8 июня. Рабочеостровск
Пробираемся с Васей Матониным на Соловки. Давно я не пользовался дорогой через Кемь. Почти ничего не изменилось в жизни причала. Стало только больше богомольцев и гостиниц — их фотографировать не хочется. Старые сараи и лодки еще живы.
Вот такие лодочки с надстройками считались раньше верхом надежности и комфорта у местных рыбаков. Сейчас такими и остались.
Ремонт причала. Старое обшивают новым — от кнехтов одни головки торчат.
1200, прямо с парохода «Василий Косяков» приехал на Сельдяной мыс. Здесь, рядом с Морским музеем, благополучно зимовал наш карбас «Вашка». Отлично переимовал, под двумя тентами и присмотром членов Товарищества северного мореходства.
Снял с карбаса тент. Весь день красил корпус снаружи.
9 июня
Утром перевернули карбас силами Товарищества и капитана яхты «Морена», Василия Дмитриева. Сначала много сил потратил, работая домкратами, а потом плюнул на это — и вшестером мы перевернули «Вашку» в один момент.
1220, готовлю лодку к покраске.
1900, с большим трудом покрасил половину лодки внутри и опустил руки. Завтра приедут участники плавания и вместе мы закончим с этим утомительным делом.
10 июня
В семь утра мои товарищи приехали на Соловки. Весь экипаж перехода в Архангельск в сборе: Андрей Ягубский (Чифан), Павел Вабищевич, Евгений Кочергин, Степан Бурый и Евгений Шкаруба.
Красили «Вашку», весла, слани и так далее. Знакомились с Соловками.
11 июня
Укладываем слани, крепим баласт, довооружаем карбас. Работы много — крепим самовар, установили упоры для ног… Тонем в мелочах. Во второй половине дня отдыхаем и бродим по Соловкам в разных направлениях.
Если бы не понедельник,спустили бы «Вашку» на воду, но удержали в себе этот порыв. Завтра спустимся.
Ира и Даша Морозовы.
12 июня
1210, спустили «Вашку» на воду. Капитан «Морены» Василий и Устин нам здорово помогли. Чифан снимал. Значит, вшестером мы прокатили карбас почти сто метров и спустили его на воду. Дует сильный ветер от севера до 30 узлов на порывах.
1240, пробуем выгрести из крохотной бухты рядом с Сельдяным мысом, куда опустили карбас. Не сразу получается двинуть карбас против ветра, даже четырьмя веслами. Сначала нас скидывает на подветренный берег бухты. Потом пробуем еще раз и, наконец, выходим в акваторию бухты Благополучия. Полчаса гребем каких-то стопятьдесят метров до мыса Хита.
Здесь ставим полный фок и половину грота. Ветер 25-27 узлов. Задача сегодня — попробовать и поснимать карбас на ходу в сильный ветер. Можно ли на нем лавироваться? По прошлому году знаю, что можно, но в такой ветер… Порывы ветра норовят положить карбас на воду. Нас шесть человек в карбасе (Саша Лапенко согласился с нами погулять сегодня). Открениваем.
Начинаем лавироваться. Сначала у нас вообще ничего не выходит. Не получается сделать поворот оверштаг. Карбас очень устойчив на курсе, привести его трудно, он быстро теряет инерцию и скатывается на прошлый галс. Попробовав несколько раз и, чуть не вылетев на каменный банки, нашли выход — делаем поворот, опуская одно весло с подветренного борта. Подозреваю, что это не слишком красиво выглядит, но что делать…
Так постепенно, галс за гласом, набираем высоту и поднимаемся к Тамариному причалу. Высаживаем Пашу с камерой на причал и крутим повороты перед ним. Снимаем кино. Планируя плавание, мы с Пашей предполагали возможный переворот карбаса. Думали сделать это со страховкой, но сегодня и потом эта мысль как-то бледнела и становилась не такой интересной. Холодная, мутная вода Белого моря не манит…
Даже с веслом поворот оверштаг не всегда проходит гладко. Иногда просто не получается.
Пробовали зарифить фок, убрать шпринтовую рею. Стало еще хуже. Не хватает хода. Тем не менее часам к пяти вечера довольные закончили ходить по внутреннему рейду и вернулись на Сельдяной мыс, встали под борт «Святому Петру». Нужно успеть собраться и отдохнуть. Завтра выходим.
Рассказывал в музее про чертеж ёлы, который я недавно нашел Архангельском госархиве. Услышал от Васи Матонина поговорку «Я, ёла да третий — Никола» как ответ на вопрос о том, с кем идешь в море. Норвежские ёлы длинные и узкие, предназначены для плаваний в фьордах, а поморы сделали их короче и шире — мореходнее.
С госархивом я познакомился совсем недавно, накануне отъезда из Архангельска. Собираю чертежи и фотографии поморских судов. Есть уже несколько находок, которые не видел опубликованными.
13 июня
1325, отошли от борта «Святого Петра».
Вчерашний ветер выдохся и стихает уже до 20 узлов. Ставим полные паруса. Снова снимаем повороты оверштаг. Сначала рядом с Тамариным причалом, потом с Хетой. Сегодня все намного легче. Груженому карбаса хватает инерции, чтобы делать поворот. Кроме того, мы научились во время поворота заносить фок на наветренний борт и толкать нос «Вашки» под ветер. Ни о каком весле теперь уже нет и речи. Отлично лавируем.
На Хете.
1530, приехал отец Нестор на катере, взял Пашу на борт и проводил нас в сторону Заяцких островов.
1620, Паша вернулся на борт. Идем на Большой Заяцкий остров. Андреевская церковь на Большом Заяцком острове. Не понимаю, почему военным морякам так мало до нее дела? Здесь царь Пётр освещал Андреевский флаг.
Пирс напротив церкви. Таких мало на Белом море.
2030, перешли на ночевку. Прошли сегодня миль пять. Будем считать, что наше плавание в Архангельск началось.