Голландия
Перед плаванием в Норвегию я спланировал недельную стоянку и ремонт «Джульетты» в Лелистаде. Помогать мне на лодку приехал Алексей Чиркин. Подняли голубушку из воды, покрасили днище новой необрастайкой, поменеяли якорную цепь на нержавеющую. Вернули двигателю обороты, починили вибасты. «Джульетта» помытая, покрашенная и вообще довольная вниманием к себе ждет спуска в воду, чтобы идти в Норвегию.
Осенний переход «Джульетты» в Норвегию задержался. Виной тому стал сильный Северный шторм, который не прекращался более недели. Говорят, всё это остатки урагана, который недавно перетряхнул Америку. Похоже на правду. В Северном море свистит северный ветер до 50 узлов. Хорошо, что мы заложили на это последнее плавание навигации 2017 года 12 дней. Чистого хода из Голландии в Норвегию всего два дня, но вот шторм запер нас здесь. С другой стороны, провести неделю в Голландии не составляет труда. Вокруг много интересных портов, каналов, музеев, лодок. Есть, чем заняться и на что посмотреть.
Закончив красить и ремонтировать «Джульетту», мы пробовали пересечь Фрисландию по внутренним каналам. Не получилось. Пришлось вернуться и ждать погоды в Леммере.
Наконец, 5 октября перешли в Энкхэйзен. Через день погода улучшится и мы сможем стартовать. На борту «Джульетты» экипаж: Артем Кривополенов, Александр Бардеев, Антон Михеев и Евгений Шкаруба.
Пока смотрим город, лодки и музей. Бродили по набережным каналов и вдруг увидели фрегат «Штандарт».
Идем посмотреть.
Вот он, красавец.
Фрегат почти настоящий. Если бы не моторы и еще кое-какие мелочи, не отличить бы его от оригинала. Или он всё-таки построен масштабированным? Смотрится немного игрушечным. Не разобрался в своих ощущениях.
Дерево работает, гниет и меняется на другое дерево.
Видимо, эта работа по замену деталей идет постоянно.
Талреп натяжения штага. Где-то я читал, что на старых парусниках после каждого шторма стоячий такелаж растягивается и нужно его обтягивать.
Какие-то детали не успели поменять.
Не могу понять, откуда здесь взялся надувной риб, увы. Зачем тогда спать в гамаках и терпеть другие лишения?
Идем-гуляем дальше. Вот, например, лодка Монтесьера — был когда-то такой знаменитый популяризатор круизного яхтинга. В последний раз мы встречались с этой лодочкой в Ла-Рошели год назад.
Ой, какая некрасивая алюминиевая лодка!
6 октября. Морской музей в Энкхэйзене
Пережидаем дождь и ветер в морском музее.
Смотрю на эту работу и узнаю местную волну болотного цвета, очень короткую и крутую. Глубина в заливах 3-5 метров. Всего!
Модель верфи.
Хороший, красивый музей.
Восточный кардинальный знак?
Самые разные плоские парусные колоши. Чего здесь только нет.
Раньше, видел такие блоки с горизонтальной поперченной и думал, зачем она. Оказывается это стопорный блок!
Продолжение экспозиции на улице под дождем.
Ах, вот они откуда, рыбацкие конусы «верхушками вместе».
Сравнительно недавнее наводнение, после которого залив Эйсселмер отгородили от моря большой дамбой.
7 октября
Шторм продолжался больше недели, сорвал и унес голландский гостевой флаг.
Перешли в Ден-Увер. В море все еще хозяйничает северный ветер. Завтра он закончится, а мы готовимся стартовать, пододвигаемся ближе к морю.
По соседству стоят лодки. Вот эта алюминиевая замечательно хороша. Даже своим серым цветом.
8 октября. Переход
Сегодня выходим в Северное море. В начале будет тихо, но через день у берегов Норвегии ожидается усиление ветра до штормового. Готовимся. Тренируемся ходить по палубе на четвереньках.
1340, отошли от понтона марины Ден-Увера.
1420, прошли шлюз.
Перед нами длинная приливная акватория с глубинами меньше двух метров. Вышли в середине отлива. Через час «Джульетта» здесь уже не пройдет. К этому знанию невозможно привыкнуть.
1500, поставили грот.
1530, идем по длинному заливу в сторону моря. Пока нет ни волны, ни сильного ветра. Солнечно и не предвещает ничего плохого, но вода уже соленая.
1550, открыли стаксель. Вместе с отливным течением делаем больше 10 узлов. Правда, пока не в строрну Норвегии.
1600, идем мимо Ден Хелдера.
1650, прошли последний буй. Мы в Северном море.
1655, легли на бэйдевинд правого галса. Получается держать курс 290. Отодвигаемся от Фризских островов, чтобы лечь на нужный нам северный курс.
1708, проверил отсчет лага от Азорских островов, получилось 2574 мили.
1755, немного настоящего осеннего солнца. Это вовремя, а то я уже не знаю что на себя и пододеть.
1850, пересекаем систему разделения движения которая идет из Ла-Манша в Балтику.
2120, ветер, как и говорил прогноз, скисает. Убрали паруса, завели мотор, легли на курс 005. В сторону норвежского Ставангера. Идем, можно сказать, пробираемся между газовыми платформами, которых здесь полно. Светятся как новогодние ёлки.
