Порт Гечо, рядом с Бильбао, 14 сентября
На борту «Джульетты» экипаж: Игорь и Сергей Шевцовы, Марина Зайцева, Елена Огарева, Альвина Ширинская, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба. Это наш последний, заключительный, осенний этап 2019 года. В этот раз идем без поломок, между прочим. Маневрируем среди мелей и штормов, качаемся на одуряющей бискайской волне.
15 сентября
Радость моя была недолгой.
1140, когда экипаж отдыхал в кают-компании, готовился к выходу в море, нам въехали в корму. Раздался грохот. Мы выбежали наверх. Рядом с нашей кормой крутил своим дурацким носом бермудский шлюп. На его борту — два обалдевших моряка в спас.жилетах.
Пока спас.жилеты швартуют свой шлюп, мы осматриваем себя: сломан флаг-шток, на транце свежая царапина, а главное — отсутствует подвесной мотор. Только обломок станины прикручен к доске на релинге. Вот откуда громыхание! Удар пришелся как раз в этот моторчик. Бедняга подлетел вверх, врезал обидчику по носу и упал вводу, на самое дно гавани. Недавно я смотрел на его потертые бока и думал, что скоро придет ему срок — и вот это случилось. А памятный был моторчик. В 2015 году, на последних дыханиях кругосветки, мы пришли в Йемен. Как раз «вовремя»: там началась война. По улицам бродили вооруженные толпы с автоматами и гранатометами, а я искал подвесные моторы. И нашел ведь! Купил, привез на такси на «Джульетту». Его и утопили.
Составили акт для страховых компаний. Честно говоря, я даже разозлиться нормально не могу. Парни говорят, что спешили на старт гонки, читали гоночное положение и «моргнули». Сегодня у них «не старт».
Шток обрезал. Вставил флаг на место. Одной проблемой меньше.
1625, вышли из Гечо.
1700, учим узлы.
1750, ветра почти нет. Дождик. Открываем и убираем стаксель. Матросы, убирая стаксель, положили закрутку на электролебедку и забыли потравливать стаксель-шкот. Не чувствуют нагрузок. Срочно отключаю электропривод. До лучших времен.
1900 пришли в курортный городок Лоредо. Старый город совсем маленький, почти поглощен курортными пансионатами, но современная марина и пляж рядом приглашают бродячих круизеров провести здесь хоть ночку.
Прошли сегодня 20 миль.
2210, пришла спасительная мысль достать гитару. Какая поющая компания нынче на «Джульетте»!
16 сентября
Гуляли в старый город и на рынок. Купались. Прекрасно.
1414, вышли из Ларедо.
1610, моторим. Ветра хватает только-только для того, чтобы одерживать нас от раскачки.
1710, начинаем заходить в Сантандер. С приливом, попутным течением. Сантандер — столица Кантабрии, находится на берегу большого залива. В самом городе, в самом его центре, есть марина, но гостей в ней не ждут. Гостям-круизерам приходится идти дальше, вглубь залива, на несколько миль. А потом ехать на прогулки в Сантандер. Никак не могу понять, за что мне так здесь нравится?
1830, пришли в марину.
Сегодняшний переход составил 25 миль.
17 сентября
Занимались «приливами».
1300, вышли в море.
Отровок Моуро.
1335, слышим сигнал «Пан-Пан» на французском языке.
1440, плюнули на все. Поставили паруса и плетемся в лавировку. Стараемся отойти подальше от берега, на левом галсе, поглубже в залив. Где-то совсем рядом дует хороший ветряга, а нам достаются лишь крохи с его стола. Зато волна приходит как сумасшедшая.
1600, повернули на правый галс.
1725, завели мотор. Ибо ветер смельчал, а волна — наоборот.
1910, глушились, шли под парусами и снова заводились.
1930, заглушились.
1953, штурман водки просит.
2123, ветерок мягко цепанул из-под тучки. Лавируемся с кайфом до 4 узлов.
2245, дождь из-под тучи. Давно уже идем со скоростью 7 узлов.
