Записи судовых журналов походов по Поморью
Река Мезень, 2020 год. 17 — 27 августа, II часть
Река Мезень, 17 — 27 августа, I часть
Экипаж нашего карбаса «Шарманъ»: Алексей Морозов, Андрей и Галина Шалёвы и Евгений Шкаруба. Нам предстоит пройти 250 километров вниз по реке на вёслах и под парусами до деревни Кимжа. По пути, между делом, мы будем гулять и смотреть на старинные мезенские деревни, видеть то, что осталось от их былого величия, разговаривать с людьми, разглядывать детали домов, стараться представить будущее этих мест.
Попутный ветерок подул, или можно по-местному: «Пала попутна поветерочка».
0818, стартовали. Такие ранние выходы — это рекорды для Мезени. А все от того, что собрались жаворонки. Андрей и я встаем в шесть утра. К этому времени солнце уже светит пару часов. Как можно спать, когда уже рассвело.
Обрядили карбасок парусом (ветрилом). Идем багштагом или галфвиндом. Читать всю запись.
Кенозерские морские практики, 1-8 августа
1 августа, Вершинино
Год назад мы приезжали в Вершинино по приглашению Кенозерского национального парка и были очарованы этим озерным краем. Возникла идея вернуться сюда с карбасом, походит на веслах и под парусом.
И вот, в начале июля мы привезли на Кенозеро карбас «Вашка», построенный в 2017 году в селе Лешуконское и завоевваший национальную премию РГО «Хрустальный компас». Три июльские группы, судя по откликам, довольны. Первыми капитанами этих практик были Костя Попов и Миша Крупенин. От них получили самые важные инструкции: где покупать творог и парное молоко (с молочником нельзя здороваться — плохая примета), где живет тетя Валя, у которой можно заказать рыбник и купить варенье, куда ходить по воду и прочее. Теперь пришел мой черед оставить дела верфи и попутешевствовать по Кенозерью..
Днем в Кенозерье приехала команда морских практиков: Анна Надеинская, Полина Дудкина, Андрей и Никита Евдокимовы.
«Вашка» оставлен прошлыми экипажами в полном порядке: вымыт и прибран. Местные соц.сети полны фотаграфиями карбаса под красными парусами.
2 августа
1100, ставим паруса.
1121, изучаем карту по пути. Все нам незнакомо. Сегодня мы идем на юг от Вершинино. Мимо, по правому борту, проплывает деревня Телицына.
1122, проходим остров Каменный. Идем вниз по ветру на парусах.

1140, остров Собачий и остров Кобылий.
1150, острова Боровок и Овечий. Лавируем под ветер.
1151, остров Мамоновский. Почти заблудились между островами — их много здесь.
1230, прошли деревню Семеново.
1310, пришли в Зехново, гуляем к плотине и ручью, из которого будем брать питьевую воду.
Еле выгнал экипаж карбаса с чужого огорода: жадно объедали не свою малину. Беда с этими городскими.
1320, часовня Иоанна Богослова 1846 года постройки.
1430, поставили паруса.
1459, убираем паруса. Тренируемся. Парусное вооружение — шпринтовое. Длинющие шпринты или шпрюйты или, как еще говорят здесь, рейшины нужно уметь ставить.
1500, остров Ряпусный.
1520, разгружаемся на обед на Медвежьем острове.
1740, почти все удалось мне сегодня. И сервиз чайный прекрасно появился из мишиной разноски для инструмента, и колбаса, и сливки, и морошковая настойка — настоящая чайная церимония. Только с самоваром я не сладил. Два раза разжигал его, а он мучал меня, дымил и не горел. Дров сухих нет. Я спешил, кидал в самовар сырые шишки и был неудачлив. Вспомнил черную кошку утром и после второй попытки оставил надежды напоить спутников чаем.
1900, вернулись в Вершинино. Прошли сегодня 25 км.
С верфи Товарищества поморского судострения приходят носвости от Сергея Егорова, морского практика из г. Королев:
3 августа
Памятка: практика здесь кажется простой, многое будет продумано и решено на ваше благо капитаном похода, но без личного деятельного участия, без заботы о безопасности и слаженности в работе команды, многое мы пропустим, не увидим, проспим закаты и не увидем рассветы.
1030, вышли из Вершинино.
1109, маневрируем под парусами. Южный ветер. Обошли Вершинино с севера. Вышли в озеро Долгое. Курс галфвинд. Сила ветра около 12 узлов. Едем в сторону Усть-Почи. Хорошо идем. Чем больше ветра, тем лучше идет карбас.
1240, для ленивых, для тех, кто не любит работать веслами, есть свои приёмы. Например, объявляешь, что кончилось топливо и нужно идти на веслах.
1300, причалили на чайную самоварную церимонию.
1450, едем дальше. На моторе против ветра пробираемся на остров Мыза. Тучи. Капает сверху. Серо. И нет грибов в лесу.
Зато по берегам видны сенокосы и стоят стоги сена. Редкая картинка сегодня.
1525, пришли в Рыжково. Гуляли. Смотрели «небеса» часовни Иоанна Предтечи.
Детский улов.
1620, вышли домой в Вершинино.
1800, сражаемся с самоваром. Пробуем его запустить. Получилось. Получилось выписть чаю на ходу.
1930 пришли в Вершинино.
Прошли сегодня около 30 км.
Вести с верфи:
«Женя, привет! Сегодня. Стапель зашит наполовину.
Лаги второго этажа готовы, кроме 2х последних лаг (задние части). Завтра доделаем, установим и фиксируем саморезами во 2-ом и 3-м пролете (по счету справа). 1-й левый пролет зафиксирован.
4 августа
1055, стартовали из Вершинино. Всерьез думаю об объявлении безтелефонной групы.
Сегодня мы дойдем до Видягино, прогуляемся до озеро Большое по Транскенозерской тропе и вернемся обратно. Пришла такая мысль, что нужно поработать.
1110, распогодилось.
1150, по дороге зашли в деревню Семёново.
1230, переходим в деревню Видягино.
1400, идем на прогулку по Транскенозерской тропе. Всего-то нужно пройти 6 км туда и 6 км обратно. Детский сад.
1630, пришли на озеро Большое. Не понимаю, почему шли так долго. Наверное потому, что по пути полно земляники, малины, черники и грибов. Купались в Большом озере.
1915, стартуем из Видягино. Промокли от дождя. Греемся на веслах.
2045, пришли в Вершинино.
Теперь баня, рыбники и прочие удовольствия.
Прошли сегодня 30 км по воде и 12 км по земле.
Вести с верфи:

Появилась пожарная дверь и рама под окно. Это окно будет ровно под верхним окном на втором этаже (верхнее будет посередине как и говорили). Противопожарные меры соблюдаем.
Да, у нас заканчиваются саморезы 6*100 жёлтые на пол. Ты где брал? В Леруа?»
