«После первых экспедиций временами появлялась шальная мысль пройти этот путь «по-старому», на карбасе и веслах… Идея эта тут же отметалась: «Да вы что! Никогда! Ни за что!» Потому что это действительно очень тяжело. В прошлых экспедициях были дни, когда за сутки мы проходили всего 900 метров. Наши пальцы были стерты в кровь – это сложно и физически, и морально… И так было на моторных лодках, а тут – весла! Но потом проходит время, ты сидишь дома и вспоминаешь: «Вот классно было! Отчего не пойти снова?»»
Сегодня в рубрике «Портреты верфи» мы беседуем с участниками проекта «Тайны Мангазеи» Павлом Нефедовым, капитаном Александром и Данилом Хусаиновым.
Что такое Мангазея, где ее найти и как решиться отправиться в путешествие, про которое еще год назад говорил: «Ни за что!» – в материале Кати Суворовой.
На днях участники проекта приезжали в Архангельск смотреть свой карбас (и полюбили его с первого взгляда). А мы воспользовались случаем и побеседовали с гостями верфи о грядущей экспедиции – именно для нее был построен карбас «Архангелъ», первое судно верфи Товарищества. Экспедиция по рекам Сибири была для вас тайной? Участники проекта раскрывают ее!
По словам организатора проекта Павла Нефедова, будущая экспедиция станет уже третьей и завершающей в проекте «Тайны Мангазеи».
Мангазея – название первого русского заполярного города за Уралом. В XVII веке через этот город проходил путь, по которому промысловики былых времен шли за «мягким золотом» – соболиными мехами и пушниной. Спустя века некогда бойкая торговая дорога была забыта, а сама Мангазея превратилась в поросший травой холм. Интерес к этим местам затих, чтобы возродиться в веке XXI через проект «Тайны Мангазеи».
Павел Нефедов – руководитель экспедиции, он отвечает за организацию путешествия, а также подбор снаряжения и команды. Павел рассказывает, что проекту уже более пяти лет: «Все наше предприятие началось с Вячеслава и Дениса Калининых, которым принадлежит замысел экспедиции. Вячеслав – кандидат исторических наук; однажды, изучая летописи, он узнал о древнем маршруте через Мангазею. Тогда у него появилась идея доказать, что этот путь действительно существовал».
Самим экспедициям предшествовали долгие изыскания в архивах и летописях. По мнению авторов проекта, именно этим путем русские первопроходцы 17 века достигли Енисея, открыв для России Восточную Сибирь; а древним волоком, входящим в маршрут, ходил сам Ерофей Хабаров – землепроходец, присоединивший к России огромные территории Приамурья.
«Мы провели основательный сбор всех упоминаний о волоке Ерофея Хабарова: где он находился, кто им ходил, сколько это занимало времени, с какими трудностями сталкивались путешественники… А после этого решили пройти этим путем сами» – говорит Павел.
«Первая экспедиция состоялась в 2018 году: на двух современных катерах мы прошли от поселка Тазовский через место, где находилась Мангазея, и дошли до Красноселькупа. Мы хотели пройти дальше, в сторону волока, но не рассчитывали на то, что изменится характер дна. Появились большие камни, мы пробили винты, сломали лодки, одну из них даже пришлось тащить на буксире в Красносельскуп. Там мы починили вал и вернулись обратно в поселок Тазовский.
Несмотря на то, что пройти путь целиком не получилось, общий маршрут составил тысячу километров.
Следующую экспедицию мы совершили в 2019 году, когда на трех надувных лодках прошли от Красноселькупа по реке Таз, вошли в Худосей, дошли до волока Ерофея Хабарова, прошли его, попали в Перевальные озера, а оттуда по рекам Красноярского края добрались до поселка Старо-Туруханск. Когда-то это и была Новая Мангазея. В этот раз маршрут был пройден успешно.
Теперь нам предстоит третья экспедиция.
Это будет масштабная реконструкция: в экспедицию мы отправимся на копии поморского карбаса без использования современных технических средств: под парусами, на веслах, с шестами и бичевой. Будем тащить карбас по волоку, как это делали промысловики XVII века.
Чтобы вы понимали, протяженность маршрута составляет более пятисот километров, и ни одного населенного пункта по дороге!
Помимо непосредственно технической части исследования у нас будет и научная часть. По пути мы нашли уже более тридцати зарубок на старых, специально подкопченных лиственницах: это кресты, буквы и другие знаки – следы старинной оживленной дороги».
Павел отмечает, что визит в Архангельск стал радостным и плодотворным: «В карбас мы влюбились с первого взгляда. Много ценной информации принесло и знакомство с Виктором Петровичем Кузнецовым. Например, для прохождения волока мы планировали вести карбас за веревку, привязанную к кольцу на носу судна. А Виктор Петрович сказал нам, что этого делать нельзя, потому что так мы будем «рвать» нос карбаса. Вместо этого лодку нужно обернуть петелькой, чтобы веревка как бы подталкивала ее сзади, а не тянула за нос.