9 октября
0200, одеваюсь на ночную вахту как в космос. Белье, теплая водолазка, кофта, еще кофта и десяток штанов разных категорий. Главное, конечно, это — теплые гетры!
Ветра пока нет. Но волна есть. Трясет нас безжалостно.
0230, поставили паруса. Пробуем идти с ветром и мотором.
Оказывается, сегодня почти полнолуние. Светло на небе. Вокруг стоят заброшеные и новые вышки. Как космические спутники земли.
0340, вот и дождик. А я то думаю, почему так тепло?
0415, проходим фронт. Теплые дождики с порывами ветра. Тепло, снял перчатки.
0700, ветер 15 узлов.
0930, который раз мы ставим и убираем паруса за сегодня? Раз пятый, наверное. Ветер то есть до 15 узлов, то нет его.
С востока на запад, наперерез нам, идут рыбаки. Интересно, с рыбой или за рыбой?
1010, большая плавающая буровая установка справа по борту.
Антон готовит завтрак, Саша и Артём спят, я на вахте. По небу плывут зимние сизо-серые облака. Здравствуй, госпожа Зима, мы к тебе надолго.
1115, после завтрака экипаж нужно обязательно чем-то занять. Сегодня придумывать не пришлось. Ликтрос лэзи-бэга снова вылез из ликпаза гика, нужно его завести обратно, пока не начался ветер.
Ветер уже на подходе. А сейчас дуют комфортный 12 узлов с запада. Я бы с с таким и шел дальше.
Вахта прошла, мне пора снять свои сорок одежек и лечь спать.
1400, короткие порывы ветра.
1530, усиление ветра до 19 узлов. Морось. Зарифили грот. Я бы сделал это позже, но тогда придется все время стоять с рулевым.
1600, отдали рифы. Ветер 14 узлов. Чувствую своей головой, как падает давление.
1855, странное дело: пока стоишь наверху, кажется, что лодка летит и ее очень качает, а спустишься вниз — здесь спокойствие и уют. Впрочем, я это давно заметил.
Мы где-то посреди Норвежского моря. Координаты 55*26′ N 004*28’E.
1920, еще одно поле буровых, через которое мы идем. Это хорошо, следующие 60 миль у нас будут удобные орентиры.
1950, больше всего я думаю сейчас о том, успеем ли мы пройти мимо мыса Скогерака до того, как подует северо-западный ветер?
2100, выглянул на улицу. Что-то сильно меня трясет в носовой каюте. Ветер 16 узлов. Скорость «Джульетты» 9 узлов. Неплохо. Идем между небоскребами газовых вышек.
2147, почти уснул и вдруг услышал странные гудки с улицы. Вышел наверх. Саша и Артём бесстрашно рулят мимо разукрашенной огнями конструкции вышек. Кругом темень, космические огни и заунывная сирена туманного горна. Нехорошо. Неуютно.
2235, ветер продолжает играть с нами. Скис до 10 узлов.
2325, не спится.
10 октября
0400, Затишье? Убрали паруса.
0700, несмотря на протесты ночной вахты поставили паруса бабочкой. Ветер, как и обещалось, отошел на юго-запад.
1000, ветер усилился до 18 узлов, тянет «Джульетту» вперед, но волна такая неудобная и странная, подходит сбоку, резко раскачивает, что паруса нет-нет, да и хлопнут.
1120, ветер усилился до 20 узлов. Наполовину зарифили стаксель. Скоро ветер продолжит усиливаться и заходить. Попробуем нести небольшой стаксель в багштаг на ветру с помощью спинакер-гика. На «Frezy Grant» у нас это хорошо получалось.
1200, зарифили грот. Раскачало. Лодка рыскает на руле, норовит привестись.
1240, ветер заходит на западный.
Отвязался рифшкентель шкотового угла. Я его привязывал!
Легли на багштаг левого галса. Все еще стараемся держаться на 000 градусов.
1412, дельфины приплыли, к удаче.
1600, ветер до 25 узлов. Зарифили стаксель.
1800, сильная волна с запада. Скоро к нам придет ветер.
11 октября
0005, ветра 15 узлов не хватает, чтобы удержать нас от раскачки и хлопков паруса. Черт знает, что за волна. Убрали паруса за 20 миль до фьордов, идем на моторе.
0153, зашли в фьорд. Не качает!
0400, встали на якорь рядом с портом Копервик. Ветер. Идет снег. Мы дома, на Севере!
1100, снялись с якоря.
1400, пришли в город Хёугессун. Дождь. Отдыхаем.
12 октября
0910, Вышли из Хёугессуна. Ливни и порывистый ветер с запада. Спешим перейти в спокойный фьорд.
Солнце, иногда показывается солнце.
Поморская уха из норвежской трески. Я сегодня дежурный на камбузе. Пришлось звонить в Архангельск для консультации.
Вечером пришли в Норхеймсун.
13 октября
Конец навигации. «Джульетта» проветривает паруса — готовим лодку к зимовке.
Посмотрел на местную погоду и понял, что надо срочно шить тент от дождя и снега. Попробуем сделать это к ноябрю.
А пока «Джульетта» осталась отдыхать в укрытом фьорде у причала городка Норхеймсун. Навигация 2017 закончена.