5 августа, среда
1200, вышли от нашей стоянки против ветра. Выгребли веслами. Встали на якорь. Подняли паруса. Подняли якорь. Сегодня ветренный денек. Лавируемся к югу. Огибаем западный мыс Вершинено.
1310, лавируемся.
1410, пришли в Бухалово. На всякий случай рюмку взял с собой на прогулку. Оказывается это не БухАлово, а БУхалово. Почувствуете разницу, как говорится.
Смотрели покосы и часовню Николая Чудотворца здесь. Часовне больше 200 лет.
1600, вернулись в Вершинино.
Вяжем по дороге узлы.
Прошли сегодня 20 км.
Вести с верфи:
«Женя привет! Из видимых изменений: окно справа и рама под два окна слева.
Сегодня: обработана доска для стапеля (укладка завтра); зафиксированы саморезами лаги пола 2-го этажа (завтра -подгонка высоты лаг).
Окно прикрываем изнутри, чтобы ангар не просматривался снаружи. Нужно что-то придумать антивандальное»
6 августа, четверг
1215, стартовали на север в сторону реки Поча. Сначала перед нами озеро Долгое, потом Свинное озеро, потом входим в реку Поча напротив деревни Усть-Поча.
Открыли паруса. Побежали вперед. Зашуршала вода за бортом. Самовар теперь — мой друг и товарищ.
1246, по берегам плывут деревянные часовни. Изучаю названия деревень по карте, эта называется Немята.
1330, рядом прошла гроза. Взяли рифы. Нахохлились.
1340, гроза прошла мимо. Ждем другой.
1425, гроза с встречным ветром поймала нас в проливчике между Долгим и Свинным озерами. Скинули паруса и успели бросили якорь, чтобы нас не унесло обратно.
Прекрассный дождь ливанул и застрял над нами на добрых полчаса. Вымокли до нитки. Спасаемся рюмкой хорошей водки.
1530, уклоняемся от дождей. Проходим Усть-Почу. Зашли в реку Поча.
1730, деревня Поча.
Перед линиями электропередачи и мостом убрали мачты. Идем на моторе против течения.
1755, прошли порог рядом с Почей. Когда идешь против течения, уворачиваться от камней легко. Можно скинуть газ и подумать.
1805, речка Волошова с правого берега.
1840, пришли на стоянку номер 7 на берегу Почозерского Погоста.
Готовим еду на костре, ставим палатки, заводим самовар.
Прошли 30 км сегодня.
Вести с верфи:
«Женя, уложены 4 секции, одна закреплена. Осталось уложить доской последние 2 секции и закрепить 5.
Добавилось 2 окна слева. Стекло для крайнего левого привезут 15.08″
По 2 этажу выработали метод изготовления шпунтированной доски. Готовы завтра после выбора метода укладки пола (см. выше), небольшой подгонки лаг готовить доску и укладывать».
7 августа, пятница
1100, вышли со стоянки, где ночевали. Заходим в Почозеро. Причалили напротив Погоста. Гуляли вокруг.
1220, пора бы ехать обратно в Кенозеро, но мы купаемся в Почозере. И невозможно прикратить это безобразие.
1245, поехали из Почеозера.
1344, два раза задели камень в пороге. Долбанулись скользом, надеюсь, не слишком сильно.
1450, купили 5 литров бензина в Поче. Это не просто. До ближайшей заправки 150 км.
1530, поймали еще один камень напротив Почи. Начинаю понимать наших предшественников, решивших сюда не ходить. Они не пошли в Почу выше порога.
1900, вернулись в Вершинино.
Прошли 30 км сегодня. Всего прошли по системе Кенозерья окола 165 км. Многое еще предстоит понять здесь, научиться видеть и рассказывать об этом. Сейчас мы в начале пути.
Вести с верфи:
Дневник верфи Товарищества поморского судостроения 22 — 30 июля
22 июля, вторник
Были Сардор, Богдан и Сергей. Сергей подошел к укладыванию пола на стапеле. Богдан все время что-то точит. А я доставал станки Университета.
Вот такой мастодонт советской промышленности — шлифовальный станок.
Еще одна древность — сверлильно-пазовый станок.
Так же были три вытяжки для стружек и опилок.
23 июля, среда
Сергей варит с Богданом, Бобуром и Сардором стапель. Начал зашивать проемы между несущими балками. Дошли мы до этой операци. Балки были положены давно, зашивку проемов мы оставляли на самый конец дела.
Богдан полдня точил ножи рубанка.
24 июля, четверг
Пришел Саша Антонов. Мерим привальник, к которому придут лаги пола и на который встанет ограждение перил.
Когда мы писали заявку на Президентский грант, мы планировали, что у нас на стройке будет мастер-наставник, который будет передавать свои знания и навыки молодежи. Так и вышло.
Приезжал Костя Тарабычин. Он нам постоянно помогает инструментом. Отбойником, сварочником…
Доски для стапеля.
Рулетка 20 м. Подсмотрел у Антонова. Нужно купить на верфь.
25 июля, пятница
Работают Сардор, Бобур, Богдан и Сергей.
Полил дождь, ливень. Наше гидротехническое сооружение, дамба, сработала. Не пустила этот поток под верфь. Смотрим, как мимо нас течет река. Душа радуется.
Привезли 10 кубометров досок и брусьев для второго этажа.
26 июля, суббота
Сергей, Сардор и Бобур делают пол на стапеле.
Я рою привальник. Долблю узел соединения брусьев, гнезда для стоек ограждения, посадочные для соединения привальника и лаг — все, что можно сделать на земле.
Подстригли газон.
Положили первую часть привальника.
27 июля, воскресение
Один из самых уважаемых праздников в Архангельске — День ВМФ.
Пришел на верфь немного поработать. Связал сковородень.
Вечером с Сергеем Егоровым, Сергеем Жигальцовым и Настей ели языки трески на реке.
Парусно-моторная шлюпка «Морошка», построенная по образу поморской шняки Дмитрием Казниным и Егором Ватлецовым, в руках клуба «Морские практики» — самая красивая и ладная лодка Архангельска.
Фото Николай Гернет.
28 июля, понедельник
Получил закупленные по гранту Губернатора Архангельской области на реализацию проектов регианального значения в сфере культуры и искусства пакеты для пылесоса и гаечные ключи для струбцин, чтобы клееть киль.
На верфи Сергей, Богдан, Сардор и Бобур. Сергей и Богдан устраивают крайнюю продольную балку. Сардор и Бобур освоили стапельный технологический процесс. Делают красоту.
Забиваем лиственничные нагеля. Соеденяем столбы и балки. Березовой доски в Архангельске не достать.
Разобрал подарок от директора Научной библиотеки САФУ Александра Гильденбранта.
29 июля, вторник
Положили балку. Начали укладывать лаги.
От Миши Крупенина с Кенозера пришла фотография.
