29 мая. Берген
Накануне выхода в море гуляем по старому городу. Смотрим на деревянные улицы, радуемся, что где-то такое сохранилось. Жаль, что не у нас.
На борту «Джульетты» экипаж: Кирилл и Ольга Филимоновы, Александр и Герман Орионовы, Евгений Шкаруба. В этом плавании мы выйдем из Норвегии, пересечем Северное море и придем в Голландию.
0920, отошли из Бергена. Встречный холодный и мокрый ветер.
1145, пришли в местечко Хеллистад за латами. Здесь, в двух часах от Бергена, есть небольшая марина и парусная мастерская. Недавно обнаружил, что у нас сломаны вдрызг две верхние латы. Еще раз спасибо Вадиму Соловьеву за помощь в этом ремонте!
1400, отошли с новыми латами в гроте.
1455, прилег отдохнуть на диванчик кают-компании и вижу, как на палубе колбасит непогода. Дождь и встречный ветер.
1625, карабкаемся против ветра и течения на юг.
1750, пришли в знакомый городок Бекярвик. Здесь есть небольшая гавань, гостевой понтон, супермаркет и магазин с цветами. И даже сарай со старыми лодками есть.
Вот такие постова для вёсел. Не знаю, как правильнее их назвать.
Координаты 60*0’N 005*12’Е.
30 мая
1050, чудом не залили воду в бак с топливом перед выходом в море! А ведь я только рассказывал боцману страшные истории о заливании воды в дизель, от том, как потом нужно очищать бак от воды… Отвлекся на минуту — и вот, поворачиваю голову в сторону иллюминатора над камбузом, а там извивается змеёй воткнутый в топливную горловину шланг и рука занесена над вентилем с водой. Будьте внимательны к расслабленным боцманам, даже к конкретно предупреждённым!
1145, вышли в фьорд на исходе ночного южного ветра, с надеждой не пропустить его поворот на попутный северный. У нас на этот ветер серьезные намерения на ближайшие сутки хода. Потом будем бороться с встречным ветром уже в Северном море.
1305, заглушили мотор, добавили к гроту стаксель и помчались на юг. Мы почти в море.
1340, с севера проглядывает чистое небо, приятно поддувает до трех баллов. Уваливаемся и набираем скорость.
1445, завели стаксель на спинакер гик. Ветра немного, но хватает, чтобы парус не хлопал на раскачке старой волной. Очень надеюсь, что так и продолжится еще часов двенадцать или больше. Идем мимо Норвегии. Узлов семь с половиной. Солнце!
1710, унесло мою соломенную шляпу. Рано надел. Это еще одно нам предупреждение. Сначала топливо, теперь шляпа…
Ветер до четырех баллов. Резво бежим до 9 узлов. Спешим идти в языке попутного северного ветра, который сегодня облизывает юго-западный мыс Норвегии. Можно неплохо подъехать в этом завитке ветра, но он быстро движется. Важно успевать бежать с ним в ногу.
1750, переносим стаксель на ветер бабочкой.
1820, ветер заходит в корму.
2130, сплю. Одеяло плотно обнимает меня, но все равно холодно. День был теплым, двери на распашку по-летнему… И вот похолодало.
Качка стала меньше, ветер продолжает тянуть нас на юг. Надеюсь, он не покинет нас и до моей вахты в два часа ночи.
На верху звучит Пинк Флойд. Не могу понять, попадают они в ритм нашего движения или нет.
2140, оделся потеплее, чтобы поесть мороженного. Читаю Амундсена. «Южный полюс».
2300, включил навигационные огни, чего давно уже не делал.
31 мая
0145, начинаем отваливать от Норвегии. Северный ветер все еще тянет нас вперед. Все бы хорошо, если бы не эти волны с юго-западного направления. Вытряхивают из наших парусов остатки благотворного ветерка. Свинство — эта зыбь.
0225, перенесли стаксель под ветер. Приводимся, чтобы увеличить вымпельный ветер и спастись от хлопков парусами.
Ноне не ночь еще.
Координаты 58*33.1’N 005*20.3’Е
0400, белёсое утро.
0430, завели двигатель.
