Постройка гоночных карбасов. 1 — 16 июля 2021 года

1 июля. Пришел Даня. Пришел и красит. Даня поступает на истфак, а в свободное время решил помочь нам на верфи – мы очень рады. Вообще, сейчас на верфи идут в основном лакокрасочные работы. Первый карбас покрасили на третий слой. То есть, он практически готов! Ждем только паруса. Скоро будем грузить его на прицеп и готовиться к спуску на воду. Второй карбас прогрунтовали и начали красить внутри. Покрасили девять весел. Всем карбасам назначили имена. Какие – пока не скажем. Игорь делает весла. Сегодня доклеили для них последние две заготовки (всего их двенадцать). Артем изготовил два брештука, закончил это дело на день раньше. Еще сделал подлегарсы и начал устанавливать планширь на третий карбас. У Миши с Сашей Антоновым готова табуреточка, она же тумба, она же створный знак. А еще начали делать душевую. Пока идет первая стадия работ, а именно – крушение. Но очередь в душ можно занимать уже сейчас!

3 июля. Сегодня спустили на воду первую регатную лодку – карбас «Койду». Посмотрели каков карбас на ходу, сели за вёсла, попробовали грести, посмотрели его управляемость рулем. Первые выводы: грести на традиционном судне нужно учиться, потому что крепление вёсел на нем не современное. Кроме того, нужно учиться грести в команде. Теперь нам предстоит исследовательская работа вёсельного хода наших карбасов. Завтра начинаем тренировки. Разбивать бутылку шампанского о борт, выстроганный, зашлифованный и выкрашенный с таким усердием, поостереглись. Ограничились безалкогольными напитками. Тем не менее, событие радостное. Спасибо «Курганским прицепам» – спонсорам триумфального проезда «Койду» по улицам Архангельска.

"Койду" готовится к спуску на воду

5 июля. Регатный карбас «Койду» вчера прошел первые испытания. Ребята во главе с Женей прогребли на нем вокруг Мосеева острова, отметили ряд вещей, которые нужно доделать и переделать, и привезли «Койду» назад на верфь – доделывать и переделывать. В частности, нужно подогнать расстояние между передней и задней банками, чтобы гребцы сидели достаточно компактно, но при этом не мешали друг другу. Кроме того, закончили покраску корпусов всех регатных карбасов. Артем устанавливает планширь, Игорь почти закончил делать весла и начал ставить банки. Можно сказать, что мы вышли на финишную прямую.

6 июля. Игорь поставил банки и начал ставить степсы на третий карбас. Саша Антонов пишет и переписывает названия карбасов разными шрифтами. Артём доделал планширя с брештуками. Женя подкрашивает вёсла. На вёсла поставили ограничители, чтобы они не выскакивали из кочетов. Нестор с Сергеем занимаются упорами на сланях, чтобы гребцы могли упираться в них ногами и грести по-хорошему, от всей души.

7 июля. Заканчивали брештуки, докрашивали корпуса, делали утки, степсы, красили и вешали рули. Мелких работ с двумя карбасами еще много. Саша продолжает совершенствоваться в начертании карбасных имен. У команд САФУ имени М.В.Ломоносова и Северного морского музея состоялись тренировки с Женей. Сломали два кочета, следовательно, их можно бы усовершенствовать. Приехала Катя из Благовещенска, будет помогать нам с дизайном проекта.

8 июля. Опробовали новый способ крепления весла к кочету, теперь будем его практиковать (и надеяться, что отныне наши кочета будет не сломить). Прочее рабочее: Игорь делал и доделал банки, Богдан ставил утки, Артем занимался пайолами (это то же, что и слани, а ещё их зовут рыбинами, так что можно выбрать любое название себе по сердцу). Подкрашивали то и се, клеили заготовку двадцать седьмого флора. Студенты из САФУ сканировали архивные чертежи. Прошло три тренировки на воде — команд Северного Морского музея, судостроителей верфи Товарищества и студентов САФУ.

9 июля. Приехал Никита Карбасов! Весь день красил с Мишей слани карбаса «Пошто» и все остальное, что нужно было покрасить. Примеряли паруса на карбас. Грот оказался большим, пришлось переставить кормовые утки для грота-шкота. Придумывали упоры для весел. Кажется, придумали. Будем использовать стропу. Добавляем гуськи на борта «Сейгода». Поставили банку в «Пошто», установили кницы. Купили кранцы. Поставили понтон на пристани у Северного Морского музея! Состоялось это великое дело благодаря «Росморпорту», который и дал нам этот понтон, и привез его, и установил. А мы порадовались. Теперь тренировки регаты стартуют от Северного музея, который мы тоже благодарим за предоставленное пространство!

