18 февраля
После зимнего Осло Берген удивил почти полным отсутствием снега. Вместе с Алексеем Чиркиным прилетели сюда, чтобы приготовить лодку к плаванию на Лофотенские острова. Нас встретили Вадим и Ивета — наши норвежские друзья. Это они спасали «Джульетту» все время, пока она стояла в Норхеймсунде. Приезжали на лодку и сбрасывали снег с тентов и с палубы.
Когда переехали через перевал и спустились к Норхеймсунду, все уже было в сугробах. Как это нас угораздило поставить «Джульетту» здесь — не знаю. Точнее, знаю, конечно. Осенью по пути в Норвегию мы писали и звонили во все марины, которые нашли в окрестностях Бергена. Спрашивали про стоянку и про оформление специального разрешения провести здесь зиму. И только марина Норхемсунда нам любезно ответила — поэтому мы здесь.
1640, приехали на «Джульетту».
Тенты, которыми Алексей и Вадим укрыли «Джульетту», стоят и лежат под снегом с переменным успехом. Вадим и Ивета недавно приезжали и в очередной раз скинули снег. Вот ребята молодцы!
Завели одну «живую» Вебасто. Залили в систему антифриз. В лодку пошло живительное тепло. Накрыли стол, выпили — мы готовы к труду и обороне.
19 февраля
На кровати в носовой каюте лежит в три ряда убедительное доказательство эффективной работы нашей службы береговой поддержки (в лице Поли) — 7 новеньких спас. жилетов. История заслуживает того, чтобы её рассказать. Вернее, две истории. Первая связана с Канарами. В далеком 2012 году мы готовились к походу в Гренландию. Много чего ремонтировали и модернизировали на лодке по комфорту и безопасности. Тогда у нас были два плота в мягких упаковках. Решили купить один новый — в жестком футляре, чтобы закрепить на рубке. Старые плоты сдали в яхтенный магазин (кто бывал в Лас-Пальмас, знает этот большой магазин, тогда он был в центре марины). Сдали на продажу. Один плот у нас купили сразу, а второй остался на реализацию. Шли годы. Когда судовая касса была пуста, мы писали в магазин, справлялись о судьбе плота. Иногда нам отвечали и обещали поискать плот или документы на него. Дальше обещаний дело не двигалось. Прошлой зимой мы вернулись на Канары. Магазин переехал в угол гавани, но когда мы пришли туда, хозяева нас сразу узнали. Плот они потеряли при переезде, но с улыбкой обещали вернуть деньги. Дальше начались странные испанские пляски. Деньги нам обещали вернуть «на днях» почти год. Поля нашла телефон главного менеджера, звонила ему чуть ли не каждый день. Трубку брала то его сестра, то муж сестры, то не брал никто… Нас так прекрасно маньянили, что дело казалось бесполезным. В конце концов мы разозлились. Или это был спортивный интерес? Поля написала во все инстанции Гран Канарии: в администрацию марины и порта, полицию и еще куда-то — все это было бесполезно. Но вот когда Поля написала администрации интернет-ресурса, которым она пользуется как лоцией уже несколько лет, произошло чудо — так долго динамивший нас менеджер вдруг позвонил и в течении дня перевел 1500 евро. Потом еще раз позвонил и вежливо поинтересовался, довольны ли мы. А потом очень попросил нас написать что-нибудь хорошее про их магазин на сайте-лоции, куда обратилась Поля. Вот как, оказывается, мы нашли к нему ключик.
И вторая история, собственно, про спас. жилеты, с которых я начал. Осенью мы шли вдоль Франции в Ла-Манше и попали в хороший шторм, по случаю которого надели спас. жилеты. Утром, когда штормовая ночь прошла, мы увидели, что застежки, точнее петли застежек жилетов, потрескались от времени, ведь жилетам уже 8 лет…
Спас. жилеты, как и прочее оборудование по безопасности, должны быть в порядке. Новый спас. жилет вроде нашего стоит около 350 евро. У нас на борту их 7 штук. Снова в глубине постоянных расходов завиднелось дно судовой кассы. Чтобы как-то сократить расходы, пришла мысль купить у производителя жилетов вышедшую из строя деталь. Поля написала производителям Spinlock. Описала нашу нелегкую жизнь в бесконечном кругосветном плавании, почти не снимая замечательных, удобных, спасительных спас. жилетов. Рассказала о беде. И что вы думаете? Ответили ей из компании: «Давайте адрес и размеры — мы вышлем вам новые». Бесплатно. И вот обновка у нас на борту. Спасены!