30 июля, среда
Закончили забивать нагеля. Сделали гнезда в привальном брусе для лаг. Установили лаги. Пытаюсь закончить то, что нужно закончить до отъезда. Завтра уезжаю на Кенозеро. На верфи остается Сергей Егоров и ребята из университета.
Вернулись ребята с Канинского полуострова, с самого края света. По-моему, они счастливы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, гранта Губернатора Архангельской области на реализацию проектов регианального значения в сфере культуры и искусства, гранта Администрации губернатора и правительства Архангельской области совместно с центром «Патриот».
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты#ПоморскаяШхуна #ОткрытаяПалуба #ТовариществоПоморскогоСудостроения #МорскиеПрактики #наследиепоморья #заветныйфлот #Матица2020
Дневник верфи, 13-22 июля
13 июля, понедельник
Коллектив верфи был экстренно распущен на самоизоляцию. Никого не задело, но работа встала. Неделю назад «Вашка» была отправлена в Канонерский национальный парк, спущена на воду, вооружена и отправлена в первое плавание по озерному краю. Миша Крупенин и Алексей Лузянин совершили этот подвиг. А до этого готовили «Вашку» в дорогу. Делали новую мачту и четыре весла (это они замаливали грехи начала июня, когда умудрились поломать почти все вела и грот-мачту).
Пришли шесть практикантов Высшей инженерной школы САФУ. Делаем кронштейны. Егор Староверов и Алексей Лузянин готовят катамаран из байдарок для похода по полуострову Канин. Будут исследовать Чешский волок.
14 июля, вторник
Пришли 5 практикантов Высшей инженерной школы САФУ. Учатся делать гнезда для кранштейнов. Носят и штабелируют доски, делают стелажи… Сегодня последний день их практики на верфи. Конечно, первым практикантом было не легко. Сегодня вспомнили, что им пришлось практиковать — получилось солидно: работали электрорубанком, шуруповертом, торцовой пилой, размечали, делали кронштейны и гнезда в балках под кронштейны, работал с талью. Дальше практики будут интереснее, а пока — слава первым практикантам на верфи.
Обещал ребятам поставить эту поперечную балку сегодня в последний день практики, но не успели. Завтра поставим.
15 июля, среда
Заканчиваем с Никитой продольную балку. Совсем немного осталось.
На стройку из Москвы приехал Сергей Егоров. В прошлый раз он починил нам ворота. Сейчас начал заканчивать стапель. Это очень хорошо. Мы с Мишей скоро разъедемся по работам на Кенозеро и Мезень. Сергей будет руководить работой на стройке в августе. Поставили продольну балку на кронштейны. Балка висит над столбами на кронштейнах, милиметров на 10 не касается столба. Антонов говорит, что со временем уляжется. Дерево мягкое. Миша купил газовую горелку в Кенозеро — это его Лузянин испортил. А вдруг, говорит, сухих дров не найдешь? Егор Староверов договаривается на попутный катер из Мезени до Чеши (Канинский полуостров). Ему говорят, что стоить будет 30 тыс. Он спрашивает: «А что так дорого?» Отвечают: «Так вы напьетесь и будете руками махать. Так все туриты делают». Егор убедил, что махать не будет. Согласились отвезти за 20. Илья Кривополенов привез газонокосилку. Завтра они уезжают провожать Артема.
16 июля, четверг
На стройке Богдан, Сергей, Никита. Начали делать поперечные лаги. Это самые многодельные элементы конструкции второго этажа. В местах пересечений столбов, продольных балок и поперечных лаг завязывается такой гордиев узел… Узел этот в голове у Александра Антонова. А он его вытаскивает откуда-то из древних времен.
Миша Крупенин уехал на Кенозеро. Практиканты закончили практику. Нас мало.
17 июля пятница
Сегодня поставили на место первый кронштейн галлереи. И все там встало как надо. Сковородни нижней балки поджались верхней и еще мы туда клинья вбили. Выглядит вот так.
Костя Тарабычин привез сварочный аппарат. Теперь мы с Никитой лепим деревянные узлы, а Сергей с Богданом правят швелера стапеля. Миша приготовился к старту своей первой группы по Кенозеру.
18 июля, суббота
Были Сергей Егоров, Богдан, Сардор и Бобур. Делали буртик против сточных вод. Каждый хороший дождь вода с окресных дорог устремляется в нашу сторону и подводной рекой проносится под фундаментами верфи. Ливневка забита как всегда. Строители, которые должны были бы за это ответить… Их нет. Если еще немного подождать, фундамент под нами будет вымыт. Решили спасаться сами. Благо, день солнечный и жаркий.
19 июля, воскресение
Вместе с Сергеем закончили буртик. Жарище в воздухе. Месим цемент с песком. Подходят две девченки лет по 7-8. Крутятся вокруг нас, расспрашивают, о том что мы делаем. Потом сели на скамейку напротив, сидят, смотрят. «Потеете?» — спрашивает одна. Тепло в Архангельске.
Вечером прошли вдоль набережной на «Морошке».
20 июля, понедельник
На верфи Сергей, Сардор, Богдан и Бобур.
Закончили втрую продольную балку-консоль. Стрилги газон. Сергей выправляет стапель. Навели порядок в сушиле. Теперь не будет грязной лужи под досками.
И еще один красивый узелок стыковки лаг.
Ездил в Морской музей на встречу с столичными яхтсменами.
21 июля, вторник
Приходили гости из Большой Арктической Регаты. Сейчас это поход питерской яхты «Мария» на север, в Мурманск. Вчера в Северном морском музее много говорилось о том, что заходить в Архангельск сложно, стоять негде, заправляться нечем и так далее. Есть пять яхт, которые за очень дорого можно будет арендовать для такой регаты. В общем, в Архангельск и заходить-то незачем.
Только сегодня смог сформулировать, зачем московской яхтенной публике идти сюда, на родину морского дела: учиться, конечно! Кеч «Мария» — большая, хорошая лодка.
Работали.
22 июля, среда
Были Сардор, Богдан и Сергей.
Сергей подошел к укладыванию пола на стапеле. Богдан все время что-то точет. А я доставал станки для верфи. Добыл вот этот, почти новый, токарный.
Ленточный, пылесос.
Выражаем искреннюю признатильность Северному (Арктическому) федеральному университету за поддержку проекта оборудованием. И токарный станок нам скоро будет нужен, и леночнопильный, и с компактным пылесосом жить будет легче. Устройство культурно-выставочного пространства «Открытая палуба» на верфи Товарищества поморского судостроения продолжается. Проект преализуется при поддержке Фонда президентских грантов.#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты#ПоморскаяШхуна #ОткрытаяПалуба#ТовариществоПоморскогоСудостроения #МорскиеПрактики
Судовой журнал верфи 22 — 29 июня
22 июня, понедельник
Карбас «Вашка» ушел в плавание до Холмогор. Дует попутный ветерок. Интересно, получится у ребят подняться под парусом на 70 км против течения?
