожу, и то мне надо посидеть, передохнуть». И вот, я в море, на карбасе, у меня получилось!

Откуда-то вернулись силы. Я как-то не уставал, вполне спокойно мог спать по 4-5 часов в сутки и обнаружил неожиданный эффект: после химиотерапии, которая вызывает постоянную тошноту, у меня не было ни малейших признаков морской болезни. То есть, мозг научился с этим справляться, и благодаря химии меня не укачивает совсем, вот такое наблюдение.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

САМОЕ СЛОЖНОЕ (И СМЕШНОЕ)

Могу сказать, что самое сложное – это хождение в туалет. В первый день мы шли семнадцать часов, не сходя на берег. При этом было довольно ветрено, и, чтобы осуществить физиологические функции, надо было, во-первых, попросить кого-то подстраховать, потом выбраться на нос лодки, выбрать правильную сторону, крепко ухватиться за мачту и уже тогда все сделать.

Я думал, что на берегу всё будет проще, но там очень агрессивные крачки! И когда ты отходишь подальше от лагеря, они воспринимают это как покушение на свою территорию. Меня научили, что надо держать над головой палку, так вот, извините, ходить по нужде, держа палку над головой –  это неудобно.

САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ

Сам этот вызов в духе фильма «Достучаться до небес» –  там, где герои заболели раком и стремятся к морю. Первое впечатление – оно от этого вызова.

Большое спасибо Жене, который меня поддержал. Я немного боялся быть обузой, но, вроде бы, не стал ею. Уже после поездки у меня была операция, как видите, она прошла успешно. Всё плохое отрезали, всё хорошее оставили, скорее всего, дальше всё будет в порядке.

Фото: Катя Суворова

«ПЛАВУЧИЙ ЛЕКТОРИЙ» И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

 Другое впечатление – ну, кроме потрясающе прекрасной природы – это общение с местными жителями, особенно с детьми.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

Например, Верхняя Золотица. Для москвича – это такое затерянное место, где нет дороги, откуда зимой только на «Буране» можно добраться, но дети там в чем-то не очень отличаются от московских, а в чем-то наоборот – имеют свою специфику. В их жизни много реалий, которые непонятны москвичу, да и любому горожанину.

На встречах мы записывали разные их выражения, допустим: «Скоро холода, надо брать барашка и мыльницу». Что это значит? Под барашком имеется в виду «Буран», а мыльница – это сани для дров. Или «сорок два, но у нас голландка» – это о том, что людям не страшны холода, потому что у них голландка – это эффективная печка, с которой -42 градуса не пугают. 

Еще москвичу не очень понятно про полярную ночь и полярный день, когда темнеет всего на час. Непонятно, когда медведь, который лазит по помойке – это такая обыденность.

Из материалов, записанных в экспедиции, мы надеемся сделать какой-то универсальный продукт – несколько уроков, которые можно будет использовать в разных школах. Схема такая: вот стоит твой ровесник, он произносит какую-то загадочную фразу – а дальше объясняется география, физика того, о чем он говорит. Например, когда он говорит про барашка и мыльницу, мы можем сказать о том, сколько домохозяйств в России отапливается дровами, что представляет собой рынок дров, насколько это значимая сфера, какие в ней  есть проблемы и прочее. Когда он говорит про морозы, мы можем обсудить климатические пояса или продолжительность дня в разных регионах России.

Кроме того, на встречах мы показывали, как разные школьные предметы связаны с жизнью и реальностью. Ведь даже такое древнее транспортное средство, как карбас, вполне себе иллюстрирует физику, которую дети проходят в школе.

Фото: Григорий Тарасевич

Самый простой пример – это весло, обратный рычаг. В классическом рычаге большое расстояние конвертируется в силу – например, когда мы что-то поднимаем или открываем штопор бутылку. А у весла тот конец, который на стороне гребца, меньше конца, который в воде, и получается наоборот – сила конвертируется в расстояние.

По нашей одежде мы буквально своим телом ощущали понятие теплопроводности, а когда шел дождь – гидрофобности. На самом деле, школьникам не хватает такого приближенного к

реальной жизни объяснения физических законов. Мне самому интересно ощутить ту же физику своим телом, руками, плечами, ногами и прочими частями тела.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

В школе я преподавал экономическую географию России – самый скучный предмет из всех возможных. Но во время нашего «хождения» эта география приобрела человеческие, приключенческие, живые черты.

Все это можно привязать к школьным предметам. Общая идея – вот такую немножко экзотическую, немножко приключенческую историю связать с обыденной школьной программой, которая порой бывает скучновата.

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Даниил Шкаруба, Григорий Тарасевич, Катя Суворова

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 1 =

Прокрутить вверх