11 ноября. Марина Каштела
На борту учебной лодки «Ана» — Dufour 410 экипаж: Ян Кандюшин, Энки Штэйнгард. Завтра подъедет Никита Нафиев.
Вторая группа осенних мастер классов в Хорватии. Первый день обучения самый не легкий. Нужно успеть познакомится с лодкой, сориентироваться на палубе и внутри. Услышать все инструкции. Разобраться с веревками и начинать практиковаться.
После теоретической части — швартовались кормой и лагом к внешнему причалу марины Каштела. Почти шквальный ветер над Адриатикой.
В конце рабочего дня перешли в марину Сплита. Ветер в заливе поднял отвратительную встречную волну. Долго и глупо тащились против нее на моторе.
1800, пришли в марину Сплита, встали лагом к одной из стенок. Ветер до 25 узлов.
Приехал Никита Нафиев, теперь все на борту.
12 нроября
Утром занятия по теория — записываем термины.
1130, отошли от причала. Отрабатываем швартовку кормой. Вчерашнего ненастья нет и в помине. Солнце и слабый западный ветерок. Швартовки — сплошное удовольствие. Можно маневрировать на малых ходах. Почувствовать массу и маневренность судна. Это рулевым, а матросам нужно вовремя задать наветренный швартов, чтобы рулевой мог в него упереться.
1320, закончили швартоваться. Поставили паруса, идем в Трогир. Ветер окреп до 25 узлов.
1400, взяли рифы на гроте.
1510, встали на якорь в бухте Маваршиска.
1605, снялись с якоря. Встали под паруса, лавируемся в Трогир. Главная задача штурманской работы сегодня — научиться видеть натуру на карте и карту в натуре. Остальное все просто, но это с первого раза хорошо, без подсказки вести судно почти не дается.
1730, неожиданно, когда прошли Ворота входа в залив Трогира, в темноте, подул очень сильный порывистый ветер. По моим ощущениям около 40 узлов. Убрали грот. На половинке стакселя идем со скоростью 7-8 узлов. Экипаж регулярно накрывают гребни коротких волн, темень, дождь, холодно.
1755, встали к городской стенке Трогира. Слава Богу, сюда под стены крепости ветер уже не залетает.
13 ноября
Утром рисовали схемы постановок на якорь, швартовок и прочих элементов «хорошей морской практики».
Швартовались к городской стенке. Сегодня воскресение, набережные кафе забиты народом. Со своими швартовками мы устроили шоу для досужего народа. Можно было бы с шапкой по кругу пойти.
1220, идем дальше. Ветра сегодня нет, топаем на моторе.
1345, встали на якорь. Обедаем. В бухте, напротив нашей стоянки отдыхает старый рыболовецкий флот.
1430, снялись с якоря. По Пути в Рогозницу занимаемся навигацией.
Замечательная у нас сложилась комбинация: Сегодняшний штурман берет пеленги и ищет место нашего положения на карте, кеп — вчерашний штурман ему помогает, а боцман в это время за рулем. Все при деле.
1650, пришли в Рагозницу, в марину Фрапа. Вечером на прогулке снова вижу съемную ступеньку на форштевне рыбацкой посудины.
14 ноября
Занимались знаками навигационной обстановки.
Швартовались к торцу входного понтона. В марине кроме нас никого, осень, легко дышится.
1200, закончили швартовки. Идем в Скрадин.
1410, лавируемся против северного ветра. Пытаемся понять где мы. Ветерок понемногу раздумает, уже взяли рифы на гроте.
1650, прошли мимо Шебенника. Лавируемся в озере.
1850, пришли в Скрадин. Встали понтону в полной темноте.
15 ноября
Традиционная прогулка на водопады.
1120, швартуемся рядом с пустыми понтонами марины. Швартуемся кормой. Швартуемся лагом под парусом.
1250, вышли из Скрадина.
1330, встали под паруса и маневрировали под парусами в заливе.
1650, пришли к городской стенке Шибенника.
16 ноября
МППСС -72. Правило 5 НАБЛЮДЕНИЕ.
Утром занимались швартовкой лагом к городской стенке. Лебеди кругом.
Перешли к причалу у крепости на входе в канал Шибенника.
1430, закончили швартоваться лагом к маленькой пристани у крепости. Замечательный солнечный день. Стартовали на Вис. Ветра нет, идем на моторе, занимаемся навигацией. Кстати, карт-плотер сдох. Контакты флешки у него наверное окислились и он не работает. Вот такое подтверждение простой истины — капитан должен уметь ходить по бумажной карте. Новая лодка и такой конфуз. Только не для нас, не для морских практиков. Нам так даже веселее.
1628, закат солнца. До Виса 27 миль.
1810, расходимся с рыбаками, которых здесь как всегда хватает. Это мы сегодня удачно позанимались МППСС «Огни и знаки». Сначала рыбаки несли зеленый и белый круговые огни, потом легли в дрейф и зажгли два красных круговых.
2020, до Виса еще час пути. Штурман лихо считает наше место, почти без ошибок.
2230, пришли на Вис. Долго швартовались — искали рабочую колонку с электричеством и водой.
17 ноября
Занимались картографией.
1140, отошли от городской стенки.
Поняли паруса, «спасали человека» , крутились вокруг острова, маневрировали.
Перешли на остров Св Климент.
1530, встали на якорь «под парусом». За пол мили до места убрали грот, за три корпуса свернули стаксель. Так как по условию задачи «движок не работает» — якорь отдали вручную, раскрутив стопорную щечку.
1630, снялись с якоря. Идем в Милну. В проливе качает.
1900, пришли в Милну.
Вечером занимались метеорологией.
18 ноября
Занимались радиоделом. Кормили котов.
1200, вышли из Милны. Заправились.
1230, поставили зарифленные паруса. Ветер 22 узла. Начинаем маневрировать под парусами — крутимся вокруг острова рядом с проливом Сплитские врата. Простое и очень эффективное упражнение в которое входят две лавировки по ветру и против ветра.
1430, идем в Каштелу.
1600, причалили в Каштеле.
Мастер класс закончен а с ним и учебный 2016 год. За прошедшую навигацию в школе «Морские практики» прошли обучение и получили дипломы: 7 квалифицированных матроса, 1 вахтенный начальник, 8 капитанов дневного плавания, 5 капитанов прибрежного плавания, 3 капитана открытого моря.
Фотографии Евгения Шкаруба, Никиты Нафиева. Рисунки Энки Штэйнгарда.