"Реки текут на север. Ребята бредут - по пояс - по рекам. Белая ночь над нами легонько брезжит. Я ищу. Я делаю из себя человека. И вот мы находим, выходим на побережье"… И.Бродский
18 августа. Бухта Благополучия, Соловки
Заканчиваются «домашние практики» в Белом море. Почти два месяца холода, дождей, путешествия сурового туристического формата, встреч с потомками поморов — людей, живущих морем, таких, каких нет больше нигде. Если было не так экстремально тяжело по погоде этим летом, то мы, наверное, многое бы не поняли, но нам повезло: нахлебались и оценили.
Впереди последняя неделя практик: возвращаемся к месту прописки «Морошки», в Северодвинск. Вчера и позавчера не выходили в море, ждали когда пронесется штормовой ветер с севера.
Попрощались с Товариществом северного Мореходства, они только что вернулись из первого плавания «Святого Петра» в Архангельск.
Надеюсь подбить их когда-нибудь построить копию поморского судна, например, такую, как шняка Михаила Наймарка, на которой мне посчастливилось десять лет назад пройти с Соловков до Сон-острова.
Шитая без гвоздей, с парусом и веслами и с костром внутри.
Это впереди, а пока у нас солнечно, тепло и нет ветра. На борту «Морошки» экипаж: Кирилл Кондратьев, Арина Окунь, Елена Некрасова и Евгений Шкаруба.
1120, подхватили Кирилла из бухты «Елочки», где он жил и ждал погоды последние дни. Идем на моторе.
1145, огибаем Печак — мыс встречи и расставания с Соловками.
Разобрались с приливными течениями. Скопировал таблицу приливов у острова Сосновец. Сегодня Полная вода на Сосновце будет в 1411. По атласу течений видим, что попутное для нас течение в Восточной Соловецкой салме начинается за 3 часа до Полной воды на Сосновце, то есть в 1111. Это течение будет работать на нас в течении шести часов. Максимальная скорость составит два с половиной узла. Переход от Соловков до острова Жижгин — шестьдесят километров, как раз успеем пройти с попутным течением. Лена сегодня рулевая.
Рядом с Малой Муксалмой на банках сезонники косят водоросли.
Поталкались среди лодок и двинулись к Жижгину.
1830, пришли к причалу Жижгина. У причала стоят карбасы заготовителей водорослей. Никого не видно, наверное, развешивают ламинарию, которую накосили за день. Через пять минут к нам пришли бригадир сезонников и двое военных, спросили откуда мы и куда, документов не спросили, любезно проводили к маячникам на ночлег. Маячники Юрий и Светлана пустили ночевать в один из пустующих домов.
Вечерний маяк.
19 августа
Ночью военные и маячники не спали. Рядом с трех часов ночи ходила наша подводная лодка.
Утром собирали грибы, ели чернику и рассмотрели хозяйство сезонников. Причал для разгрузки водорослей.
Прочитали объявление, подумали, что 5 тысяч рублей получает рабочий за один выход. Получилось 100 тысяч за двадцать рабочих дней. Неплохо. Но подошел бригадир и объяснил, что эта сумма на восемь человек. В сезон за три месяца рабочий получает около 70 тысяч рублей. Увы.
После того, как ламинарию привезли на берег и разгрузили, ее нужно развешать на вешелах и просушить. Если солнечно, то водоросли высохнут за день, если солнца нет, то будут сохнуть долго и потеряют ценность, на них не заработаешь.
Карбасы заготовителей.
Створы.
Кладбище старых лодок. Всегда меня привлекают эти старые корпуса. Красиво уходят корабли, медленно прощаются с жизнью и морем.
1100, вышли с Жижгина. Солнечно, ветер попутный и слабый. Ненадолго ставили паруса, в основном продолжаем идти на моторе. Ночью ветер был, но мы его пропустили из-за того, что накануне решили выходить в 11 утра, не хватает
1300, прошли Летний Наволок. В Народе это местечко называется «Дураково». Петр I , когда проезжал этими местами, сказал, что здесь жить могут только дураки, так их и окрестили, а до этого было село «Преображенское».
1425, причалили к берегу попить чайку. Бесконечное перетаскивание барахла на берег и обратно. В будущем обязательно заведем примус на борту.