1200, чтобы хорошо спать на качке, нужно или сильно устать, или уметь расслабляться. Проспал вахту. Едем на моторе. Терпим волны. Вспоминаем прекрасное вчера.
1310, слабый встречный ветерок. К ночи он раздует до крепкого. Завели бэбиштаг. Вооружили штормовой стаксель.
1320, кит. Одна штука по левому борту, предположительно, большая гринда.
1405, завели штормовые леера.
1417, мы уже часа три как в Северном море.
1437, приплыли полярные дельфины с лихо загнутыми спинными плавниками и белыми, как у касаток пятнами.
1515, поставили паруса, легли на бейдевинд левого галса. Ждем усиления и захода ветра.
1805, взязли риф на гроте. Дуют 17 узлов, разлувает и поднимает волну. Продолжаем идти левым галсом, ждем захода ветра, чтобы выгодно лечь на правый.
1840, поменяли основной на штормовой стаксель.
1940, морось. Плохая видимость. Хочу сделать поворот, но рис на камбузе еще не сварился.
2121, дождь. Судя по всему, подходит холодный фронт.
2140, легли на правый галс, отдали рифы на гроте. Ветер 15 узлов.
2258, отвратительная волна. Не наша, чужая. Откуда такая только берется.
1 июня
0100, идем мимо нефтяной вышки. Жгут газ. Вдалеке увидели сильный и неровный огонь и долго не могли разобраться, что это. Координаты 56*37.5’N 004*55.4’E. Ветер непонятен. Ждем захода. Зарифили грот. Скорость упала, но и биться о встречную волну перестали.
0750, сгинула эта ужасная ночь. Туда ей и дорога. Ветер до 25 узлов. Топтались против омерзительной и рваной волны. Измучали себя и лодку.
0855, поменяли штормовой на основной стаксель. Видим яхту, идущую навстречу параллельным курсом.
Ветер восемь-девять узлов. Галфвинд.
1250, отдали риф на гроте. Ветер 12 узлов. Ласточка прилетала. Посидела, пошарахалась по каюте и понесла своё лето дальше.
1745, ветер комфортные 10 узлов. Волна успокоилось. Можно сыграть в нарды, можно прибраться.
1800, попытались завести мотор, а он не завелся! Стартер работает, крутит вал, но без толку. Пробовали прокачать топливо вручную, проверяли воздух в тонком фильтре. Отключали стартовую батарею. Снова прокачивали и пробовали крутить стартер. Наконец, мотор завелся. Работает ровно. Что это???
2 июня
0009, встали под паруса. Слабый ветер от SW.
0330, подходим к первой системе разделения движения.
0420, прошли полосу разделения. В море пустынно. Почти ровная вода. Примерение с морем ненадолго. Ветер, можно сказать, идеальный для «Джульетты», до 15 узлов.
0525, нет, так просто оно нас не пропустит. Раздувает навстречу до четырех баллов. Поднимается волна. Судя по всему, без лавировки нам не обойтись. Зарифили грот.
0621, отдали риф на гроте. Не понимаю, сомневается ветер или хочет обмануть.
0840, вошли во вторую полосу разделения движения наискосок, против правил, пока никого не видно.
1140, прилетел голубь-почтарь. Был напоен и накормлен. Теперь сидит: отдыхает на юте.
Голландия уже рядом, не за горами.
1300, начали заходить в zuider Stortemlk. Идем под парусами навстречу течению.
1343, в виду острова Vlieland голубь ожил, встрепенулся и сошел, точнее, слетел на берег.
1520, лавируемся в потоке местных лодок всех мастей. Их не смущает лавироваться против отливного течения. Это у них воскресная прогулка. В таком случае, и нам не зазорно.
Идем узким фарватером. Кое-где приходится набирать высоту контр-галсами. Постепенно течение поворачивает на попутное. За две мили до порта, при попытке завести мотор, мотор опять не завелся. Нас уже не остановить. Ширина фарватера около 60 метров. Вода начала прибывать. Свернуть некуда. Пока Кирилл и Саша пытались прокачать топливо в моторном отсеке, мы наверху зарифили грот и стаксель, чтобы снизить скорость.