На лодке много дел. Алексей занялся ремонтом и модернизацией — он механик на «Джульетте». С недавнего времени я понял, что без штатного механика нам не обойтись. Ни в техническом, ни в экономическом плане. Алексей поэт отвертки и гаечного ключа, механик-романтик, настоящий кудесник. Вообщем, на нём все самое главное, а я прибираюсь, занимаюсь хозяйством. В Норвегии, например, газовые баллоны совсем не такие, как в Европе — большие и пластиковые. И к этим норвежским баллонам нужны специальные редукторы. Поэтому первое дело у меня — купить такой редуктор и наладить на лодке газ.
Вид сверху. Полезно время от времени отрываться от забот и смотреть на мир с высоты. Вот наша марина, вот городок Норхеймсунд глубоко в фьорде Хардангерфьорд. Так глубоко, что кое-где он замерз.
Алексей ставит помпу на новую систему отопления, которую мы придумали для зимней Норвегии. Мы решили использовать тепло, которое выделяет главный двигатель при работе. Не выкидывать его в систему охлаждения, а направить на полезный обогрев каюты. Такое тепло у нас есть в контуре, который идет с двигателя и греет нам воду в бойлере. Теперь мы врезали в этот контур и печку (которую взяли, кажется, с автомобиля Газель). Печку установили еще осенью, но тогда схема не заработала. Пришлось везти дополнительную помпу, чтобы антифриз циркулировал по системе. Надеемся, теперь с дополнительной помпой печка заработает.
Купили второй электрический обогреватель. Мы стоим у берега. И я надеюсь, большенство стоянок впереди у нас будет с электричеством. Значит, нужно иметь возможность его использовать.
Были в местном музее-верфи. Это один из самых больших в Норвегии музеев такого толка. Под навесами хранятся и реставрируются старые и строятся новые суда.
Машинка для скрутки канатов.
Ангар, в котором реставрируют старые суда.
Выклейка шпангоутов.
Еще одно старое-новое судно.
На палубе.
Небольшая лодочка под тентом. Как простенько сделаны несущие стропила! Простенько и эффективно.
Яхта «Матильда» — гордость музея. Судно 1886 года постройки, 22 метра.
Очень похоже на наши поморские парусные суда такого типа.
Еще одна деревяшка, ожидающая реставрации.
Моторная яхта.
А вот эти лодчёнки строят здесь на продажу.
В конце дня проверили работу новой печки. Запустили двигатель, дали ему нагреться и включили вентилятор печки (теплообменника). В кают-компанию пошла не сильная, но ощутимая струя теплого воздуха.
Параллельно закончили ремонт панели управлением двигателя.
А вот еще одна радость — Сергей Ряполов отремонтировал нашу родную трубку УКВ. Работает теперь!
20 февраля
Алексей ремонтирует Вебасто. До чего хрупкая вещь! У нас их две. Все время что-нибудь на них ломается. Вот точно такое фото у нас есть с Алексеем и из Сен-Мало, и из Голландии.
Я прибираюсь. Собираюсь купить еще один, третий по счету, электро-обогреватель.
Норвежские швартовые веревки должны быть выглажены!
Днем был на фото-выставке в морском музее. «Прибрежные виды Норвегии». Черно-белая фотография конца 19 —начала 20 века.
Плоские и низкосидящие лодки. Как раз для такого местечка, как Хардангерфьорд, где почти никогда не бывает волны.
Такую простенькую модельку давно хотелось бы построить самому.
Вечером запустили вторую Вебасту. По ходу ремонта выяснилось, что кародировало посадочное место датчика температуры и сгнили выхлопная труба. Вадим привез выхлопную трубу из Бергена. Что бы мы без Вадима делали? Не знаю. Датчик температуры как-то установили, но в будущем нужно искать новый корпус. Так или иначе, Вебасту завели.
Теперь у нас три уровня защиты от холода. Первый уровень — две Вебасты. Втрой уровень — печка, которая работает от тепла главного двигателя. Третий уровень — три электро-обогревателя. Как-нибудь проживем. Хотя, я добавил бы дровяную печку или камин…
21 февраля
Ночью пару раз просыпался от странного звука. Утром вышел на улицу и все понял — выпал снег. Это он съезжал по нашим тентам.
Днем убрали тенты и занялись установкой беби-штага. Он нам нужен для того, чтобы нести новый штормовой стаксель, который пошила нам парусная фирма Quantum. Мы с ними давно работаем, еще со времени потери мачты в Тихом океане. Скоро испытаем эту морковку в деле.
Алексей еще осенью поставил на баке мощную оковку для бэби-штага.
Прибираю палубу.
Завтра приезжает команда vорских практиков. Нужно заканчивать ремонт, стирку, всякую суету. Но не удается.
Повесили теплый кокпит. Несколько молний не работает. Нужно менять. Заботы и заботы. Только улетать от них.
Еще раз сгоняли на верфь по воздуху, глянуть на «Матильду» сверху.
22 февраля
Алексей Чиркин поехал домой, на Волгу. А мы с «Джульеттой» готовы стартовать на Север.