Делаем кронштейны подпирающие главные балки.
Ребята пропололи газон. Там уже зеленеет травка.
23 июня, вторник
Богдан покрасил роульс. Дошли руки мы и до таких важных дел. Это компактное произведение инженерной и столярной мысли Миши Крупенина, Егора Староверова и Богдана.
Практиканты Высшей инженерной школы САФУ перекладывают штабель досок. Освобождают стапель. Скоро начнем его ровнять.
Стройотряд копает землю. Мы с Богданом делаем гнезда в балках для кронштейнов.
Виталий мастерит очередную «полку своей жизни».
Был в фондах Морского музея. Заказал посмотреть чертежи судов, которые там есть. Поставили центральную балку на конштейны.
24 июня. Среда
Освобождаем стапель от досок.
Ставим укосины на среднюю балку.
Богдан обучает Валентина затачивать стамески.
Богдан делает сковородень. Осваивается товарищ. Карбас вернулся из похода. За двое с половиной суток намотали почти 200 км. Вверх до Холмогор влетели легко, а обратно лавировались против ветра, хоть и по течению. До упаду, говорят. Пришли заказанные на президентский гран сверла. На этом средства по закупке оборудования и материалов по Президентскому гранту мы освоили все.
25 июня, четверг
Утром прошел собеседование в дипломном отделе Морского пароходства. Меняю диплом Яхтенного капитана. Был замордован вопросами про классификации и регистрации от Евгения Николаевича Ватлецова. Выплыл благодаря МППСС, Метеорологии.
Размечаем столбы лестничной площадки. Это теперь самое сложное. Вечером карбас вышел погулять по Северней Двине. На верфи никого, самое время поработать в тишине и покое. Сделать что-нибудь этакое, какой-нибудь хитрющий сковородень с сковородником. Башня Татлина «Третий интернационал»
26 июня. Пятница
Продолжаем делать кронштейны под балками.
Начали городить лестничную площадку. Приходит Саша Антонов и инструктирует наши дальнейшие шаги. Постепенно площадка растет. По мере усложнения готовой конструкции распутывается клубок вопросов о том, как это будет… Добыл в Морском музее две фото шхуны и пару чертежей. На «Вашке» сломана мачта. Завтра будем клеить новую. Это хорошо, что вовремя. Реклама меда. Мой давнишний друг Сергей Болычев прислал нам ведро алтайского мёда. Всем и всем рекомендую! Настоящий, алтайский. Высылается почтой. Недорого. Есть нужно столовыми ложками.
Уехал Егор Староверов. Вот его узелок на память.
И еще Егор придумал кондуктор 35 мм.
27 июня, суббота
Пока перевозил прицеп для карбаса, на верфи шла работа. Все больше ребят, волонтеров берутся за сложные плотницкие работы.
Миша сделал козлы. Таких нам понадобиться много для закладки киля.
Карбасные практики продолжают ломать судно. Очередь дошла до мачты. Сломали грот. Сделали закладку для новой из 25 мм доски. Завтра будут строгать. Скорее бы вытащить «Вашку» из воды, чтобы она дожила до Кенозерья.
Дневник стройки 8 — 16 июня
08.06 — продолжаем заниматься устройством второго этажа. Установили две колонны из бруса 200х200 мм и поперечную балку.
Самый первый этап изготовления колонн и балок — заготовку из бруса надо обстругать. Доверили эту задачу практикантам САФУ:
Соединение горизонтальной балки с колонной попроще голландского замка, но тоже интересное, называется скороводень.
Это мы.
09.06 — прошло заседание комиссии, определившее победителя конкурса проектов «Открытая палуба» (конкурс проводился при поддержке «Фонда президентских грантов»).
Первое место разделили проекты студента САФУ Даниила Гуцкалюка и москвича Сергея Лобанова. На втором месте — проект Юрия Шестакова и Андрея Корешкова
Проект Даниила Гуцкалюка, 1 место:
Проект Сергея Лобанова, 1 место:
проект Юрия Шестакова и Андрея Корешкова, 2 место:
10.06 — продолжаем монтаж колонн и перекрытий для второго этажа.
В вершине колонны выбирается паз, в который будет укладываться поперечная балка, соединяющая колонны вместе:
Начинает чувствоваться опыт — колонны и балки перекрытий с помощью тали поднимаются и укладываются уже достаточно ловко
11.06 — благоустройство верфи и окрестностей тоже не останавливаем — практиканты доделывают полки:
Ровняем газон. Засеяли травы, укропа и петрушки. Нужно еще лука и редиску, тогда будет совсем хорошо.
12..06 — несущие колонны установили уже почти все, обсуждали с Александром Антоновым, каким способом лучше монтировать перекрытие и пол — второй этаж продвигается полным ходом, это очень радует.
Саша объясняет детали проекта
И тут же обсуждаем эти детали на местности:
К концу недели сделанное по второму этажу выглядит вот так:
Ребята на «Вашке» настолько увлеклись тренировками, что сломали два весла — так что параллельно с большим проектом второго этажа устроили небольшую весельную мастерскую — склеили заготовки под 4 новых весла (полный комплект на «Вашку») — и теперь в свободное время доводим их до кондиции.
Бывает и лето в наших широтах!
Еще одна хорошая новость — фотоконкурс — исследование «Наследие деревянного судостроения Поморья». Виталий Дробиленко не поленился и сделал специальный сайт «Заветный флот»по исследованию. В этом сайте есть история проекта, находки (фотографии и истории лодок которые к нам присылают) и самое интересное — карта находок. На карте хорошо видно, какую лодку и где нашли.
#ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов
Заветный флот
Работа на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске не прекратилась.
Скорость дел, конечно упала, но мы работаем. Недавно на стройку вернули отряд волонтереов САФУ. Затем на стройке начали проходить практику студенты Высшей инжинерной школы. Возобновились узбецкие пловы, появился тенесный стол и кинопроектор. Мы почти закончили класть деревянный пол первого этажа. Приступили к постройке второго. Это будет выставочное пространство на втором уровне верфи, совсем рядом со стройкой шхуны. Сочинить конструкцию из брусьев взялся Александр Антонов, известный плотник-реставратор. Пару недель назад спустили на воду «Вашку». Теперь можно тренироваться по вечерам. Жизнь продолжается!
Работа на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске не прекратилась.
Скорость дел, конечно упала, но мы работаем. Недавно на стройку вернули отряд волонтереов САФУ. Затем на стройке начали проходить практику студенты Высшей инжинерной школы. Возобновились узбецкие пловы, появился тенесный стол и кинопроектор. Мы почти закончили класть деревянный пол первого этажа. Приступили к постройке второго. Это будет выставочное пространство на втором уровне верфи, совсем рядом со стройкой шхуны. Сочинить конструкцию из брусьев взялся Александр Антонов, известный плотник-реставратор. Пару недель назад спустили на воду «Вашку». Теперь можно тренироваться по вечерам. Жизнь продолжается!
