5 сентября. Остров Лимнос
1530, отошли от причала порта Мирина. Пекло страшное. Идем в Турцию. Сменили греческий бело-синий флаг на красный турецкий. За три месяца Мельтеми превратил греческий флаг в лоскутки.
Продолжаем плавание в Стамбул. За прошлую неделю мы прошли около 250 миль из Афин в северную часть Эгеского моря. Впререди пролив Дарданеллы и Мраморное море. На борту «Джульетты» экипаж: Александра Соколец, Дмитрий Друганов, Полина, Евгений и маленькая Варя Шкаруба.
2330, встали на якорь у острова Бозкада. Координаты 39*50.8’N 025*58.5’E. Вокруг стоят на якорях грузовые корабли. Темно, ветра почти нет, мы ждем его завтра утром с южного направления, с ним собираемся пройти Дарданеллы. До входа в пролив около восьми миль.
6 сентября
0610, снялись с якоря. Ветер восточный, слабый. Ночь прошла спокойно. В утренних сумерках спешим к входу в пролив.
Большие грузовики заруливают в Систему разделения движения. Идут с нашей скоростью, иногда мы их обгоняем. Турки пересекают полосы движения как хотят, под любыми углами, но не видно, что это кого-нибудь беспокоит.
0820, вошли в пролив. Где-то слева стояла Троя. Лоция пишет, что с воды должна быть видна могила Ахилеса. Могилу не видим.
Однако, встречное течение в проливе. Когда мы в него уперлись, только в этот момент я понял, что вода, которая впадает в Черное море с речками и еще там с чем, должна ведь куда-то деваться. Конечно, здесь идет постоянное течение с севера. Понятно, что парусникам лавироваться против ветра здесь было не просто. Вот вам и Сцилла c Харибдой.
1030, подул попутный ветер. Встали под паруса. Ширина пролива в узких местах меньше мили, длина около 35 миль. Дальше еще миль 50 узкого горла. В проливе оживленно. Берега густо заселены, с одного на другой бегают паромы. Осваиваю прием фотографирования айфоном через бинокль. Дима показал!
1100, парусное судно «Star Clipper» на встречу. Попутный ветер до 25 узлов. Несемся чистым фордаком.
Военные, перескопный вод.
1415, вышли в Мраморное море! Это наше следующее препятствие. Мраморное море вытянуто с Юго-запада на Северо-восток. Это как раз по розе ветров от NО. То есть, идти против того же Мельтеми. Протяженность Мраморного моря не большая, чуть больше ста миль. Лоция как ни странно предлагает держаться не северного (подветренного) берега, а южного (наветренного), утверждает, что около южного берега ветер слабеет. Мне это странно. После долгих размышлений решились послушать лоцию и идти на южную сторону. Ночью подует ветер от NO и тогда нам берег уже не поменять.
1920, встали на якорь напротив городка Карабига.
7 сентября
0125, ветер развернулся, подул с моря. Небольшой мыс который должен был нас прикрывать (опять по словам лоции), ни фига нас не прикрыл. Снялись с якоря. Идем прятаться к полуострову Осаклар. Идти туда около 20 миль. Расстояние всего ничего, но волна на этом расстоянии поднялась так сразу и так на дыбы, что я проклял и лоцию и свою доверчивость. Лодку начало прикладывать носом о волну, как гвозди забивать. Пробовал идти галсами, ставил и убирал стаксель — ничего не помогало. Мучительный переход длинной в пять бесконечных часов.
0620, встали на якорь рядом с городком Эрдек.
0840, перешли в гавань к рыбацкому причалу. Не надеялся найти место, но Поля вышла наверх с Варей на руках и нам сразу показали свободный кусок пирса.
Отдыхали. Следующие пару дней дороги на северо-восток для нас нет, пока не стихнет встречный ветер.
8 сентября
Занялись оформлением входа в Турцию. Взяли машину и поехали в город Бандирма искать агента. Оказалось, что оформить заход яхты в Мраморном море сложнее и дороже чем в Мармарисе. С нас запросили в два раза больше денег и кроме того, мы должны были присутствовать лично при оформлении бумаг. Отказались заниматься бумажной волокитой (напрасно).
Катались по окресностям. Устроили пикник.
Заехали вглубь полуострова Осаклар к развалинам монастыря.
9 сентября
Отдыхали, прибирали лодку.
10 сентября
1100, стартовали из Эрдека. Прогноз обещает, что мы сегодня сможем пройти в Стамбул. Будем надеяться что так и будет. Здесь, на подветренной стороне полуострова Осаклар погоду не понять.
1315 вышли из-за прикрывающего мыса. Ветер около трех баллов. По морю еще бродит волна, надеюсь она скоро успокоится. Поставили зарифленный грот и стаксель. Кажется, проскочим сегодня в Стамбул или его пригород. Все неплохо, но мухи одолевают. Прихватили их с собой пару десятков — бьем бьем, а они не убывают.
1430, завели мотор. Ветер скис до вечера.
Варя развлекается как может в дороге.
1710, начинается северный ветер. Идем под парусами.
1840, море разгладилось. Идем вдоль полосы разделения движения с хорошим креном и скоростью.
1920, взяли рифы на гроте. Ветер до 22 узлов.
2015, сделали поворот на правый гал, начали пересекать зону разделения движения. Получается как раз под прямым углом, как в школе учии.
2055, какой-то сукин сын в темноте не дал нам дороги в Зоне разделения движения. Облажили его по всякому, посветили «пять коротких» фонарем ему в рубку, немного поматерили в рацию и все. А, что делать, он ответил нам мигалкой и был таков. Это рыболовный траулер идет домой. Может зря мы на него так разобиделись.
2120, вышли из Системы разделения движения.
2230, встали на якорь в бухте недалеко от Стамбула. Координаты 40*58.9’N 028*35.7’E.
Прошли Мраморное море.
Длина Мраморного моря всего 110 миль, но если попасть во встречный ветер, можно сражаться с волнами долго и муторно. Поэтому пересекая его с Запада на Восток, лучше иметь запас времени несколько дней, чтобы переждать непогоду.
11 сентября
0745, снялись с якоря. Идем мимо рыбаков, грузового порта, набережных. Рыбацкий порт прикрыт мраморным молом. Нигде такого не встретишь.
Вот такой нам вчера дорогу не дал.
0850, пришли в марину Атакой. Марина считается самой лучшей и дорогой в Стамбуле. Срочно оформляем вход в Турцию — Саша и Дима завтра уезжают, им нужен штамп о въезде. Оказалось, что Стамбул самое неподходящие место для оформления входа в страну.
Приехали Женя и Валерий Константинович Бабичи. Отмечаем встречу.
12 сентября
Гуляли по Стамбулу. Не ожидал, что здесь будет так красиво. Голубая мечеть.
Интерьеры Софии.
Что интересно означают эти заштрихованные поля?
А вот эти «карябки» на мраморных перилах означают понятное «Здесь был Вася»!
Всегда с большим удовольствием читаю вахтенный журнал.
Спасибо вам за него!