1 мая. Трогир
Начинаем весенние мастер-классы в Хорватии. В этом году у нас два этапа и две лодки, то есть 4 экипажа практиков -курсантов. Лодки Hanse 41 «Kindom of Haven» и Bavaria 40 «Silver Arrow». Сегодня стартует второй этап обучения. Экипаж «Kindom of Haven»: Артём Кривополенов, Антон и Варвара Поповы, Вячеслав и Багдан Черновы, Евгений Шкаруба. «Стрелой» первый этап командовал Алексей Чиркин, второй этап Дмитрий Замятин.
Сегодня экипажи собираются на лодках, принимают их, закупают провизию.
2 мая
После утреннего инструктажа по безопасности и устройству судна начинаем тренироваться.
0945, начали швартоваться к стенке старого Трогира. Весна заканчивается в Хорватии. Все больше встречаем лодок. В первый этап в конце апреля их было намного меньше.
Швартуемся кормой и лагом. Ветра мало, поэтому управление дается легко. Набережная, к которой мы подходим, полна праздного народу, все глазеют на наши красивые маневры и героические физиономии.
1230, закончили швартоваться. Уходим из Трогира. У Димы Замятина на лодке проблемы. Он все еще не тронулся с места. При попытке завести двигатель срабатывает сигнал поломки. На лодке уже шесть механиков, бьются с мотором и ничего не могут понять.
Надо сказать, что лодки в этом году попались в состоянии «из рук вон». Наше «Царство Небесное» 2015 года. Не старая лодка, но паруса выглядят на десять лет. При приемке мы нашли две дырки. Пришлось их заклеивать.
Кроме того, двигатель регулярно отказывается заводиться нормальным способом с панели управления. Панель отключается и нужно спускаться вниз, поднимать трап, там УЖЕ (!) висит провод с кнопкой («жучок»), чтобы запустить машину. Чтобы заглушить её, снова приходится спускаться и перекрывать поступление топлива на насосе ТНВД. Ничего так, да? И, представляете, механики нам ничего не сказали, когда сдавали лодку! Мы столкнулись с этой проблемой в Скрадине, через три дня после старта. А если бы мы в море были? Или не мы, а еще кто-то, кто не имеет опыта? Свинство.
Куда катится чартерный флот? Но — ура! Скоро все наши навыки навигации по картам, швартовки под парусами, снова будут востребованы!
Ну а то, что подрулька работает плохо, это нас не слишком расстраивает.
1430, встали на якорь под парусом в бухте Виниси. Тоже обязательное упражнение для морских практиков. Мне на «Джульетте» приходилось вынуждено вставать на якорь под парусом раз пять, не меньше, наверное. В последний раз это было в Греции, мы зацепили под водой бревно с намотанным швартовым канатом. Канат намотали на винт, вариантов не было.
1600, снялись с якоря. Встали под паруса. Ветер изменился, зашел на южный. Лавируемся в Милну.
1850, убрали паруса. Чувствуется, что на подходе грозовой фронт. Видимость ухудшается. Похолодало. Тучи на горизонте.
1945, пришли в Милну. Встали в старом городе. В море и на берегу тихо.
Из Трогира пришла весть, что «Стрелу» починили. Завтра ребята нас догонят.
3 мая
Ночью был дождь и порывы ветра.
Утром занимались морскими терминами. Мои друзья Женя Гриневич и Наташа Куликова приготовили для наших мастер-классов специальные рабочие тетрадки. Пока это тестовый выпуск, но со временем станет полноценным учебным пособием морских практиков.
Теперь не нужно будет рисовать сложные картинки в своем конспекте — достаточно будет подписывать их красивым почерком.
0910, пришла «Серебряная стрела».
0845, швартуемся. Кормой и лагом при прижимном и отвальном ветре.
1140, закончили швартоваться.
1240, вышли с Милны
1330, встали под паруса. Слабый встречный ветер.
1400, шквальнуло. Я был внизу, когда ударили порывы ветра. При уборке стакселя слишком растравили шкот, шкот начало бить — в итоге каретка-автомат вырвала ограничитель погона по правому борту. Срезало два нержавеющих винта.
Возвращаемся в Трогир на ремонт.
1700, пришли в Трогир. Рядом на нашем понтоне гуляет регата Кабестан.