Май 2020 года. Наследие деревянного судостроения Поморья. Разбор первых поступивших от участников исследования фотографий.
Со времени объявления о начале конкурса нам уже прислали много интересных фотографий. Новых и старых. Художественных и документальных. С историческими справками и без. Здесь мы разберем несколько примеров того, в каком виде до нас доходит материал и что сделать, чтобы он был максимально полезен для накопления информации о судах Поморья.
Фото Андрея Зайцева.
«Фотографии из моей родной деревни Кальчино. Это те самые «соломбальцы». Такие деревянные катера с простейшими двигателями Л-3, Л-6, Л-12 были очень популярны в Архангельске и, конечно, в Соломбале в сороковые-девяностые годы XX века. «Шили» из местные умельцы в Соломбале, а эксплуатировали в дельте Северной Двины и для выхода в Белое Море. В основе катера — лодка, крытая фанерной кабиной. Такие катера уже история, а еще лет 20 назад, такие катера стояли почти в каждом соломбальском дворе и на островах дельты Северной Двины. Был такой и у моего дедушки (где-то даже рисованный проект остался). В детстве, я помню, как мы ходили на нем к морю ловить камбалу, за грибами и ягодами — это были незабываемые путешествия. Попадали мы и в настоящие шторма и ходили шхерами и ситниками по мелям, но катер всё выдерживал. Дедушка каждую весну подлатает его и снова целую навигацию отходит — так он отслужил нам верой и правдой почти 30 лет. До сих пор у меня во дворе есть несколько таких двигателей (уверен, что можно завести, если заменить масло и свечи)».
Отличное художественное фото и рассказ. Информация о владельце и мастере-судостроителе не помешала бы. Но, по понятным причинам, может быть недоступна.
Наследие деревянного судостроения Поморья
Товарищество поморского судостроения объявляет фотоконкурс-исследование «Наследие деревянного судостроения Поморья» и приглашает принять участие в проекте жителей Архангельска и Архангельской области.
Цель проекта — сбор информации о сохранившихся в Архангельской области деревянных лодках.
Карбасы, зырянки, кенозёрки, построенные руками народных мастеров, — наследие опыта многих поколений судостроителей. Сегодня деревянные лодки строят все меньше. Постепенно уходят из жизни мастера судостроения. Чтобы их опыт не исчез бесследно, нужно успеть описать, обмерять, сфотографировать, изготовить чертежи сохранившегося деревянного флота Поморья.
Мы старый мир разрушим до основания…
Новости с верфи Товарищества поморского судостроения. Снос старых стен в помещении на верфи. Новогодние праздники и узбецкий плов.
Изготовление первого шпангоута шхуны
5 ноября. Первый день мастер-класса
Начинать постройку шхуны и поддержать проект приехали морские практики из Москвы: Михаил Косарев, Олег Вдовенко, Андрей и Никита Евдокимовы. Архангельские участники: Илья Кривополенов, Семён Орест и другие зрители и помощники. Работа будет проходить под руководством Ивара Хофландсдала и Эндрю Лунда из Норвегии. Этот мастер-класс целиком посвящен изготовлению шпангоутов – основных элементов поперечного набора судна. Нам нужно отработать все этапы: плазовые работы, изготовление шаблонов, подготовка ламелей и выклейка ветви шпангоута на специальном столе, малковка ветвей шпангоута, изготовление флора и сбор ветвей шпангоутов вместе.
Шпангоуты – одни из самых сложных элементов набора судна. На нашей шхуне их должно быть 41 штука, это криволинейные балки, сечением 175 на 175 мм, каждая своей формы.
Работы на верфи начались две недели назад. Раньше наш ангар был станцией техобслуживания, затем — складом. Все, что мы успели, — разобрали мусор, изготовили два стола, купили и высушили 5 кубометров доски. Фанерный стол — плаз, размером 7,2 на 4.7 метра. На нем будут вычерчиваться профили шпангоутов в масштабе 1:1. Второй стол металлического уголка, размером 4,5 на 2 метра. На неё будем гнуть и клеить ветви шпангоутов. Читать статью на сайте Поморская шхуна.
Открытый мастер-класс по выклейке первого шпангоута поморской шхуны в Архангельске
Друзья! C 5 по 9 ноября в Архангельске состоится открытый мастер-класс школы “Товарищества поморского судостроения”. Под руководством специалистов-судостроителей из морского музея-верфи Северной Норвегии Ивара Хофландсдала и Эндре Лунда будут выклеены первые шпангоут поморской шхуны.
Строительство нового экспедиционного судна клуба «Морские практики» начнется с изготовления поперечного набора — 35 шпангоутов.
Размер одного шпангоута 6х4 метра. Вес до 300 кг. Для выклейки используется доска северной сосны.
Участники мастер-класса научатся:
— Выбирать и подготавливать материал;
— Делать разметку — переносить чертеж на монтажный стол;
— Клеить шпангоуты;
— Высчитывать линии малковки;
— Переносить их на шпангоут и малковать склееный шпангоут.
Мастер-класс организован при поддержке Правительства Архангельской области, Норвежского Баренцева Секритариата и пройдет на территории партнера проекта — в учебно-производственных мастерских Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Продолжительность мастер-класса — 5 дней. Для частичного покрытия расходов на проведение мастер-классов с участников взымается плата 12 000 рублей. Собранные средства будут потрачены на приобретение оборудования и оплату работы приглашенных специалистов. Кроме того, эта сумма будет учтена как взнос в судовую кассу будущих плаваний нового судна.
Приглашаем к участию!
Поморская шхуна. Конспект встречи с Мортеном. Обсуждение деталей стройки, планы на 2019 год
1 апреля. Норвегия. Порт Будё. На борту «Джульетты»
В третий раз встречаемся с нашим главным консультантом и проектировщиком шхуны Мортеном Хестхаммером. Еще раз убедился в пользе таких встреч. Многие вопросы начинают проясняться.
КИЛЬ. Две недели назад Алексей Чиркин ездил на самый край Онежского полуострова в деревню Пушлахта добывать брус сосны для изготовления киля. Встретил хороших людей, посмотрел лес, но нужного бруса 13 метров длиной не нашел. Максимум нам предложили 10 метровый брус нужного сечения. Поэтому киль у нас будут клеенный. К этой идее Мортен отнесся хорошо. Немного засомневался в целесообразности клеить киль и штевни одной деталью. Думает, это будет сложно. Если будет сложно, будем клеить отдельно.
Вспомнили о подруливающем устройстве. Есть сложности вставить его в деревянный корпус. Мортен просит прислать модель и размеры, чтобы вставить в чертеж. Плохо представляю двадцатиметровое судно без подруливающего устройства в незнакомых маринах.
