6 марта. Ле-Сабль-д’Олон — французский порт на берегу Бискайского залива.
Понтон рядом с причалом, где происходит сдача-приемка новеньких катамаранов Lagoon.
Вчера на последнем автобусе приехал в Ле-Сабль-д’Олон. Франция бастует. Поезда отменяют через один. Самое время пересесть на парусную яхту, точнее — катамаран, и идти в море.
Мы перегоняем катамаран Lagoon 38 «Fabula». Экипаж: Дмитрий Житков, Алексей Винокуров, Дмитрий Тюков, Юрий Бойко и Евгений Шкаруба. Дорога идет из Бискайского залива вдоль Португалии в Средиземное море.
Сегодня готовим судно к выходу в море. Дел, собственно, не так много, как обычно перед дальним плаванием. Это скорее — домашние заботы. Купить электрочайник, повесить флаги под краспицы, запастись продуктами на переход, вспомнить кое-какие узлы.
Ныряли под катамаран, искали утопленный телефон. Тщетно. Там, внизу, темно, страшно и ничего не видать.
7 марта
За предстартовой суматохой и беготней забыли купить французского вина, сыра и гусиных паштетов. Хочется крикнуть на весь океан: «А голову вы не забыли?!»
1338, заправились топливом. Вышли в море.
1420, поставили и убрали грот. Ветра мало, жесткая волна навстречу нам, с моря. Время от времени прилетает дождик. Думаю, ночью будет холодно. Хорошо бы нам ветра в паруса, чтобы не качало так противно.
Держим на двигателях 75 % от максимального количества оборотов — 2700. В таком режиме двигатели должны проработать до первого ТО, которое через 50 часов работы.
Маемся от тяжелой качки. Идем через Бискай напрямик, мимо Ла-Коруньи в Атлантику.
8 марта. Пасха
0900, Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Готовим праздничный завтрак.
А как плохо было сегодня ночью! Всем. Ужасная мертвая волна.
0930, ходкий катамаран. Ветер всего 8-9 узлов, мы катим 5,5 узла. Вот что значит легкое, новое судно.
1050, навстречу бежит длинная, разогнанная волна. Идем с переменным успехом под парусом и под парусом с мотором. По технике обкатки новых двигателей мы должны держать 75% от максимальных, это значит 2600 оборотов. Идем попеременно то на правом, то на левом двигателе. На одном моторе и парусах получается держать скорость около 7 узлов.
Прикинул всю дистанцию перегона. Получилось около 1200 миль. Времени, чтобы пережидать встречный ветер, если такой случится, запланировано всего несколько дней. Значит, нужно будет идти с любым попутным ветром.
Сейчас главная цель — проскочить мыс Ортегаль, который разделяет Залив и Атлантику. Дальше можно завернуть в Ла-Корунью или попробовать сразу перевалить северо-восточные мысы Пиренейского полуострова и спрятаться в глубоких заливах Галисии. Сейчас там дуют встречные ветра, но есть окошко — вторая половина понедельника, завтра. В центе Бискайского залива сегодня и завтра ветра переменные, может, дунет навстречу, может, попутно.
1150, качает и укачивает всех. Такой тяжелой качки я не припомню. Слышу разговор одного укаченного с полу-укаченным: «Первую морковку после морской болезни надо пережевывать мелко. Чтобы не царапала горло, если пойдет обратно».
Прибегали дельфины и развлекли нас. Солнце посушило одежду и кают-компанию. Воскресило нас.
1215, ветер повернул на слабый встречный. Идем на двух моторах. Сняли непромокаемые скафандры, надели домашнюю одежду. Появилось желание съесть что-нибудь горячее. Сегодня Океан накатывает темно-синими волнами, а вчера был серый, угрюмый.
1730, ветерок 10 узлов от SSW. Идем бейдевиндом левого галса, помогая парусам мотором.
Как славно бывает поработать в салоне с компьютером, когда вся панорама видна, только волна нас снова мучит.
2028, парусное судно идет одним с нами курсом.
2230, стараюсь выспаться впрок. Убрали паруса, чтобы не трепать их на безветрии. Ждем северного ветра.
9 марта
0330, северный ветер. Вернули грот и застопили левый двигатель. Ждем усиления ветра, чтобы полететь.
0550, убрали грот. Ветер дразнится. Снова нет его.
1130, видим землю Испании — мыс Ортегаль. Поднимаем испанский гостевой флаг.
1200, ветра все нет и нет. Дуют несчастные 10 узлов с северо-востока. Зато, есть волна.
1250, подходим к шельфам Испании. Зыбь с океана такая, что начисто перекрывает нам ветер и вытряхивает из паруса все, что мы хоть как-то зацепили.