За полторы мили до порта фарватер делает зигзаг на ветер. Вопрос: нужно ли идти по фарватеру или продолжать следовать в потоке яхт напрямую. Впереди глубина 2,5 метра. Решаем идти со всеми.
1740, коснулись килем песка. Коротко, видимо пробили небольшой песчаный бар. Идем дальше. Пытаюсь сигнализировать идущим рядом яхтам, что нам нужна помощь в буксировке. Немецкая яхта рядом не понимает или делает вид, что не понимает. Толстый немец разводит руками.
1750, двигатель завелся.
1820, встали в Южной гавани городка Харлингем. Вокруг роскошь старых голландских барж.
3 июня
Ремонтировались. Поменяли порванные стаксель-шкоты. Заводили двигатель — работает штатно. Пытаемся понять, что с ним было такое два раза?
Местный яхтенный магазин.
Лодки
Пал.
1800, вышли из Харлингена.
Прошли фарватером против приливного течения 3 узла.
2000, пришли к шлюзам Воорхавен. Здесь ждем открытия моста и камеры шлюза. В гавани дует поперечный ветер шлюза. Чтобы не париться с ожидаанием, лодки подходят носом к наветренной стенке и задают носовой швартов. Болтаются на нем как на якоре.
2030, в шлюзе, прямо перед нами, экипаж немецкой яхты не справился с швартовыми. Лодку развернуло поперек шлюзовой камеры. Чуть не боднули нас и бетонную стенку. Увернувшись от немцев с удовольствием замечаем, что это им наказание за вчерашнее.
2040, отшлюзовались. Вошли в пресные воды Голландии — залив или озеро Эйсселмер.
Пришли в Ставорен.
4 июня
Утром гуляли по городу. Расспросили дорогу по каналам в сторону Леммера.
1255, отошли от понтона.
1315, шлюзуемся. Немцы опять крутятся под ногами.
1345, подняли паруса, плетемся по каналам и озерам.
1545, сели на а мель. Вроде, все грамотно делали: пошли по каналу, который нам советовали сегодня утром. В середине канала глубина резко пошла вверх. На малом ходу «Джульетта» присела в ил и никак не хотела оттуда вылезать. Мотор не помог. Поставили грот, чтобы накренить лодку, — бесполезно.
Выручили голландцы, которые подошли сами, не дожидаясь просьбы, на двух лодках и предложили помощь. Сначала дергали нас швартовыми, потом, поразмыслив, прицепили швартов к фалу и кренили нас катером за мачту. Мы при этом газовали вперед. Помогло, лодка сошла с мели. Свернули в канал Принцессы Маргарет.
1646, продолжаем движение по Голландии. Приятно пованивает с полей.
1826, выходим из канала Принцессы Маргарет.
Вечером пришли в Леммер. Гуляли, спасались от жуткой ночной грозы.
5 июня
Любовались лодками.
Вышли из Леммера и через четыре часа пришли в Энкхёйзен — город с морским музеем.
Наслаждались.
6 июня
Были в морском музее. Снова наслаждались.
1345, вышли из города-музея. Ветрено навстречу. Идем в Амстердам.
1415, прошли шлюзы. Вошли в акваторию Маркмер. Или это озеро так у них или залив называется.
1440, приняли решение повернуть назад. Снова шлюзы. Этот фарватер нам не подходит. Мелко в середине. После двух посадок на мель нам это надоело.
1525, прошли шлюзы обратно. Вернулись к моменту старта. Открыли стаксель. Сели обедать. Мимо идут парусные баржи.
Искусство по берегам.
1922, зашли в шлюз. Долгий сегодня будет день.
2020, лег спать перед Амстердамом, а не спится.
2210, петляем между мелких банок. Богатая у ребят получается практика. Норвегия, Северное море, теперь эти каналы и банки.
2226, смотрю на старые голландские лайбы, которые сумели сохранить голландц, и думаю: какие молодцы! Все у них будет хорошо.
2330, еще один шлюз.
2400, пришли в марину Амстердам.
Плавание закончено. Всего прошли 550 миль.
Напоследок одарили парой зимних одеял соседнюю лодку. Говорят, идут в Балтику. Пусть греются, нам под такими уже жарко.
Таки прошли по каналу Принцессы Маргарет…наконец-то :о)