Материалом для киля может быть сосна, а может быть лиственница. Это еще один выбор. Мортен уверен, что подводная часть гниёт меньше всего и разницы, какое будет дерево, нет. Пока судно в соленой воде, с килем и с днищем ничего не случится. Проблемы случаются только с надводной частью. Еще прозвучало, что чем больше судно будет работать (будет в море), тем меньше будет проблем с корпусом. Если судно будет стоять в порту, оно начнет гнить от пресных осадков.
Исходя из наших условий (судно будет заходить в пресные воды Архангельска) прихожу к выводу, что нам нужно обязательно использовать лиственницу. Норвеги редко её используют, потому что она тверже и тяжелее в обработке. Но они не знают пресных водоёмов!
ОБШИВКА. Продолжение разговора о лиственнице. Мортен говорит, что лиственница плохо ведет себя цельными деталями — ее скручивает при высыхании (они как-то сделали бимсы и их скрутило) НО! ПРОТИВ ОБШИВКИ ИЗ ЛИСТВЕННИЦЫ НИЧЕГО НЕ ИМЕЕТ. БОЛЕЕ ТОГО, ЕЁ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ОБШИВКИ СЛОЖНЫХ МЕСТ. ПОТОМУ ЧТО ЛИСТВЕННИЦА ПОСЛЕ БАНИ ЛУЧШЕ ГНЕТСЯ, ЧЕМ СОСНА!!! Минус её в том, что она тяжелее обрабатывается. В частности, тяжелее делать шпунт на киле. Вывод — надо нам и обшивку делать из листвяка.
Еще сенсация: Мортен не поддержал идею конопатить борта. Он за то, чтобы вставлять в паз клиновидную рейку с клеем. Вбивать ее и таким образом расклинивать. Говорит, такое соединение стоит вечно и никаких с ним проблем позже нет.
Снова поднялся вопрос о соединении досок обшивки и шпангоутов. Мортен предлагает использовать деревянные нагеля. Мне это немного странно. Начинаю подозревать Мортена в слишком музейном подходе. На вопрос, почему в свое время деревянные нагеля заменили железными гвозями, он, подумав, ответил, что изготовить деревянный анкер дороже, чем вколотить гвоздь. Долго. Я ему предложил экспортировать нагеля из России в Норвегию.
ШПАНГОУТЫ. Мортен еще раз поддержал идею клеить шпангоуты. Предложил, если направляющие упоры будут достаточно высокими, клеить обе ветви одновременно. Одну над другой.
Если мы уменьшим ширину шпангоутов на 5 мм, то в проект нужно будет вставить еще один шпангоут. Поэтому Мортен ждет наше решение по ширине шпангоутов.
ФАЛЬШБОРТ. Стойки могут крепиться сверху палубы. Бронзовый стакан крепится к палубе шпилькой. А к нему сверху палубы — стойка. В таком случае уменьшается вероятность течи.
Свинцовая бульба — предлагает сделать составной.
Обещает сделать чертеж киля и шпангоутов в мае.
Итак, можно окончательно объявить планы на этот год:
Сейчас мы договариваемся насчет помещения, покупаем лес. В июле состоится первый мастер-класс в Архангельске. Сборочный стол изготовим сами. Первый шпангоут будем делать с норвежцами. Пригласим их на недельку. Кроме разметки и выклейки шпангоута, есть еще одна непростая операция — малкование, то есть срезание, угла шпангоута. Предполагается, что на изготовление одного шпангоута понадобиться 3-4 дня. Всего у нас около 35 шпангоутов. Так что работы хватит всем.
Ленточный станок, который мы купим бля малковки шпангоутов. У станка качающийся стол. Он наклоняется в каждую из сторон на 45 градусов. Под этот стол подводится сварная рама табуреточка. Теперь стол будет жестко горизонтален, а станок с лентой начнут качаются, что нам и требуется.
Партнеры проекта «Поморская шхуна»: Северный морской музей, Правительство Архангельской области, Норвежский Баренцев Секретариат, Кенозерский национальный парк, Русское географическое общество.
Информационные партнеры: ТО «Северный огонь», Arctic.ru — специальный проект МИА «Россия сегодня».
Первый приезд норвежских специалистов в Архангельск. Презентация проекта «Поморская шхуна» 17-21 февраля
Встретили Ивара Хофландсдала и Эндре Лунда в аэропорту Архангельска. Долго ждали такси. Когда пришла машина, пришлось заказывать еще одну. Не понимаю, почему нам прислали допотопный ВАЗ?
Вечером сидели с Иваром и Эндре в ресторане и задавали вопросы о том, как будет идти стройка шхуны. Их у нас накопился не один мешок. Меня больше интересует планирование стройки, Алексея Чиркина — технология. Разговор за пивом напоминает допрос, но информаторы, кажется, не думают запираться и охотно отвечают. Первый вопрос, конечно, о дереве. Сколько, какого качества нам нужно заготовить лесоматериалов сейчас, в конце зимы, на первый год работы? Мы уже знаем, что в Норвегии, а значит и на Белом море, шхуны строили из северной сосны. Были мысли купить, например, дорогой и качественный дуб или лиственницу на киль. Но подумав мы решили использовать традиционное дерево. Конечно, сегодня в Норвегии при строительстве таких судов используют новые материалы — пропитки, силиконы, краску, но дерево остается прежним. Также поступим и мы.
Ивар и Эндре пытаются отвечать по порядку и поэтому разговор легко уходит в сторону от конкретики к общим принципам стройки деревянного судна. Некоторые добытые в первый вечер сведения кажутся совсем уж фантастичными и не укладываются в голове. Например, прозвучала мысль о том, что для надводной части деревянного судна используется более качественная древесина, потому что она опресняется осадками, а подводная в соленой воде и так не гниет. Вроде, логично, но все равно переварить это пока сложно.
Задача для обдумывания: норвеги предлагают заделывать швы между досками борта традиционно конопаткой, а не использовать современный сикафлекс. Говорят — практичнее. Очень нас этим утверждением озадачили. В процессе разговора стараемся понять, насколько парни музейщики, по своей природе. Пытаемся объяснить, что нам «не шашечки, а ехать». Задали им этот вопрос. Они в ответ спросили, чем мы хотим закрыть крышу рубки. Правильным был ответ — фанера и стеклоткань (я, кстати, тоже так подумал), то есть они все-таки предпочитают ехать и не под протекающей крышой — это хорошо.
Еще одно открытие — Ивар и Эндре не озабочены относительно качества лесоматериалов. Во всяком случае, намного меньше чем, как я понимаю, строители дорогих деревянных яхт. Нам есть о чем подумать. Мы-то пригласили их показать нам «правильное» дерево для стройки и думали, это будет очень сложный предмет разговора. Оказывается, сложности нас ждут в другом.
Еще интересное — говорят, что ежегодно для поддержания корпуса шхуны в порядке потребуется работать четыре недели командой 4-5 человек. Я думаю, это больше касалось зверобойных шхун в старину, когда они тяжело работали на промыслах. Теперь, надеюсь, работы будет меньше.