1615, повернули на Ла-Корунью. Устали от качки.
1700, касатка на пересекающемся курсе.
Подходим в Ла-Корунью перед дождем.
2030, встали в марине Корунья. Пересечение Бискайского залива закончено. Без ветра и с волной.
10 марта
Утром гуляли к маяку Геркулес. Это самый старый в Европе действующий маяк.
После дождя марина, лодки и все вокруг сияет свежестью.
Народные испанские яхты.
Прошлись по городу. Ждем смены ветра.
1430, идем заправляться.
1445, начали швартоваться в марине. Катамаран с двумя двигателями, конечно, вертится как хочешь, но и им нужно уметь управлять.
1525, закончили швартоваться. Выходим в море.
Редко швартуемся. Приходится каждый раз вспоминать простые вещи.
1600, прошли маяк Геркулес. Сильная встречная волна и уставший встречный ветер. По прогнозу он скоро смениться на попутный.
1740, встали под паруса. Ветер подворачивает к северо-западу.
1830, высота волны пять метров.
1930, прошли траверз острова Сисарга-Гранде. Волны здесь, как беды, ходят.
2340, зевнули и скрутили неконтролируемый поворот через фордевинд. Завал-таль удержала парус на ветру. Подумали и убрали грот. Идем на стакселе. Ветер попутный до 22 узла. Волна раскачивает лодку на курсе. Так идти спокойнее.
11 марта
0030, решили отойти от берега мористее. На шельфе с глубиной 60 метров волна стоит как сумасшедшая.
0425, тяжелый хмурый Океан.
1313, море разгладилось. Наконец-то идем под парусами.
1800, пришли в Порто. В первый раз зашел в реку Доуро. Из реки вытекает мощная струя воды и задирает крутую волну. Марина Доуро находится недалеко от устья, с левого берега. Достаточно глубокая, чтобы зайти на крейсерской яхте. Но течение и близкие мели заставляют понервничать. Интересно, как бы я чувствовал себя здесь на «Джульетте». Обычно мы останавливаемся в Порто в другой, старой, марине в глубине большого порта в пяти километрах от сюда.
Встали к внешнему понтону.
По пути на прогулку Юра повредил руку. Возможно, перелом плеча.
12 марта
1240, отошли от понтона марины Доуро.
Из поломок на судне: старанно ведет себя электрическая лебедка рядом с пультом управления. Что-то в ней раскрутилось. При работе левого двигателя слышен посторонний звук, как будто подшипник воет.
На выходе из реки столкнулись с такой волной с океана, что вчерашняя показалась игрушечной. Высота гребня около двух с половиной метров, а длина меньше длинны нашего корпуса. Скинули обороты почти на ноль, но и с таким ходом врезались в набегающие гребни. Как бы это было на «Джульетте»?
Идем в Лиссабон. Там в марине Кашкаиш нас ждет первое ТО двигателей — 50 часов работы.
1400, начали гонку против ветра и течения. Завтра нужно быть в Лиссабоне и не позже 1500. Если придем позже, механики уйдут на выходные. Ждать в Лиссабоне до понедельника нам никак нельзя.
2300, бьемся против моря.
13 марта
0000, ветер с берега, поставили стаксель дополнительно к гроту. Мчимся. Хоть это и недолго, все равно приятно. Прогноз обещает сегодня ночью круговерть ветра прямо по курсу.
0930, вышел наверх. Солнце. Капитан босой. Сидит на корме и моет ноги в океане. Сушим вещи и прощаемся с ночными страхами.
Качает. Убрали стаксель, ветер в нем не держится. Хлопает.
1150, подходим к мысу Кабо-де-Рока. Когда-то, наблюдая океан с этих высоких берегов, люди впервые поняли, что земля круглая.
1500, пришли в марину Кашкаиш.
Прошли первый 50-часовой сервис моторов. Правда, у нас уже 84 и 89 часов, но механиков это не слишком обеспокоило. Поменяли масло, фильтры, проверили крыльчатки в системах охлаждения. Все штатно. Правда, на холостых оборотах не услышали свистящий звук, который мы слышим при работе левого двигателя.
Вечером слушали в Лиссабоне фадо.
14 марта
0700, вышли из марины Кашкаиша.
1340, занимались узлами и штурманской проводкой.
1600, опасно разошлись с танкером. Наша вина. Я думал, легко пройдем у него по носу. Но нет. Пришлось газовать и удирать от его грозного рыка.
1949, Дима сдавал тест на узлы. Шесть узлов (восьмерка, прямой, шкотовый, булинь, выбленочный и рыбацкий штык) нужно завязать за 40 секунд. Дима завязал за 36. Вслепую. Иначе у него не получается. Внутренним взором видит.