4 мая
Поставили новый ограничитель на погоне стаксель-шкота. Привязал специальную веревочку, чтобы ограничивать движение каретки. Умные чартерные компании так всегда делают.
1200, начинаем швартоваться в марине Трогира. То, что мы елозим туда-сюда среди лодок, судя по всему, никого особенно не волнует. Это хорошо.
1320, закончили швартоваься. Вставали между катамараном и Баварией. В узком проходе, на ветру. Наконец, поняли, что терпение соседей иссякло и отвалили.
1334, встали под паруса.
1450, положили якорь в крохотной бухте Дрвеника. Обед.
1610, снялись с якоря. Поставили паруса. Лавируемся на Вис.
1830, вяжем узлы. Соревнование по вязке узлов — лучший способ стимулировать и больших и маленьких морских практиков. Интересно, но дети с определенного возраста учат узлы быстрее, чем взрослые. Багдан выучил шесть узлов в один день и просит показать еще.
2240, заходим в бухту Виса. Не показываюсь на верху, чтобы не мешать штурману. Варю картошку и делаю капитанский салат.
При этом посматриваю одним глазком на карт-полттер. Когда стало понятно, что штурман потерялся, вышел наверх. Мы шли как раз на риф и знак на нем. Штурман считал, что до знака около полутора миля, а до него оставался один кабельтовый.
2300, пришли на Вис. У причала пустынно.
5 марта
Занимались морскими терминами.
1005, начинаем швартоваться. Много времени уходит на работу с веревками. Но куда без них деться?
1220, вышли с Виса.
1245, учебная тревога. Руль сломан. Нужно срочно достать аварийный румпель и попробовать ехать на нём. Три года назад на совсем новенькой чартерной лодке мы долго отрабатывали подход к понтону и в какой-то момент оказались без управления. Звено цепи соединяющее штуртрос расцепилось. Мы были рядом с понтоном, подставили кранцы и благополучно причалили. Но что удивительно, нам в этот волнительный момент не пришло в голову воспользоваться такой простой штукой, как аварийный румпель. Поэтому мы теперь на всех мастер-классах обязательно достаем наш румпель и пробуем на нем пройтись. Полезно.
1700, теория. Узлы. Связываемся с второй лодкой. У них слабый передатчик. Плохо слышно.
2020, пришли в Корчулу.
6 марта
Утром на причале увидел праздничный завтрак экипажа «Серебрянной стрелы». День рождения Оли Черепановой.
Наши поздравления Оле, семь футов и попутного ветра!
0910, начали швартоваться под парусом. Ветер дует через гавань марины. Лодок в марине почти нет. Мы заходим под парусами в гавань, делаем поворот оверштаг, подходим к пирсу, приводимся, притормаживаем гротом, вынося его на ветер. Лодка подходит к причалу лагом. Береговой матрос заводит центральный швартов, затем носовой. Так раз за разом. Выходим из марины тоже под парусом. На седьмую швартовку я сошел с лодки, чтобы заснять всю эту красоту. Но этот раз был не слишком удачным. Шкотовый не потравил вовремя стаксель-шкот и лодку приложило бортом. Ничего страшного, кранцев достаточно, но для красивого кино не пойдет.
Следущая швартовка была намного хуже. Видимо, практики уже перегрелись. На подходе к пирсу рулевой рано привел лодку и потерял ход. Шкотовый на гроте, вместо того, чтобы подобрать грота-шкот, вынес грот на ветер, чтобы затормозить ход, которого и так не было. Лодка, потеряв ход, клюнула носом под ветер, подобранный стаксель завершил дело, у рулевого уже не было возможности привести лодку. Береговой матрос не догадался вовремя подбежать и подставить кранец. Я застрял со свойей съемкой и мы долбанулись форштевнем о бетон. Бедное «Царство Небесное»! Стыд и позор нам.
Удар был не слишком сильным, но чувствительным. Мы хорошенько облупили нос нашей лодке. Надежда на Дубровник — там, рядом с мариной AСI, есть верфь. Постараемся найти мастера для ремонта.
1210, закончили швартоваться носом о пирс. Пристыженные выходим из марины Корчула.
