Лиссабон, марина Алкантара
Первого числа, сразу после Нового года, на «Джульетту» приехал Стас Азаров. Теперь нас трое на борту. Лучше бы Стас приехал раньше, не разбивал этап. Потому что ближайшие несколько дней у берегов Португалии дует штормовой южный ветер и мы, естественно, никуда не идем. Нам с Димой хорошо, мы только закончили переход из Виго, порядком устали и рады отдохнуть. А Стасу придется набраться терпения. Хотя где еще ждать погоды, как не в Лиссабоне?
2 января
Ездили на мыс Кабо-де-Рока — самую западную точку Евразии.
Подул ветерок с дождем. Лучшим местечком оказался сувенирный магазин — сухо и тепло. Что-то, наконец, щелкнуло у меня в голове и я купил такого петушка — в год Петуха.
3 января
Штормовой ветер в море уже закончился, но волна сейчас до небес и без ветра там делать нечего. Были в Морском музее Лиссабона. Это богатство трудно описать словами.
Главные экспонаты в музее — модели: исторические парусники, большие парусные суда и португальские рыбацки лодки в огромном количестве.
Вот, например, такая мулета. И как теперь нам узнать название этих парусов?
Лодки-башмаки водятся в Назаре. Это там, где самые высокие волны вылетают на пляж. Я так думаю, что эта странная форма как раз связана с крутой прибрежной волной.
А этот стенд — настоящее чудо морского искусства.
Шхуны, которые ходили за треской в такие места, как Ньюфаундлендская банка. У нас на «Джульетте» есть популярный фильм — «Отважные капитаны», он как раз про добычу трески в тех местах и на таких судах.
На таких лодочках рыбаки ловили треску. Утром сгружали в море — и на работу.
Барко рабело. Их в основном используют для транспортировки бочек с портвейном. Мы такие видели в Порто.
Лодочка по йоловым вооружением с реки Тагус. Такие лодочки использовались для перевозки пассажиров и их багажа с больших судов на берег.
Почему-то в Португалии модно подвешивать рули блоками. В натуре мы это не видели, но модели почти все так вооружены.
Много замечательных военных судов. Так много, что ощущение, будто до сих пор Португалия — самая мощная морская держава.
И минное дело здесь очень развито.
Неожиданная деталь на модели большого парусника — ветроуловитель. Мы встречаем похожие штуки на яхтах, оказывается, у них есть предистория.
Узел крепления бизани к корпусу. Так выполнен, что бери и строй по этой модели новую лодку.
Еще один португальский петушок.
Башмаки из Назарета.
Красивые девушки! Куда без них)))
И вот еще страшилище.
4 января
Терпение наше иссякло и мы решили доехать хоть до Кашкаиша. Этот симпатичный городок и марина находятся всего в 15 милях от Лиссабона рядом с мысом Роса.
0930, отошли от причала. Сразу по выходу из гавани поставили грот. Повернули на выход из залива Тежу. Сначала под мост. Медленно, с удовольствием, дрейфуем вниз. Ветра почти нет, зато отливное течение в разгаре. В реке тихо. Пришла мысль запечь яблоки в духовке. Зарядил печку, яблоки запеклись, но попробовать сразу их не удалось: через час пути мы влетели в такую волну с океана, что пришлось срочно убирать паруса, чтобы их не порвать. Силы ветра не хватает на то, чтобы удержать нас от раскачки. Идем как в огромной горной реке. Скорость течения три узла. Встречная волна встает на дыбы. Пробовали ходить багштагами по ветру, чтобы как-то наполнить паруса ветром, но в конце концов убрали паруса и пошли на моторе.
1152, пришли в марину Кашкаиш.
Услышав цену за стоянку подумал, что надо было встречать Новый год здесь. Прошли всего 15 миль.
Тематические ручки на дверях офиса марины. Такое очевидное решение, а встречаем впервые.
Гуляли по городку. На переднем плане клетки краболовов, которыми уставлены здешние шельфы. Эти штуки — наша головная боль на переходах. Ильяс летом от такой не отрулил и намотал веревку на винт.
Странный звук издают эти деревья, если постучать по ним костяшками пальцев. Тун, тонн…
Бедные дети, бедный местный Новый год.
В парке рядом с мариной распили бутылочку вина. Понемногу стемнело и мы стали свидетелями картинки: петухи, которые до этого спокойно гуляли по парку, стали взлетать на ветки деревьев, используя их как ступеньки. Лихо так вспорхнули. Дальше за петухами потянулись павлины! Выстроились в очередь, сначала взлетели на ограду, потом на конек крыши дома, а затем перемахнули на толстые ветки сосны. Не ожидал от них такой прыти.
5 января
Утром читал книжку про навигаторов Тихого океана: «Путеводные звезды. Секреты навигации мореплавателей островов Тихого океана» Дэвида Льюиса. В очередной раз радуюсь их искусству орентироваться в огромном океане. Без компаса по звездам, по волнам, птицам, свечению воды они умудрялись ходить на тысячи миль и находить острова. В книге автор рассказывает, как его обучают навигационным тонкостям ориентирования в море:
«Чуть позднее тия барау (звание полинезийского навигатора) обратил моё внимание на то, что метко обозначил как область «яркости» в облаках над островом. По его словам, окраска этой «яркости» менялась в зависимости от характера поверхности суши под облаками. Большие пространства кораллового песка и прибоя давали беловатое отражение, обширные участки сухих рифов — розоватое, а земля, покрытая деревьями, имела темные оттенки. Цветовой образ треугольной лагуны острова Тарава был теперь ориентиром в небе из нашего местоположения на расстоянии, по крайней мере, 27 миль. Над островом Маиана, до которого все еще было 16 миль, некоторые слои облаков были ярче, а другие темнее, чем облака над открытым морем.