2303, проходим мыс Кабу-де-Сан-Висенте. Разошлись с парусным судном, идет навстречу.
Входим в Кадизский залив. По прошлому опыту здесь должно быть теплее и меньше качать, а что еще нужно нашему брату перегонщику?
Прошли мой любимый маяк Гигант. Жаль, что ночью. При свете дня, а еще больше — в рассветное время — он прекрасен.
2330, проходим мыс Понта-де-Сагрес. Дальше отлепляемся от Португалии. Прощай! Этот визит был на бегу. Только и осталось, что пара бутылок портвейна. Есть у перегонов такая дурацкая особенность — гнать.
15 марта
0320, взяли пелинги и обсервировались (определили местоположение) по маякам на уходящем португальском берегу. Получилось достаточно точно — невязка меньше мили.
Убрали паруса. Ветер зашел в корму и сдох. Идем на двух моторах. Беспокоит свистящий звук. Теперь он уже и в левом моторе. Когда нам меняли масло и заводили двигатель, никаких звуков не было, само собой. Он есть только на ходу.
1040, занимаемся теорией.
1830, три часа назад обогнал нас бермудский шлюп «Янус», 18 метров длиной. Теперь он все еще маячит на горизонте впереди. Ветер 13-16 узлов. Идем багштагом правого галса 7-8 узлов. Совсем неплохо, надо сказать. Это награда за сутки безветрия.
2020, подходим к проливу Гибралтар. Большие суда на якоре на шельфе не доходя до Тарифы.
16 марта
0300, входим в пролив. Течение на входе как всегда шалит. Норовит кинуть нас на банки. Хорошо, что ветра хватает идти под парусами.
0430, неожиданный шквал с северного берега из бухты Гибралтара. Ветер зашел на 180 градусов. Пока крутили поворот, убирали грот, конечно, намотали леску на винт.
0510, идем в Альхесирас. Это испанский порт в бухте Гибралтар. Обычно мы заходим в английский, там интереснее, но в это раз нас интересуют только сигареты, хлеб и вода. Прогноз говорит, что нам надо идти дальше, пока дует попутный ветер.
0630, выходим из марины Альхесирас. Сегодня в Средиземном море дует хороший западный ветер. Нужно успеть прокатиться на нем и подальше.
В бухте Гибралтара стоят на якорях и маневрируют громадные коммерческие пароходы, но уже светает и мы легко минуем этот ужас ночи.
0900, на лаге 1000 миль!
1110, идем 8-9 узлов с попутным ветерком, можно сказать — мчим!
1140, открыли стаксель бабочкой — прибавили узелок. Идем по Альборанскому морю.
1630, слева по курсу виден снежный хребет Сьерра-Невада. Вспомнились волны Бискайского залива. Здесь, в Средиземном море, все другое, почти домашнее.
Мимо прошел нарядный лайнер Holland America Line. Странно, лайнер есть, а его значка AIS на плоттере нет. Вышли с лайнером на связь. Сообщили им, что их не видно.
1700, ветер до 24 узлов. Крутая короткая волна. Разгонялись по ней до 13 узлов, почти глиссировали. В какой-то момент нас привело, с заваленным на ветер гротом. Чтобы вернуться на курс, пришлось включать мотор. Про леску, которая тянулась за кормой, никто не подумал, естественно, намотали её на винт.
17 марта
0400, ветер убежал. Плетемся на одном двигателе к ближайшей якоронй стоянке за углом. Будем леску снимать.
0908, приняли сообщение «срочность» —»пан-пан». Пятеро в лодке непонятно у какого мыса (прослушали) вышли с побережья Африки в сторону Испании и потерялись.
0930, встали на якорь в неглубокой бухте рядом с городком Сан-Хосе. Дима нырнул и очистил винт.
1025, снялись с якоря. Начинается встречный ветер. Нужно спешить, пока он не окреп.
18 марта
0633, благополучно прибыли в Торревьеху. Из Лиссабона дорога составила ровно 4 суток.
Отсчет лага за все плавание составил 1245 миль.
Друзья, во флоте нашего клуба «Морские практики» теперь есть новый катамаран. Его прописка — Испания, порт Торревьеха. Капитан и хозяин катамарана «Fabula» — Юрий Бойко. При наличии опыта и лицензий можно взять катамаран самостоятельно, на любое время, не обязательно на неделю, как это происходит в чартерных компаниях. Также желающие смогут пройти курс IYT Bareboat Skipper с практикой на катамаране.
Фотографии Дмитрия Житкова и Евгения Шкаруба.