12 июля. Миша делал отбойник для привального бруса на понтоне у Северного Морского музея. Из-за низкого борта лодки залезали под понтон, так привальник пришлось опустить.Нестор и Богдан работали на причале вместе с Мишей: переставляли утки на «Койду», подкрашивали, шпатлевали и доделывали весла. На верфи прошла встреча по поводу регаты. Договорились о теоретических занятиях. Во вторник Игорь проведет теоретическое занятие на тему устройства лодки и теории паруса. В среду Женя проведет занятие по МППСС-72. Эта аббревиатура расшифровывается как  «Международные правила предупреждения столкновения судов», а 72 — это год их последнего издания. Этим правилам 50 лет, они не меняются, и значит это, что они очень хорошие, работают долгие годы и всех радуют.

Резали веревки, много веревок на всё: на шкирты, на кранцы, на ограничители для весел. После того, как веревки нарезали, на всех на них нужно было наложить марки — это обвязка тонкой нитью на свободные концы веревок, а нужна она для того, чтобы веревки не распушались. Игорь наращивает грот-мачты, потому что, как выяснилось в ходе практических испытаний, рулевому за гротом ничегошеньки не видно. Так что парус нужно немного поднять, чтобы дать рулевому обзор и правильно настроить парус. В субботу докрасили все карбасы и все планшири, поставили кочета на «Сейгод» и прижимные планки для кочетов, установили на свои места банки, поставили защитные пластины под весла.

13 июля. Заканчиваем и спускаем «Сейгод». Катя рисует дипломы для регаты. Сергей заканчивает весла. Очень много покраски в конце работ с карбасами (Наташе досталось!). Готова створная рекламная тумба для регаты.

Игорь ведёт теоретические занятия для участников регаты.

14 июля, среда. Начали уборку, которую закончили только в четверг.

Миша превратил сушилку в практически выставочное пространство — развесил и разместил в ней кокоры и прочие симпатичные судостроительные штуки. Говорит, все дело в том, что он любит наводить порядок. В любом случае, все, кто знал сушилку до Миши, потрясены до глубины сердца. Вова с Нуриком сначала помогали Мише, после этого прибирались внутри ангара, а потом готовили доски к поклейке очередного шпангоута — ни при каких обстоятельствах мы не забываем о том, что строим шхуну. И строим ее! Наташа, Нестор и Богдан работают на спущенных карбасах: подкрашивают слани, переставляют утки, прикручивали упоры, прибивают ограничители для трубок на кочетах. А вечером все команды тренировались на вёслах, потому что не было ветра.

15 июля. Вчерашняя уборка продолжалась сегодня до 17:30, когда начался официальный прием гостей судостроительного форума «Матица». Днем Вова, Никита, Сергей и Нурик заклеили шпангоут. Нестор проводил парусную тренировку. Миша бездельничал. То есть, сначала развесил с Катей флаги расцвечивания, а потом уже бездельничал. Как закончил бездельничать, пошел тренироваться и лавироваться. Говорит, что когда идешь на совсем против ветра, а в острый бейдевинд, то лавироваться можно: все хорошо, карбаса идут и идут быстро, тренировка успешная. Вечером прошел ужин судостроителей — и не просто так, а под аккомпанемент хора фрегата «Штандарт».
Кстати, к вопросу ужинов: дурацкую парту, на которой мы готовили еду на кухне, заменили на достойный верстак. Его еще предстоит отшлифовать и покрыть лаком, но все равно уже лучше, чем парта. Продолжаются мелкие доработки по карбасам, которые не закончатся до самой регаты — а все потому, что мы стремимся к идеалу. Еще в этот день мы украсили музейное судно «Коммунар» флагами расцвечивания.

16 июля, пятница. День перед регатой. Были гости: генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Без фонда Потанина не случился бы проект «Матица» и «Поморская карбасная регата»! Состоялся сбор судостроителей, на верфи презентовали доклад об экспедиции на остров Вайгач в рамках форума «Матица». Товарищество посетил представитель Речного регистра. Обуждали вопросы регистрации, освидетельствования и классификации лодок самостоятельной постройки. Вопрос более чем актуальный, потому что нам нужно регистрировать наши карбасы, а в будущем — и шхуну. И все, на что мы захотим поставить мотор. Регистрация — это большая проблема.
Искали пути решения этого вопроса и не сказать, чтобы нашли. Но еще не вечер! А вечером тренировались.

Пока тренировались, сломали шпринтов на одном из карбасов и поехали его чинить. Ситуация штатная, поскольку люди только учатся ходить под парусом и на веслах. Другой работы почти не было, разве что Игорь собрал двадцать восьмой шпангоут, Артем обтесал первый тимберс двадцать седьмого шпангоута, а ребята заклеили второй. Было много журналистов.

Дневник верфи ведет репортер Товарищества Катя Суворова.

Фото: Катя Суворова, Женя Шкаруба, Михаил Крупенин.

#неделя_на_верфи #ГостиВерфи #ФондПрезидентскихГрантов

#ПоморскаяКарбаснаяРегата

Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + четырнадцать =

Прокрутить вверх