Меня озадачило то, что мой учитель явно игнорировал заметный зеленоватый оттенок, который приобрели нижние слои облаков над Таравой и который всё отчетливее также проявлялся и над Мананой. Я знал, что это было отражением больших мелководных лагун, так как встречал его подобие в Индийском океане. Но это явление здесь было выражено так отчетливо, что я обратил на него внимание Иотиэбаты. На секунду замешкавшись он ответил:
«Я не хотел унижать тебя, упоминая этот зеленый цвет. Ты ведь по-своему, некоторым образом, всё же навигатор, но даже европейцы могут заметить этот очевидный признак»».
1212, вышли из марины Кашкаиш. Волна в море успокоилась, но не совсем. Ветер около двух баллов с берега.
Стас и Дмитрий в красном.
Встали под паруса. Лодка плавно пошла на юг. Хорошо бы этого ветра хватило до вечера.
Туман. Утром он подошел сплошной стеной с моря. Сейчас уже поредел, но все равно, горизонта не видно.
1240, ветер около 10 узлов. Мы идем со скоростью 6 узлов.
1330, мимо в тумане прошло большое грузовое судно. Ветер скис. Завели двигатель.
1500, ветер.
1815, удивительно, собираясь в море сегодня думал, что будем плестись на моторе, а мы идем под парусами. Да, неплохо!
2200 пришли марину порта Синес. Прошли 58 миль. Внешние молы охватывают большую акваторию, но такое ощущение, что еще не достроены: очень короткие. Глубина шельфа там, где строят молы, — 50 метров. Конечно, это стройка века. В итоге марина, где мы встали, почти открыта с южного направления. Сейчас волна успокоилась, а три дня назад представляю, как здесь было. В марине почти нет лодок.
Гуляли по городу и поняли, что это родина Васко де Гама.
6 января
Ночью надоело слушать скрип швартовых — потравил носовой шпринг на 15 сантиметров и лодка замерла, скрип исчез.
Тягуны (длинная продольная волна) в Португалии — это проблема. В море волна всегда есть, а марины прикрыты как-то не серьезно, лодки таскает взад и вперед. Оригинальный способ смягчить рывки на корпус пришвартованой лодки.
Утром, чтобы взбодрить дежурных и весь экипаж, включил Вебасты. Работают обе! Как в нормальном сибирском грузовике!
0911, вышли из города Васки де Гама. Не слишком удачное место для стоянки. Единственный плюс этого местечка — удобное расположение на перегоне между Лиссабоном и Лагошем.
0930, встали под паруса. Ветер два балла с берега.
1100, ветра мало. Неровный, периодически помогаем ему мотором. Ставим и убираем паруса.
Приборка. Ночью Рождество. Надо успеть прибраться и встать к берегу. С прошлогодней Рождественкой ночи у меня такая примета.
1720, наконец, бриз перестал ломать наш ветерок с берега. Начинает дуть обещанный юго-восток. Отсчет лага 75899 миль.
1850, прошли мыс Кабо-де-Сао-Висенте. В небе сияет Рождественская звезда.
1940, лавируемся у мыса Понте-де-Сагрес.
2000, Стас утопил телефон. Так думаю, что это плата за наше сегодняшнее шарахание по морю в Рождественскую ночь.
2230, продолжаем лавироваться в сторону Лагоша. С юго-востока из Гибралтара приходит волна. «Джульетту» раскачивает, но не бьет. Меня беспокоит то, как мы будем заходить в канал Лагоша. Когда мы туда подойдем, течение будет из канала, а волна — в канал. Глубина на входе 2.5 метра. Уровень малой воды 1 метр. Значит, у нас под килем будет метра полтора. Но волна с моря против отливного течения наверняка встанет на дыбы. Вспоминая, как мы сели на мель во Франции при входе в Давить, читаем и перечитываем лоцию. Ничего не сказано о проблемах с заходом.
2350, начинаем входить в канал Лагоша. Стас на баке стоит с фарой. Дима помогает мне с навигацией. Я за рулем. На малых ходах заходим в канал. Волна есть, но терпимая. С глубиной под килем 1.5 метра вошли в канал.
7 января
0008, пришвартовались к гостевому причалу. Гора с плеч. Теперь можно сесть за стол и сказать — с Рождеством!
Утром, когда заправлялись топливом, спросили у работника марины, что он думает про вход. Он спокойно ответил, что лодки часто задевают килем дно на заходе в канал. Последний раз неделю назад. Так я понимаю, это было, когда был штормовой южный ветер.
Отсчет лага 75936 мили. Этап закончился благополучно.
Яхт-школа «Морские практики»
С этого года я собираюсь вставлять в записи судового журнала немного теории. Собственно, это конспекты наших занятий на борту «Джульетты». Короткие записи с поясняющими рисунками. Те кому не нужно, эти картинки легко пропустят. Ну, для тех, кому нужно немного повторить материал, наши картинки лишними не станут.
Итак, первое с что мы учим, это — морская терминология. Что такое парусная яхта, как и что называется, самые общие понятия, в которых не надо путаться…