18 сентября
0035, убрали паруса. Ветер после дождя стих. До порта еще 28 миль. Черно, мокро вокруг, холодно и качает. Я пропадаю в каюте. Вахтенные меняются у руля.
0535, пришли в рыбацкую гавань Ластрес, чтоб немного поспать. Гавань совсем маленькая, прикрытая от Биская грозной стеной. Нашли клочек понтона и встали к нему.
Прошли 78 миль.
0620, включить что ли «Иронию судьбы»? Новогодняя ночь на исходе.
Утром пытались купить сардины, но нет их. Говорят, завтра. Рыбацкий город, тоже мне.
1300, вышли из Ластреса. Ветра мало, зато волны много. Мучимся как вчера.
1630, пришли в Хихон, столицу Астурии. О волны, чтоб вам провалиться!
Прошли 21 милю.
19 сентября
1045, вышли из марины. Заканчивается отлив.
1125, поставили грот. В ожидании ветра спасаемся от раскачки с помощью грота .
1150, поставили штормовой стаксель. Тоже как флюгер. Основной мне жалко бить. Ветра всё нет.
1245, ветер! Обещеный и жданный. Поставили паруса. Держим мористее, туда, где ветра больше. Идём бакштагом правого галса.
У «Джульетты» и у всех нас появилась точка опоры. Даже море разгладилось от удовольствия.
1419, дельфины. Очень много. Может, штук сто.
1650, поставили паруса бабочкой. Порхаем. Увалились на генеральный курс.
1723, определили ветер как «умерено засвежеший» до 4-5 баллов. Дует 20 узлов. Волна до 2 метров. Катимся вниз, на запад.
1950, птички кружат и никак не решаются сесть на палубу. Три штуки. Определяем их как стрижей.
2027, стриж залетает в кают-компанию. Один. Остальные пять или шесть отдыхают, где попало на улице.
2030, закат солнца. Птичек на лодке уже 15 штук.
Убрали паруса, ибо ветер кончается, а волна и не думает. Поставили штормовой стаксель, чтобы хоть как-то мешал раскачке. Одновременно с парусным авралом боремся с птицами. Они во всех углах. Думают, мы добрые.
Группа глупых стрижей собралась перелететь через Бискайский залив. На инструкторе решили сэкономить. Благо, объявлений о недорогих услугах инструкторов сейчас сколько завались. Выбрали подешевле. Полетели. Инструктор оказался чайником, вариацию не поправил, дорогу перепутал, народ потерялся — и вот мы теперь спасаем этих балбесов.
2300, пришли в Вивейро. Встали к длинному понтону. Мелко в гавани и идет отлив. Сейчас клиренс под килем 0,6 метра. Пробовали двигать «Джульетту» вдоль понтона. Это самое глубокое место. Посчитали, что вода уйдет тоже на 0,6 метра. Значит, можно попробовать стоять здесь.
Прошли 95 миль.
20 сентября
Утром бродили по Вивейре. В этот раз он мне не понравился. Наверное, потому что голова занята другим. Все время думаю, как проходить северо-западные мысы: выходим из Биская в Атлантику, перед нами участок берега от Ла-Коруньи до Виго, который всегда самый сложный здесь. Ветер, в течении месяца бывший попутным, повернул на встречный и усиливается. С севера от мыса проходит сильный шторм, гонит встречную волну до 4 метров. Встречный ветер, волна 4 метра…
Если сегодня бросить все и газануть к мысам, можно успеть проскочить до усиления, но мы уже и так идем без остановки, устали от перегонов и мотора… Есть, о чем подумать.
1300, вышли из Вивейро.
Лавируемся.
1610, встали на якорь в заливе Оргтигейра, за молом в гавани Кориньо. Миленькая, хороша защищенная гавань. Купаемся. Ждем сеанса связи для Сергея. Ему нужно поговорить с берегом.
День в маяте. Мучаюсь вопросом, заходить ли в Ла-Корунью?
1830, снялись с якоря.
1910, огребли грозу напротив мыса Кабо Ортега.
