Турция
Заканчивается практика «Джульетты» в турецких водах. За полтора месяца мы успели покрасоваться гирляндой гостевых флагов шестидесяти шести стран, в которых побывали по дороге из Турции 2010 в Турцию 2015. Гирлянда получилась длинной, почти от палубы до топа мачты. Принимали поздравления от наших соотечественников, которых так много приезжает сюда на майские праздники.
Провели два мастер-класса для капитанов. Хорватия мне ближе, потому что я все там знаю, но здесь, в Турции, тоже хорошо. И ветер каждый день, и бухты, заливы, якорные стоянки. Одним словом, все, что нужно для занятий.
Варе исполнился год!
Две недели «Джульетта» стояла на кильблоках на верфи в Мармарис Яхт-марине (подъем на две недели 1350 евро + 100 евро деревянная лестница с перилами). Здесь мы устранили течь в дейдвудном устройстве (350 евро); пошкурили и покрасили днище необрастающей краской (красил сам, краска дешевая, International, 10 литров — 200 евро) ; отполировали надводную часть корпуса (теперь не стыдно на люди показаться, 750 евро); починили туалет (100 евро), переустановили навигационную систему (100 евро), поменяли выхлопную трубу (100 евро). По пути обнаружили, что корпус глушителя двигателя прохудился, сняли его и заварили, но, кажется, неудачно (150 евро). Про деньги пишу потому, что это полезная информация. Удивлены ценами на подъем и стоянку. Кажется очень дорого после Новой Зеландии.
Полировка бортов. В следующий раз буду делать это сам, а в этот раз не успел.
Деревянную лестницу нашли не сразу. Но уж как нашли, так целый лес.
Семейный силуэт Шкаруб.
На верфи уже почти не осталось лодок. Сезон начался. Но кое-что еще можно посмотреть в дальних углах. Вот, например, этот зеленый «Нептун». Одна выхлопная труба чего стоит!
И вот эти мешочки с песком.
И целом, и в деталях — симпатичный старикашка.
Или вот эти русалки — крокодилы невиданные!
Двадцать пятого мая спустились на воду. Из отложенных, нерешенных проблем на сегодня — на лодке не работают опреснитель и генератор.
Ура!
На воде.
Первый выход после ремонта. На борту «Джульетты» экипаж: Антон и Лена Шмидт, Татьяна Григорьевна Тарбаева, Варя, Полина и Евгений Шкаруба.
Странная вибрация в глушителе. Что-то там не в порядке.
Гетчек, городская марина, 30 мая
Кругосветка закончилась. Что делать с этим фактом, пока не знаю. На всякий случай составили расписание на осень. У нас осталось еще несколько белых пятен на глобусе. Осенью идем в Севастополь. Как это будет: из Мирового океана прийти к нашим, российским, берегам, к нашим пограничникам и таможенникам, я пока не знаю. Страшновато конечно, но надо рискнуть и в это раз, авось не съедят.
Во второй половине дня гремели грозы. Вечером после дождя на улице ощущение свежести. Вокруг цветут деревья. В Турции продолжается весна. Вокруг много интересных лодок. Намного больше, чем я себе это представлял. Нравятся рыбацкие лодочки и гулеты.
Верфь в Гетчеке. Вот так «на коленке» строят местные лодки.
Обнаружили, что у нас под пойолами полно забортной воды. Сначала подумал, что снова течет сальник. Но нет, оказалось, что отремонтированный глушитель потек. Ни дня без строчки…
31 мая
Вытащили глушитель. Как и предполагал, от вибрации нержавеющий корпус лопнул по шву. В чем дело, не знаю. Есть подозрение, что после ремонта в Мармарисе я перепутал входное и выходное отверстия и неправильно присоединил трубы к глушителю. Могло из-за этого порвать нержавеющий шов. Наверное, могло. Проблема только в том, что я совершенно не представляю, как эти трубы иначе надеть.
Искали пластиковые глушители в магазинах. Нашли несколько штук, но все они неподходят по форме и размерам.
В марине узнал, где находятся Санаи — местная промзона. Завтра буду искать там сварщика.
Купили и поставили новую аварийную помпу для откачки воды. Вчерашний потоп из-за протекающего глушителя определенно дал понять, что эта помпа должна работать. Чуть не залили аккумуляторы.
1 июня
Отвезли глушитель в мастерскую. Попросили заварить трещину. У меня еще остается надежда, что я неправильно подсоединил входную и выходную трубы. К обеду забрали глушитель. Поставили его с Полей на место. Подсоединили трубы в обратном порядке. Напрасно. Глушитель совсем отказался работать и пропускать через себя выхлопной газ и воду. Снова поменяли трубы местами. Глушитель заработал надрывно резонируя. Значит, проблема именно в нем.
После обеда сняли и отвезли глушитель в мастерскую. Надо сказать, что установить или снять глушитель, дело очень не просте. Нужно отсоединять трубы, а они жесткие, диаметром 77 миллиметров. Но мы с Полей уже набили… Я — руки, а она — ноги (специализируется на толкании труб в нужную сторону сидя на полу).
Еще раз посмотрели на бак глушителя со слесарями и пришли к выводу, что дно бака, которое нам меняли в Мармарисе две недели назад, сделали из более тонкого листа нержавейки, предположительно 3 мм, а весь корпус сделан из 4 мм листа. Поэтому плоскость получилась недостаточно жесткой и вибрирует. Кроме этого, возможно предыдущие рабочие меняя дно бака, не стали возиться с какими-нибудь перемычками, которые придают жескость и гасят вибрации. Договорились завтра по утру срезать днище и проверить догадки.
Между делами посещаем кондитерские заведения.
2 июня
Утром в мастерской вскрыли бак глушителя. Обнаружили, что действительно, при замене дна прошлые работники аккуратно срезали перемычку и не стали ее восстанавливать, плюс разница в толщине листа — все это привело к вибрации глушителя во время работы.
Поменяли дно бака на 4 мм сталь, поставили перемычки. К обеду все было готово. Бак собрали, проварили, почистили и проверили. Пока был в мастерской, посмотрел как здесь работают. Хорошо работают, но нужно быть рядом, турецкий рабочий должен чувствовать внимание к своему труду. Иначе ему не интересно.
К двум часам мы с Полей поставили глушитель на место.
1530, вышли из городской марины Гетчека. Идем в Фитие, здесь завтра оформим выход из Турции и стартуем в Грецию.