9 августа, Онега
Ночевали в гостиннице напротив причала. «Морошка» ночью обсохла.
По реке ходит «Заря». Еще одна стоит рядом с нашей стоянкой.
Рассмотрели ее повнимательнее. Лобовое стекло закрыто деревянным щитом. Остальное все в сборе, «Заря» готова отправится в путь, даже рупор в углу стоит. На стенках инструкции. Рычаг на боковой панели — отдача кормового якоря (ручник).
Утка алюминиевая, умница.
На борту «Морошки» экипаж: Александр Горожанцев, Михаил Колядко, Павел Мансуркин, Евгений Шкаруба. Впереди вторая часть плавания по Онежскому заливу вдоль Лямницкого берега на Соловки.
1440, отошли от причала, идем на Кий-остров. Ветер встречный до 25 узлов на порывах. В реке короткая злая волна, идем против нее на моторе. «Морошке» такая волна нипочем. Бодро кивает носом, не черпая воды на палубу, только брызги летят.
Местные капитаны объяснили, как найти короткий фарватер на Кий -стров. Расстояние всего 14 км.
1620, пришли на Кийостров.
Здесь светит солнце, тепло. Игрушечный дом отдыха. Деревянные жилые корпуса, столовая, административный корпус с библиотекой, теннисным столом, баня, клуб. Посреди двора стоит ваза с желтыми цветами эпохи сталинского ампира, не хватает только гипсового пионера с горном. Посреди острова отдыхают храмы 17 века, монахов не видно. Все чистенько, хозяйственно, на советский манер.
Белье сушат с освежителем «СЕНО».
Библиотека отдыхающего.
Лавка.
Шахматы.
Комфортно стоим у причала. Регулярно обсыхаем на песочке.
Меньше чем за сутки у нас, как у собаки Павлова, выработался условный рефлекс: в 9 часов завтрак, в 13 часов обед, в 16 часов полдник (компот с пряником), в 19 ужин. Ничего не пропускаем.
10 августа
Мылись в бане и ждали, когда утихнет Северо-западный ветер. Раздуло не на шутку. Похоже на осенний шторм, только короткий, завтра стихнет и можно будет идти дальше.
Пока на море встречный ветер мы благоденствуем в домике с названием «Рыбацкий стан». У нас есть своя веранда, свои костер и посуда, отдыхающие идут к нам жарить пойманную камбалу и варить грибной суп из собранных грибов, а также отмечать дни рождения.
11 августа
0820, вышли с Кий-острова. Встречный ветер почти утих, осталась волна, идем на моторе. Спешим подняться к Соловкам и по пути посмотреть две поморские деревни: Пурегу и Лямцу.
1430, пришли к устью реки Пурнема. Водные часы показывают около четырех часов до Полной воды, сейчас в реку к деревне нам не пройти. Только настроились на долгое ожидание, как с моря показался небольшой карбас синего цвета с мачтой. Местные жители, два брата Михаил и Сергей Кожевины, предложили оставить нашу «Морошку» на якорях, перебраться на карбасе в деревню, а когда вода поднимется съездить за ней на «казанке». Попутно с переправой Михаил пригласил нас к себе на ночевку.
Михаил профессиональный рыбак. Сначала ходил на колхозных траулерах, теперь работает в частной компании электромеханником. В родную деревню приезжает в отпуск, восстанавливает дом. В деревне постоянно живут около ста человек, летом приезжают еще двести «дачников». Лодок на деревню всего две: у Сергея и его дядьки. Незачем поморам стало ходить в море. Ставить неводы им практически запретили, кроме того почти ни у кого из местных жителей нет прав ГИМС. Чтобы получить права, нужно ехать на курсы в Онегу на три недели, и это летом, в самую горячую пору. Инспектора штрафуют всех подряд, и на них нет никакой управы. За две недели плавания по Онежскому заливу мы не встретили и десяти лодок!
Вечером съездили за «Морошкой», парились в бане и ели уху из зубатки.
Пурнема.
Половина домов стоит в руинах, половина живы.
На магазине объявление приглашает на субботник: перекрывать крышу на местной церкви. В деревню приехали волонтеры фонда «Вереница». Самые разные люди из самых разных городов, профессий, объединяются, скидываются деньгами, нанимают специалиста и проводят свой отпуск восстанавливая, спасая наше наследие. Вот так.
11 августа
0730, стартовали по Полной воде. С попутным ветром, вдоль берега идем в Лямцу. Идти всего 28 км, с нами попутное течение, прибавляет скорости два узла.
0950, пробовали подойти к берегу напротив Лямцы. Не получилось из-за волны, идем на Соловки, по прогнозу уже ночью может задуть встречный ветер от NW.
Несем генакер и грот. Попутное течение до часа дня тянет нас в перед, потом поворачивает на встречное, волна становится короткой и крутой, качает «Морошку».
С семи вечера попутное течение снова разгладило море. Ветер скис, туман. Подходим к Соловкам.
2130, пришли на Соловки, встали в небольшой бухте «Ёлочки» рядом с базой ПИНРО. Неподалеку стоят два катамарана и группа детей с учителями.
12 августа
Перешли в Соловецкий поселок. Отдыхали, гуляли по Кремлю.
Хвастался воротами, когда-то я их ковал. Реставрационное дело в СССР было поставлено на широкую ногу. Можно было год потратить на изготовление таких ворот. Когда музей готовил документы в ЮНЕСКО, мои ворота датировали шестнадцатым веком.
13 агуста
Раздуло. Выходили к «Тамариному» причалу, поснимали «Морошку» под парусами. С такелажем еще нужно будет разбираться. Но в целом — лодочка ладная.
14 августа
Вечером начался шторм от NW.
Живем в бухте, недалеко от поселка. Столько костров как в это лето я не жег уже лет десять, наверное. Нигде в мире не жгут костров. Помню только Норвегию, где мы прятались, чтобы пожечь костер, помню Лабрадор, где никого не было вокруг на сотни миль… И все. Только в России можно жечь костры… Великая страна.
Ненастье, темень, ветер гудит в проводах и идет дождь. Ловлю себя на том, что еще одно соловецкое лето кончается и что я уже грущу по нему, уходящему.