2030, встали на якорь в заливе Седейра. Решили не спешить, завтра прийти в Ла-Корунью, отстояться там, сьездить в Сантьяго-де-Компастела, пропустить мимо себя шторм, а потом двигать дальше.
Прошли сегодня 40 миль.
На якоре крутило всю ночь. Ждал, сорвет или нет. Всё! Заказываем нормальный якорь Брюса, надоели мне эти плуги, которые нифига не держат!
21 сентября
Вчера не писал дневник, все думал, куда нам идти. Спешить ли на мысы, пока ветер не набрал силу, или сидеть в Ла-Корунье?
1010, снялись с якоря. Идём в Ла-Корунью, укрыться.
1050, поставили паруса. Грот зарифлен.
1130, поменяли стаксель на штормовой. Ветер до 25 узлов. Основной стаксель не хочется жучкать.
1235, вернули штатный стаксель.
1257, подводная лодка всплыла справа по курсу. Топает, как и мы, в Ла-Корунью.
1330, шквал до 30 узлов. Долго скручивали стаксель, фал штормового накрутился на штаг основного. Не получается мне настроить эту систему штормового паруса.
1440, лавируемся. Ветер до 25 узлов. Самый правильный для штормового стаксея и зарифленого грота ветерок.
1700, пришли в марину Коруньи.
Прошли 40 миль.
24 сентября
Три дня прошли в ожидании, когда продует встречный ветерок. Ездили в Сантьяго-де-Компастела. Гуляли. Смотрели хрустальный город с его знаменитыми стеклянными балконами. Конечно, гуляли к маяку Геркулеса — самому старому в мире действующему маяку!
1550, вышли из Ла-Коруньи.
1610, поставили паруса. Глухо зарифленные, тихо и печально идем на встречу волне, которая должна нам скоро открыться. Прогноз обещает высоту волны больше четырех метров.
1650, поменяли штормовой стаксель на штатный.
1750, лавируемся. Волна хоть и очень большая, но пологая. Идем довольно комфортно, не бьемся о волну носом, плавно качаемся. Параллельно идет против ветра лодка на моторе. Проигрывает нашей лавировке под парусом.
Ветер до 20 узлов.
2040, вернули полный грот.
2110, проходим самый северный из мысов Святого Андриана и остров над ним — Сисарге Гранде. В темноте лавироваться против волны стало сложнее. Начнем спускаться вниз, на юго-запад. Встречная волна больше трех метров. Длинная, пологая красавица.
2220, край дождя. Рифили и открывали грот.
25 сентября
0040, сильное волнение у мыса Пунто Ронкудо.
0410, грозы. Короткие, с дождиком. Волна больше 3 метров. Встречная — на левом галсе и поперечная — на правом.
0530, завелись напротив мыса Кабо Вилан. В море на шельфах, напротив мысов, трудятся рыбаки. Путина у них. Сенокос. Десятки огней рыбацких судов. Мы обалдели от качки, а как они? Затишье у них сейчас.
Скорее бы нам проскочить это прекрасное место и лечь спать.
0630, мыч Кабо Торинана.
0740, волновой бардак напротив Кабо-де-Наве.
0840, прошли Кабо Финистера. Самый сложный мыс с банками и прочим. А народ всё трудится вокруг. Елки наряжает из своих огней.
0930, завелись. Ветер еще есть, но волны больше. Спешим успеть закончить переход в Виго.
1630, заходим в залив Виго. Радость. Уходим с океанской волны. Вот-вот, чуть-чуть и Илья-де-Мотеагудо закроет нас от этого качающегося ужаса.
1720, пришли в Виго. Прошли из Ла-Коруньи 130 миль.
Осенние плавание закончилось. Теперь прибираться и на зимние квартиры.
Старый лоцманский катер в соседней гавани.
Приберем «Джульетту» на зиму и домой. За два года лодка мало обросла. Вот, что значит холодная вода в Норвегии.
Прикрыли лодку от местного дождя, который идет здесь постоянно.
Зимой приедем красить, шлифовать борта и вообще наводить марафет перед гламурной Средиземкой.