В самом конце дня Поля спросила, не пора ли нам отказаться от строительства деревянной шхуны. Много деталей, сомнений прозвучало. Алексей хорошо ответил, что если бы мы говорили о стальном, пластиковым или алюминиевом корпусом, вопросов было бы не меньше.
18-19-20 февраля
Работали в Морском музее. Ездили на места предполагаемой стройки первого года. Были на лесозавод и на небольших частных пилорамах.
В планах на этот год: собрать киль, штевни и шпангоуты. Примерно, как на этой модели, но шпангоутов будет очень много.
Удивляют цифры. Склеить шпангоуты быстро — в день по одной ветви. Тридцать пять шпангоутов по две ветви — получается 70 рабочих дней. Но обработать их потом, снять маковку — еще столько же времени. Много возни будет с килем.
Итак, сделать силовой набор в этом году — уже половина дела. Нам потребуются большие деревья на 8 больших деталей для киля и кильсона, его верхнего друга.
Для изготовления киля и фальшкиля потребуются:
Брус 300х300х13000 мм — 1 штука
Брус 300х300х10000 мм — 2 штуки
Кильсон сделаем из:
Брус 300х400х13000 мм — 1 штука
Брус 300х400х7000 мм — 2 штуки
На эти части нужна маскимально ядровая качественная часть бревна, без дефектов, с прямой структурой.
Древесина для шпангоутов может быть обычной. Они будут клеёные из досок. Это радует. Обычные доски мы купим — значит, фронт работ нам на этот год почти обеспечен.
Шпангоуты, штевни, кницы наши прадеды делали из специально отобранных искривленных участков ствола. Кривым может быть и ствол дерева, и его комлевая часть, переходящая в корневища. «Кривули» и «Кокоры» — эти экземпляры отыскивались, вырезались и обрезались с двух сторон до полубруса (лафет). Дальше, к полубрусу прикладывали шаблон детали, находили наиболее подходящий кусок и забирали в работу. Быстро и крепко. Найти достаточное количество таких кокор для наших шпангоутов будет очень проблематично, поэтому в этом месте мы начнем отступать от исторической достоверности. Все изогнутые детали будем клеить из тонких (10-15 мм) планок, набирая в пакет. Планки (доски) легко гнутся, а после застывания клея получившаяся деталь сохраняет форму, заданную чертежом. И прочность такой детали получится выше, чем из цельного куска дерева. Этим приёмом уже давно пользуются и норвегии, тоже клеют шпангоуты из досок.
Работа кропотливая, для нее нам понадобится понадобятся:
20х250х6000 мм — 2000 штук (даже представить страшно).
С просушкой доски для шпангоутов и продольных элементов придется еще разбираться. Но опять же, по мнению Эндре и Ивара, больших проблем нет. За два месяца доска должна высохнуть до влажности 18-20 процентов — то, что нам нужно.
После бани накануне презентации.
21 февраля, презентация проекта в Архангельске
Автор фото — Артем Келарев.
Запись презентации проекта «Поморская шхуна» в Северном морском музее от Центра социальных инноваций (ЦСИ) Архангельск.
Видео-зарисовка от ТО «Северный огонь» о первых шагах проекта «Поморская шхуна» в Архангельске, 17-21 февраля.
Режиссер: Пётр Меньшиков
Оператор: Сергей Минин
Партнеры проекта «Поморская шхуна»: Северный морской музей, Правительство Архангельской области, Норвежский Баренцев Секретариат, Кенозерский национальный парк, Русское географическое общество.
Информационные партнеры: ТО «Северный огонь», Arctic.ru — специальный проект МИА «Россия сегодня».
Эскизный проект шхуны. Норвегия, по дороге на Лофотенские острова
Накануне презентации проекта «Поморская шхуна» в Северном морском музее в Архангельске получили долгожданный эскизный проект от Мортена Хестхаммера из Морского музея-верфи Северной Норвегии.
Вот она — гафельная шхуна 20 метров длиной, которую мы собираемся построить. Такие шхуны ходили по Северу России и Норвегии в конце 19 — начале 20 века. Это были промысловые и каботажные суда. Думаю, мы угадали, выбрав именно такой тип классического судна для постройки экспедиционного флагмана клуба «Морские практики» для Высоких широт. Компактное, мореходное, достаточно объемное чтобы взять побольше топлива, провианта, дров и теплых вещей.
Гафельная шхуна, по Владиславу Петровичу Крапивину, считается большим парусным судном. Вот что он пишет в книжке «Фрегат «Звенящий»», которую смело можно рекомендовать всем начинающим и уже не начинающим яхтсменам:
«Суда с современным парусным вооружением
Меня, конечно, не может не радовать статус «большого парусного судна». Несколько смущают топселя. Я такие никогда не ставил. Придется морским практикам выучить названия нескольких новых веревок. Принцип — каждый, кто приезжает к нам на практики, участвует в управлении судном — остаётся неизменным. Будем учиться.
У двухмачтового судна есть важный плюс — площадь парусины разделена на две мачты. Значит, паруса тоньше, мачты легче и прочнее. Работать с таким вооружением легче, но знать нужно немного больше.
Чтобы нас не поубивало гафельными реями, сделаем их легкими, карбоновыми.
Есть и минус у гафеля перед бермудским парусом — бермудскуй узкий и вытянутый вверх парус имеет меньшее лобовое сопротивление. Значит, такое судно более скоростное, но круизеры, а тем более экспедиционные парусные суда, к таким скоростям не подходят. Нам лучше иметь парусность, распределенную по горизонтали, с большим количеством вариантов уменьшать и увеличивать парусность, приводить, балансировать на курсе, уваливать. Все это плюсы двухмачтового судна.
Длинный киль делает судно более устойчивым на курсе. В океане на большой волне — это большой плюс. А в марине минус — сложно маневрировать между блестящих пластиковых яхт. Для компенсации этого минуса поставим подруливающее устройство в носу.
Еще одна модернизация — вынесем балласт (фальшкиль) наружу, под киль. Центр массы понизится, немного увеличится площадь бокового сопротивления и, главное, трюм будет доступен для инспекций.
На рисунке показан уровень палубы. Мы ее немного поднимем, чтобы в свою очередь поднять уровень пола и разместить топливный и водяной танки в центре судна.
Рулевое управление поместим в ходовую рубку рядом с печкой. Так уютнее и теплее среди айсбергов. Сразу за рубкой, чуть пониже, капитанская каюта, чтобы кэпу короче бегать к рулю. В ходовой рубке верхняя кают-компания, чтобы рулевому не было одиноко на вахте. Также в рубке большой сушильный шкаф для мокрых валенков, шуб и ушанок. Выходы на палубу из рубки с обоих бортов: бегать травить и подбирать шкоты.
