Соловки, бухта Благополучия
«Морошка» пришвартована к понтону Товарищества северного мореходства. Отдыхаю с друзьями и устраиваю новый бушприт. Удивляюсь себе и думаю, как это я на планировал такое лето, что ни присесть, ни пристать некогда. Наверное, пожалел время: северное лето короткое…
25 июля
На «Морошку» приехал новый экипаж: Марина Литвинцева, Наталья Чернова, Марина Буланцева. Капитан — Евгений Шкаруба. Встреча на Тамарином причале. Более женского экипажа у меня еще не бывало.
26 июля
Днем девушки гуляли по Соловкам под присмотром Даши Морозовой, а я закончил ремонтировать рангоут. Вечером отметили День Военно-Морского Флота походом на Заяцкий остров. Здесь в 1712 году в церкви Андрея Первозванного Петр Первый освятил Андреевский флаг.
Стрельнул в Товариществе флаги расцветки. В компании со «Святым Петром» вышли в море.
Поднимали прямой парус. «Морошка» без труда бежала со скоростью пять узлов. Все бы хорошо, да не хватает нам пока такой железяки, которая называется раксбугель с гаком. Это железное кольцо, которое удерживает рею рядом с мачтой.
Лодка вооружена разнообразно: у нас и прямой парус, и гафель, который можно нести со стакселем и геннакером. Стоячий такелаж и проводка веревок устроены кое как, но это поправимо. Лодка мне все больше нравится.
27 июля
Даша провела экскурсию для Марины, Наташи и Марины. Даже одолжила свой сарафан.
1700, отошли от гостеприимного понтона Товарищества. Переходим на Анзер. Поставили прямой парус и с попутным юго-восточным ветром идем на запад.
Пошел дождь. Сначала небольшой с перерывами, потом сплошной, переходящий в холодный ливень. Через пару часов мы здорово намокли. Зарулили в Сосновую бухту, прошли между каменных банок. Я здесь в первый раз.
2130, встали у разбитого причала Новососновая.
Раньше здесь располагался один из участков по добыче ламинари, сейчас он не работает. Есть старый дом (тоня), в который время от времени наезжают рыбаки, полуразвалившийся сарай и вешала для сушки водорослей. На наше счастье дом свободен и в нем есть дрова. Печка дымит, грязненько, но не нам сейчас привередничать.
28 июля
Ночью шел дождь, утром его сменил туман.
После завтрака сквозь облака выглянуло солнце, мы пошли прогуляться в Саватьевский скит и на Секирную гору.
Скит в этот раз не показался.
Зилочка понравилась.
И заросли белоголовника.
Прогулка заняла шесть часов, шли по мокрой избитой дороге, в конце снова хлынул дождь, мы устали, промокли и поэтому решили остаться в Новососновке еще на одну ночь. Быт в этой гостинице смущает нас все меньше и меньше. Помниться, в давние годы мы с Сергеем Морозовым, бывало, спасались по рыбацким тоням, пережидая встречный ветер и непогоду. Что же, все возвращается, ничего не изменилась. Слава Богу.
Размышления о том, чего не хватает в этом плавании: бумажных полотенец (они все так же актуальны здесь, как и в круизном плавании, и также легко утилизируются в костре), еще не хватает сметаны для грибного супа…
29 июля
0930, собрались с духом и отошли от берега. Идем между банок Сосновской бухты по старому треку.
0933, на западе от нас отчетливо видим смерчь, сначала один, потом два. Что же это делается с погодой?! Всякое я уже видел на Белом море, даже снежные шквалы как-то раз, но чтобы смерчи… Вообще-то безобразие, других слов у меня нет.
1030, встретились с яхтой из Москвы. Капитан сразу отметил, что у нас неправильно висит флаг, что прогноз на сегодня не бъет и что смерчей здесь не бывает. На этом гордо удалился на Соловки.
1300, причалили к мысу Кеньга. Марина, Наташа и Марина сошли на берег, а мы с «Морошкой» перешли в Капрскую губу.
1400, пришел в Капрскую губу. На якорной стоянке полно катеров которые возят сюда паломников и туристов.
Успел прогуляться на Голгофу.
2000, перешли в Долгую губу на Большой Соловецкий остров. Девушки, не смотря на дождь, в первый раз поставили свою палатку. Палатка великовата для нашего походного формата. Такие хоромы нужно ставить раз в неделю путешествуя на машине.
Наташа принарядилась для комаров.
29 июля
0930, заканчиваем кругосветку вокруг Соловков. Идем в Соловецкиий поселок.
1130, плутаем между банок на большой отмели напротив Муксалмы. На море штиль. Заготовители водорослей вышли в море всей флотилией. Зрелище фантастическое: мужики косят траву посреди моря и стогуют ее в своих карбасах.
Пять часов на лодке в Белом море прожить холодно, даже если светит солнце.
Можно пытаться это время только переспать.
Вот и бухта Благополучия. Я дома.
30 июля
Переночевали в поселке и стартовали на Кузова.
Решили попробовать встать в новом месте на Русском Кузове. Давным-давно я ходил сюда на яле.
Поднимались наверх. Больше не пойду туда. Большая часть сейдов разрушена. Нет сил смотреть на это. Здесь когда-то стояли десятки и десятки сейдов, а теперь их просто нет. Есть новодел. Еще вот этот крест появился, основание которого, думаю, сложено из тех камней, что были древними сейдами.
Почему Преподобные Савватий, Герман и Зосима, а за ними и следующие поколения монахов не разрушали, а понимали, чувствовали значимость этих свидетельств древнего человека, а наше общество настолько дико? Всего за двадцать лет исчез шедевр простоявший тысячи лет.
Вечером пошел дождь. Спаслись у костра и в палатке.
1 августа
Завершили плавание в Рабочеостровске. Грустно от Кузовов и от расставния.