Иван Горбунов, портреты верфи.
Подготовила Катя Суворова
«В будущем я хотел бы сделать в Иркутске что-то подобное тому, что происходит на верфи в Архангельске, но в меньших масштабах. Создать место, куда люди могут приходить и учиться строить лодки. Мне кажется, что в Иркутске это тоже должно зайти. У нас Байкал, и вокруг него очень развит туризм. Представляешь себе на берегу Байкала деревянную лодку? Когда на берегу стоит какая-то пластиковая хрень, и когда стоит деревянная лодка – это совершенно разные вещи».
В конце апреля на верфь Товарищества приехал новый волонтер – токарь Иван из Иркутска. Ване двадцать два года, он отправился за пять с половиной тысяч километров, чтобы внести свой вклад в «Поморскую шхуну» и научиться самому строить карбасы. О Байкале, Иркутске, лодках и планах на будущее – в новом материале рубрики «Портреты верфи».
Токарный станок, Powermatic и Архангельск
По специальности я техник-технолог буровой промышленности, учился в геолого-разведочном техникуме города Иркутска. После него я поступил на «вышку», отучился полтора года и бросил, потому что там были те же самые предметы и программа, что в техникуме. Повторять одно и то же я не захотел и решил, что буду сам учиться чему-то новому.
Дома у меня своя столярно-токарная мастерская. На токарном станке я делаю разные предметы, которые продаю в трех точках Иркутска, а также через интернет и соцсети.
Как я попал на верфь? Наблюдал за производителями станков Jet и Powermatic и увидел на их youtube-канале интервью о строительстве «Поморской шхуны» с Евгением Шкарубой. Я давно хотел поучаствовать в подобном проекте, поэтому взял его себе на заметку. Как только выдалось подходящее время, я приехал.
Верфь – это первый масштабный проект, на котором я побывал. От поездки я ждал, прежде всего, новых знакомств, потому что люди – это всегда самое классное в таких проектах. Хотел внести свой вклад в «Поморскую шхуну» и параллельно научиться строить карбасы.
Иркутск, Байкал и будущее
Самое лучшее в Иркутске – это, прежде всего, Байкал, все его туристические возможности и люди, которые в нем живут.
Если ты приехал на Байкал, то можешь делать там просто уйму всего: можно заниматься дайвингом, можно скалолазанием. Там много крутых ребят, которые организуют самые разные вещи. Я люблю Иркутск, мне он нравится больше, чем Москва, и, наверное, наравне с Питером.
В будущем я хотел бы сделать в Иркутске что-то подобное тому, что происходит на верфи в Архангельске, но в меньших масштабах. Создать место, куда люди могут приходить и учиться строить лодки. Возможно, я сделаю это при помощи своего университета. Мне кажется, что в Иркутске это тоже должно зайти. У нас Байкал, и вокруг него очень развит туризм. Представляешь себе на берегу Байкала деревянную лодку?
Когда на берегу стоит какая-то пластиковая хрень, и когда стоит деревянная лодка – это совершенно разные вещи. Думаю, что причал с деревянными лодками станет крутым туристическим местом.
Верфь Товарищества и своя лодка
На верфи круто. Здесь постоянные движняки, здесь постоянно встречаются новые люди: с ними интересно поговорить, у них есть чему поучиться.
Я думал, что я неплохой столяр, и меня мало чем можно удивить. Но тут в первый же день мне показали какую-то элементарную штуку, которую я не умел делать. «Ничего себе, – подумал я. – А я даже не знал, что так можно».
Здесь крутая атмосфера. Учат меня в основном Игорь и Артем.
С Игорем можно поговорить на близкие интересные темы, он разбирается в самых разных рукодельных штуках: металл, ковка – все, что угодно.
Артем учит строить именно лодки. Все, что он говорит, я запоминаю, чтобы потом суметь построить свою лодку, повторить все это самому. Главное потом на этом не утонуть.
На своей лодке я бы ходил по Байкалу. Далеко у нас не пойти: в Иркутске, грубо говоря, всего две реки: Ангара, которая вытекает из Байкала, и Иркут, который впадает в Ангару. По Ангаре пройти не получится, потому что на ней стоит две плотины. Но можно уйти в верховье Иркута и сплавиться оттуда до Иркутска.
За две недели на верфи я сам собрал закладку карбаса: соединил штевни с килем, и теперь вырезаю на ней шпунт. Я посмотрел на все этапы строительства: какие нужны ламели для склейки, какой они должны быть толщины, какие нужны клеи, какое оборудование, какие расходные материалы, увидел весь процесс целиком. Осталось сделать это самому, и можно будет попробовать построить свою лодку дома.
#ДеревянноеСудостроение #ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна #ЛабораторияДеревянногоСудостроения
Проекты верфи в 2022 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области.