Обратите внимание на машинное отделение. Большое. Алексей Чиркин грозится поставить себе там диванчик и телевизор — жить около теплого мотора и прочих (всех!) механизмов. Грозится еще гераньку поставить, но это вряд ли. Гераньке будет темно. Мы её в рубку к окошку поставим.
Внизу, в центре, кают-компания и камбуз. Помещение 4 на 6 метров. Потолок поднят вверх благодаря полурубке. Вокруг кают-компании четыре двухместные каюты. Можно было и тремя ограничится — возможно, одну мы будем использовать как складскую. В каждой каюте свой санузел. Мне кажется, это правильно. Хотя, Алексей ругается, говорит, много туалетов. Есть отдельное хозяйственное помещение — для стиральной машины, капусты в бочке и банных веников. Да, мы затеяли баню! Давно считаю , что истинное наслаждение от яхтинга можно получить только в бане. И не важно, какое море вокруг — теплое и ли холодное. В теплом море баня освежает, в холодном согревает.
Шхуна будет строится из северной сосны. Шпангоуты клеёные, около 30 штук. Обшивка двойная из доски 65 мм.
Двигатель около 200 л/с. Топливо 1,5 тонны. Воды примерно столько же. Крейсерская скорость на моторе планируется около 8,5 узлов. Под парусами, думаю, не больше 12 узлов, но это будет видно в будущем. Крепкий корпус и вооружение надеюсь позволят нам время от времени побаловать себя штормом!
Новый проект Морских практиков в Архангельске. Начало проекта. Идея. Февраль 2019 года
Друзья, мы начинаем строить поморскую шхуну. Это будет традиционное судно с гафельным вооружением, классическим деревянным корпусом, комфортные внутри и неприхотливое снаружи, оборудованное современной моторной установкой и средствами навигации. Экспедиционное судно о котором мы давно мечтали. На этом судне мы сможем побывать в Арктике, Антарктике и в любых уголках Мирового океана без ограничений зоны плавания.
Размер шхуны двадцать метров. Останется неизменным принцип — в наших путешествиях нет туристов и обслуживающего персонала. Мест для размещения наемного экипажа не предусмотрено. Есть экипаж, члены которого управляют парусами, несут вахты и дежурят на камбузе, наслаждаются морем и морской жизнью. Все как всегда, как мы привыкли. Дополнительное место используем для увеличения комфорта, помещения для хранения экспедиционного оборудования и бани.
Такие шхуны были распространены в регионах Белого и Баренцева моря в ХIX — начале XX века, с них велась ловля рыбы, промысел морского зверя, их использовали как торговые и транспортные суда. Технология строительства подобных судов на Поморье утрачена — но, нам пришла идея обратиться за помощью к норвежским коллегам. У них накоплен большой опыт в сохранении традиционного флота. Зверобойные шхуны норвежских и русских моряков практически идентичны. Норвежская сторона уже заявила о готовности помочь организовать стройку в Архангельске.
Поморское судно у Мурманских берегов. Начало XX века.
Год назад «Джульетта» зимовала в Норвегии рядом с городом Берген в фьорде Норхеймсунд. Рядом с мариной мы с Алексеем Чирикиным увидели верфь. На верфи реставрируют старые и строят новые традиционные суда.
Увидев это судно, мы поняли, что это то, что мы ищем.
«Матильда» 1884 года постройки вооружена «яхтой» — так называют такое вооружение норвежцы. Корпус традиционный. Такие вооружали и кечами и шхунами.
Рядом на берегу строится новый корпус.
В офисе музея нам показали чертежи «Матильды».
Пару дней мы с Алексеем думали о том, что нам теперь делать… Заказывать шхуну в Норвегии будет слишком дорого. Даже имея на руках чертежи, без опыта и специалистов нам не справится. Навык строительства судов такого класса в Поморье, увы, утрачен.
Верфь в Патракеевке. Начало XX века.
Набережная Северной Двины. Начало XX века.
И пришла ИДЕЯ: строить шхуну самим, но под руководством норвежских специалистов. Таким образом мы удешевим стройку и вернем на Белое море утраченную технологию.
Описание шхуны
Сегодня работа над эскизным проектом еще ведется. Пока можно перечислить некоторые характеристики судна: длина 20 метров (в ГИМСе) ; ширина наибольшая 6,6 метров; осадка 2,8 метра; водоизмещение — около 50 тонн. Корпус деревянный, с двойной обшивкой. Материал — северная сосна. Парусное вооружение — двухмачтовая гафельная шхуна. Внизу четыре 2-х местные каюты с отдельными санузлами. Кают-компания — столовая, камбуз, баня, моторное и подсобное отделения. На палубе надстройка с пультом управления и капитанская каюта. Район плавания не ограничен.
Реализация проекта
Почти год мы вели переговоры с заинтересованными лицами. Искали место для верфи. Сначала я был уверен, что мы должны строить рядом с Москвой, потому что большая часть членов нашего клуба из Москвы. Но недавно было принято решение строить в Архангельске. Губернатор Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов с энтузиазмом воспринял проект. Как я и планировал, для верфи будет выбрана площадка в центре Архангельска. То есть архангелогородцы и гости города смогут видеть процесс стройки и участвовать в нём. Во время всего процесса стройки, который по предварительным подсчетам займет три года, планируется организовать цикл обучающих семинаров и мастер-классов, кроме того, будет работать интернет-школа деревянного судостроения, событие будет широко освещаться в социальных сетях и СМИ. Медиа-составляющая стройки должна стать самостоятельным рабочим направлением внутри проекта «Поморская шхуна».
Финансы
В первую очередь, как и в истории с карбасом, мы рассчитываем на себя. Владельцем шхуны станет некоммерческая организация в уставе которой которой обозначена цель — восстановление и развитие традиций судостроения Поморья. А по сути шхуна, как и «Джульетта», будет судном клуба «Морские практики». Кроме своих ресурсов, мы рассчитываем на помощь представителей Архангельского бизнеса и, конечно, правительства Архангельской области. В случае успешной реализации проекта Архангельск получит верфь, документацию и специалистов. Уверен, в наших и зарубежных Высоких широтах найдется место не одной, а десятку туристических шхун такого класса.
Проект уже одобрен Баренц-секретариатом. Получено подтверждение участия норвежской стороны, выделен первый грант на рабочие приезды норвежских специалистов в Архангельск. Первый рабочий визит норвежских специалистов в Архангельск состоится 18-21 февраля и будет посвящен заготовке древесины, обсуждению технологии стройки и оборудованию верфи.
Презентация проекта «Поморская шхуна» состоится 21 февраля в 1600 в Северном морском музее (Архангельск). Будем рады видеть всех кому интересен это проект.
Немного позже, ближе к весне, состоится еще одна презентация в Москве. Темой ее станут маршруты плавания поморской шхуны.
Партнеры проекта
До официального старта готовность участвовать в проекте выразили: Баренц — секретариат, Русское географическое общество, правительство Архангельской области, представители Архангельского и федерального бизнеса.