1340, заправились. Идем на Млет
1430, приятный бриз вдоль Млетского канала. Решили идти в Дубровник.
По радио передают предупреждение о том, что рядом с Дубровником плавают бревна и веревки. Вот еще не хватало.
1550, закончили заниматься теорией УКВ.
2050, встали не доходя Дубровника в местечке Сипанска Люка.
7 марта
Утром занятия по теории.
0830, стартовали. Лавируемся, учим украинские термины: «Завалысь вид витру!, «Приведысь до витру!», «Звалился — попусти гхыко шкот!» На лодке две трети яхтсменов из Украины.
1030, встали на якорь купаться напротив местечка Увала Лопуд.
1200, идем в Дубровник. Лавируемся.
1330, безрезультатно сунулись в главную бухту Дубровника. В порту стоят новые, почти готовые причальные пирсы, но пока, увы, нас отправляют дальше, в залив. Идем в ACI марину.
1410, встали в ACI марине Дубровника.
Гуляли по старым крепостным стенам. Давно здесь не был. Какая красота!
8 мая
Утром соревновались в вязке узлов с экипажем «Серебрянной стрелы». Эстафета. Богдан завязал 6 узлов за 30 секунд. Мы его поставили первым в нашей команде. После этого экипаж «Стрелы», конечно, был морально подавлен и ничего путного завязать уже не смог. Выигрыш небесного экипажа составил одну бутылку красного вина и одну шиколадку. Богдан посидел с нами еще немного, ради приличия, и попросился идти домой.
Занимались приливами.
Пока мы занимались приливами, пришел работник соседней верфи и аккуратно заштукатурил нос нашей красотки.
1320, вышли из ACI марины Дубровника. Ветра нет. Идем купаться, обедать и ждать ветерок. Богдан нашел себе убежище в лэзи-джеке.
1850, в Млетском канале отличный ветр с берега.
1930, пришли на Млет в местечко Полаче. Бесплатно встали к причалу ресторана и невкусно поужинали за дорого. А после нас, когда ресторан уже закрылся, пришла и попробовала встать с нами рядом «Стрела», но их не пустили. Жлобство какое. Есть в Хорватии это неизжитое, и в некоторых местах крепчающее, жлобство.
9 мая. День Победы.
Утром «Стрела» утопила якорь. Жвака-галс сперетерся или порвался. Ребята показали жалкие обрывки красненькой веревочки. Еще один косяк компании, в которой мы взяли лодку. Не припомню такого состояния лодок. Опасно ведь: двигатель через раз заводится, якорь можно потерять… Странно, куда катится этот чартерный мир?
Ныряли, нашли цепь и вытащили якорь.
1230, вышли с Млета.
Идем под парусом и на моторе с переменным успехом. Вяжем узлы. Богдан продолжает зубрить узлы. Вышел из тридцати секунд— готовится к следующим состязаниям.
1900, пришли на Корчулу, в Вела-Лука. Не нашли места у причальной стенки. Встали на муринг.
10 мая
Утром снова соревновались в вязке узлов. С трудом, всего на шесть секунд, вырвали у «Серебряной стрелы» победу. Победу, бутылку вина и шоколадку. У Богдана время — 27 секунд.
У Вари — одна минута.
Еще одна бутылка и шоколадка уплыли на нашу лодку. Мне кажется, с нами больше соревноваться уже не будут.
Занимались метеорологией.
1120, снялись с муринга.
1240, заправились водой и топливом, отошли от заправки. Ставим паруса.
Лавируемся в заливе. Стараюсь меньше показываться на палубе, чтобы курсанты могли сами принимать решения.
1630, порывы ветра приводят лодку, самое время взять риф на гроте.
1845, пришли на Паклинские острова, в марину Палмизана. Устали. Наш экипаж переболел простудой один за другим. На судне «Царство Небесное» эпидемия!
11 мая
Последние контрольные швартовки в марине Палмизана. Рядом крутятся не меньше пяти учебных лодочек. Разворачиваемся на месте, швартуемся кормой. Дети работают хорошо. Со всех сторон слышим возгласы одобрения. Начинать учиться морскому делу нужно как раньше, вот, как наши дети.
Вечером пришли в Трогир. Сдали лодки. Прошли за 10 дней 320 миль — хорошая морская практика.