Также, обсудив предстоящий путь, мы нарастили маленький киль, чтобы не повредить дно лодки, когда будем тащить ее волоком. Признаться честно, я думал, что карбас – это такой типовой, стандартный проект. Но у него масса индивидуальных деталей, предусмотренных с учетом конкретной задачи».
Отмечает высокий уровень исполнения карбаса «Архангелъ» и капитан экспедиции яхтсмен Александр: «Лодка получилась шикарная, мы даже не думали, что она будет так замечательно выглядеть! Обводы получились очень интересные. Я удивлен, что для деревянного судна небольшого размера можно было загнуть доску так, чтобы это получилось настолько изящно. Восхищаюсь поморским искусством!
Строительство деревянных лодок – это настоящее искусство, и наш карбас подтверждает эту теорию».
«Сегодня мы просто рассыпались в благодарностях перед мастером, создавшим наш карбас, – продолжает Александр. – Виктор Петрович, узнав, что мы не пойдем в море, сделал корпус, рассчитанный специально на речную волну, а главное – все это на глазок! Я поражен уровнем его мастерства!»
Третьим участником экспедиции, посетившим Архангельск, стал Данил Хусаинов – фотограф с двадцатилетним стажем, член Русского Географического общества и обладатель премии международного фотоконкурса «Золотая черепаха».
По словам Данила, в экспедиции его привела профессия: «Для фотографа важно наличие материала, а лежа на диване ты его не получишь. Нужно постоянно двигаться. Одним из способов такого движения стало вступление в Русское Географическое общество. Минимум два раза в год я езжу по разным интересным местам в рамках экспедиций РГО.
Поэтому когда меня пригласили в проект «Тайны Мангазеи», эта местность была для меня уже не новой. В первой экспедиции я стал проводником.
Тогда я был единственным членом РГО в команде, а сейчас в Общество вступили и Павел, и Александр, так что экспедиция будет на 80% состоять из участников Русского географического общества».
«Идея масштабной исторической реконструкции родилась спонтанно, – вспоминает Данил. – После первых экспедиций появлялась шальная мысль пройти этот путь «по-старому», на карбасе и веслах… Мысль эта тут же отметалась: «Да вы что! Никогда! Ни за что!» Потому что это действительно очень тяжело. В прошлых экспедициях были дни, когда за сутки мы проходили всего 900 метров. Наши пальцы были стерты в кровь – это сложно и физически, и морально… И так было на моторных лодках, а тут – весла!
Но потом проходит время, ты сидишь дома и вспоминаешь: «Вот классно было! Отчего не пойти снова?»
В прошлом году Денис Калинин позвонил мне и сказал, что нам могут выделить деньги на постройку карбаса: «Если ты готов, я запускаю проект». Просидев год в пандемии, в изоляции, я тут же согласился. Куда угодно, лишь бы не сидеть в квартире! Так все и закрутилось.
Созвонились с Пашей, распределили задачи и роли, началась подготовка, поиск спонсоров. Постепенно сформировалось то, что мы сейчас имеем. Прежде всего, это карбас. Также мы закупаем лодки технического обеспечения. У экспедиции будет сопровождение на резиновых моторных лодках, в них поедет съемочная группа и все лагерное оборудование – палатки, спальники, еда, бензопилы и так далее».
Во время приезда в Архангельск Данил ведет фото- и видеосъемку для проекта, итогом которого станет фильм об экспедиции.
В сценарный план фильма вошло и торжественное освящение судна, и нанесение на карбас имени «Архангелъ», и интервью с мастером Виктором Петровичем Кузнецовым, и песня из «Двух капитанов» в исполнении друга верфи Михаила Герасимова.
К слову сказать, под руководством Миши во время визита в Архангельск Данил Хусаинов успел сделать гусли своими руками: «Было интересно сделать музыкальный инструмент своими руками, так что я загорелся этой идеей сразу! Представляете, как это символично – играть на гуслях в карбасе, на Мангазее! А в тяжелые моменты душа просит песни, так что свой инструмент нам точно пригодится».
По такому случаю Данил пообещал нам научиться играть на гуслях – в подтверждение сказанных слов будем ждать записи его выступления на борту карбаса «Архангелъ», прямиком с волока Ерофея Хабарова!
Благодарим наших героев за доверие, желаем им скорейшего воссоединения с карбасом, успешной экспедиции и, конечно, семи футов под килем!
С гостями беседовала репортер верфи Товарищества поморского судостроения Катя Суворова.
Фото героев взяты с их страниц в соцсети «ВКонтакте» и паблике проекта «Тайны Мангазеи».
Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом при поддержке Фонда президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.