Как это было? Позвонил Дмитрий Амелин, наш неистовый продюсер, и наконец, после долгого простоя предложил новый мощный поход. Надо сказать, в прошлом мы с ним и с оператором Андрем Евтюховым снимали белых медведей в Арктике, нефтяные вышки на Сахалине и газовозы в Южной Корее.
Теперь мы едем в Архангельск, затем 450 км на северо-восток в сторону Коми, там будем строить судно по древним чертежам, которое через две недели будет спущен в воды реликтовой реки Мезень и благополучно отправится в Белое море на пузатый остров Соловки.
В Архангельске нас будет ждать капитан Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики», который на яхте «Джульетта» пять лет кружил вокруг земного шара.
Я подумал: «Что могут строить на Севере?» Конечно, дракар. И заявил всем друзьям: «Я еду строить дракар». «О, мощно» — завидовали друзья.
На самом деле, все на месте оказалось на много загадочней и интересней. Выяснилось, что в Белом море такие лютые шторма, что с ними может соперничать только Бискайский залив — дракары просто ломаются пополам.
Мы строим КАРБАС — корабль поморов, уникальное российское судно, строим по старинным технологиям. Карбасы строили еще недавно, в советские времена, сегодня они практически не используются. Технология строительства гибнет, мастера стареют — их остались единицы.
Евгений Шкаруба нашел такого уникального мастера в селе Лешуконское — Виктора Петровича Кузнецова — и заказал ему производство карбаса.
Не секрет, что морские европейцы очень ценят свои древние деревянные корабли. Они сдувают с них пылинки, устраивают фестивали и походы древних раритетов. Мы же тоже морские ребята и у нас есть свой карбас. Евгений решил вернуть карбас в строй и заодно реанимировать школу строителей деревянных судов.
Итак: 12-го июня мы стартовали в Архангельск с Димой и Андреем. И 13-го высадились в столице беломорья. Я раньше в Архангельске не был. Город сильно понравился – открытая ветрам четкая набережная с пляжем и арсеналом и пешеходная улица, наполненная шедеврами деревянного зодчества.
Гостиный двор на набережной Архангельска — многоликий карбас.
Алексей Чирков и секрет деревянного карбаса.
Так будет выглядеть наш карбас.
14-го в шесть утра мы тронулись в Лешуконское: капитан с семьей, продюсер, оператор и Алексей Чиркин с семьей, эксперт яхтенного строительства. Наш ждали 450 км грунтовой дороги. Грунтовка оказалась вполне приличной по сравнению с распухшими от весенних вод реками. Короче, как говорят местные, распута. Мосты заменили паромами. Я насчитал их шесть. Паромы ломались, паромщики обедали или спали. Нам очень повезло и мы уложилось в 15 часов. Но мне все понравилось. Это было красиво — реки давили величием и мощью, природа таежной загадкой, под конец по обочинам лежал снег, деревья стояли голые, без листочков. Весна здесь еще не наступила.
Паромчщик — пора в дорогу.
Кимжу штурмуем — середина пути.
Как говорят местные — РАСПУТА…
Последний шестой паром — солнце ударилось об горизонт.
Иван на лодке типа «Зарянка» по волнам доставил нас в деревню Нисогора. Место превзошло все ожидания, с горы открывался чудесный северный мир — дали уходили за горизонт необъятными северными ландшафтами. Сам наш дом оказался набранным из разных шедевров Севера кусочков. Деревянная церковь скользила под горку к амбарам лодочных сараев. Ух! Поленов бы съел свои краски.
На воде задувало не слабо…
На краю, под небесами… наш дом.
Утром Иван доставил нас на стройку. Там, на переправе, Че Гевара на пенсии, Дима Амелин, собрал вокруг себя лешуконских пионеров и провел мастер-класс.
На заднем плане наш счастливый лодочник Иван.
Это понятно — Че Гевара на пенсии.
Явились на стройку. У мастера Виктора Петровича к тому моменту кокора уже превратилась в доницу. То есть, готов был киль, основание кормы и носа, а также прилажены две первые доски бортов. Решили все разобрать, чтобы снимать фильм с нуля. Так за чаем, под треск пилы и шелест рубанка провели день. Процесс пошел. Мастер обещал работу закончить в срок и спустить 28-го карбас на воду.
Кокора уже превратилась в доницу.
Так и пойдем в Белое море под парусом, никаких моторов.
Прилетел на самолете Артем Гарусев. Он тоже поможет нам с карбасом…
Что думать — пилить нужно…
Как то так…
Партнеры проекта Поморский Карбас:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».