Костер. Сколько их было за последнее время…
В таких песчаных барханах первобытные люди строили свои землянки и осваивали жизнь на берегу Белого моря.
1700, идем дальше в Яреньгу. Продолжаем практики по ролям: рулевой, штурман и боцман. Каждый день меняемся ролями: боцман становится штурманом, тот кто вчера был штурманом, становится рулевым, а рулевой — боцманом. Такой круговорот помогает сориентироваться в узком кругу задач. Боцман отвечает за якоря и веревки, штурман за навигацию, а рулевой — рулит. Все просто и понятно.
2010, прили к Яреньге.
По Полной воде успели протиснуться в устье реки.
Прикрылись от моря песчанной косой и даже нашли деревянный трап. Ох, натаскаем теперь песку в лодку.
20 августа
Утром пришли лошади.
Коса прикрывает устье от моря, на ней стоят амбары и хранятся старые и новые лодки.
А вот промысловая лодочка 1958 года. На такой уходили в зимнее море, переезжая с льдины на льдину и били морского зверя.
Такая лодка должна быть легкой. Смотрите, даже банки подтесали.
Передняя банка в самом носу лодки с отверстием для мачты. На лодке можно было установить две небольшие мачты без стоячего такелажа.
Хорошо бы заказать копию этой лодочки местным мастерам.
Замечательная, живая деревня.
0900, вышли из Яреньги. Идем мимо Унской губы в речку Чукча, что рядом с Красной Горой.
Если один раз разберешься с постановкой паруса без подсказки — это хорошо.
1330, пришли в Чукчу. Войти в речку сразу не смогли, нужна Полная вода.
Рядом стоит катер, наверняка браконьеры, опасливо ходят проверять свои сетки. Гуляли в деревню Красная Гора.
По пути Красногорский маяк.
Разговаривали с местными дачниками. Деревня, как большинство поморских деревень, изолирована от сухопутного мира, но далеко не все хотят новых дорог, боятся наплыва москвичей, которые приедут и все скупят.
21 августа
1045, стартовали в Яреньгу. Тепло, на море настоящее лето.
Под парусом и на моторе через четыре часа пришли в Сюзьму. Ветер слабый, с берега, волны почти нет. Полная вода завтра около десяти утра, а нам нужно выйти в Северодвинск пораньше, проскочить до встречного ветра, который начнется с обеда.
Лена взялась испечь лепешки.
И они получились на славу. Не зря мы таскали эту муку.
22 августа
0130, проснулся от того, что «Морошка» начала бить днищем песок. В третий раз за ночь вышел в кокпит, чтобы отодвинуть лодку подальше от обсыхающего берега. Вторая половина августа, а темноты все еще нет, на севере бродит заря. Ветер с берега до двух-трех баллов, то, что нам нужно.
Надел бродни, спустился в воду, вышел на берег. Костер почти прогорел. Нашел две тлеющие головешки, сложил их вместе —и костер снова ожил. Подбросил сучьев, появились языки пламени. Повесил котелок над огнем и решился будить Арину и Кирилла. Подъем был назначен на полшестого утра, но ветер как раз такой, чтобы выходить, а к обеду он встанет встречным и поднимит волну.
Арина в темноте, еще не понимая, что только два часа ночи, пошла будить Лену. Лена ночует в доме у местных жителей. В два ночи разбудили добрых людей…
0230, собрали пожитки и поставили паруса. Ветер с берега. Сначала получалось идти багштагом правого галса, потом ветер зашел на чисто-попутный, несем бабочкой генакер и грот. К пяти часам утра все изрядно замерзли, но к семи выглянуло солнце. Приободрились.
0830, ветер зашел на северный, небо закрыло облаками. При пересечении фарватера, который ведет в гавань Северодвинска разошлись с подводной лодкой. Наверное, это та самая, которая ночью стреляла и нам спать не давала.
В девять утра подобрали Дмитрия напротив пляжа Ягры и под его лоцманским руководством пришли к месту стоянки в Северодвинске.
Холодная навигация 2015 по Белому морю закончена. «Морошка» оправдала наши надежды. Немного позже оформлю свои впечатления о лодке. А сейчас хочется сказать большое спасибо всем м-практикам, которые откликнулись и приехали к нам сюда, на Север!
Уведомление: Белое море 2016