Часть семнадцатая: сто двадцать плотников, кручёная доска, регламент на мастеров, вершки, корешки и морозы.
19 ЯНВАРЯ
Поставили на смолу и мох левую кормовую четвертую доску — и с ней всё хорошо.
Доска эта — не тёсаная, как было всё это время, а выстроганная на рейсмусе. Это временный компромисс, на который мы пошли после третьего набоя: такая доска ровнее, её легче ставить, и… не так мучительно жалко, если она ломается. Женя говорит, что, пройдя несколько сложных набоев коча, мы вернёмся к ручной тёске досок… А вот Артём довольно красноречиво сияет, глядя, как ловко и быстро сто двадцать крошечных плотников с миниатюрными топориками вытёсывают наши доски внутри рейсмусового станка.



С их помощью за один день подготовили к установке три готовых доски набоя!
Есть и второй фактор, который сулит стройке ускорение — изготовление досок при помощи шаблонов по методу, который показал нам Михаил Плеханов. Используя его, мы сможем делать и ставить по две симметричных доски с каждого борта коча. Это не может не радовать.

20 ЯНВАРЯ
Артём сделал по шаблону две кормовые доски пятого набоя — как сам он сказал, посредством хитрой палки и циркуля. Позже расскажем об этом способе подробнее.


Завтра распарим и поставим эти доски и начнём делать носовые части обеих сторон пятого набоя.
Вечером ставили — очень непросто — правую носовую часть четвёртого набоя на мох и смолу.









С первого раза доска не встала, попробовали сдвинуть её вперёд при помощи кувалды-понедельничка («будем колотить наобум святых, куда-нибудь придём», как выразился Тёма) но получалось не слишком убедительно, и от идеи отказались — чтобы ненароком не расколоть доску.

В итоге сняли клещи с рычагами и переставили доску наново. Степень пережитого всеми нервного напряжения можно считать по фото, где ребята по очереди и одновременно крайне сосредоточенно глядят доске в глаза (то есть, в торец — в место примыкания к штевню).



Артём вполголоса твердил, что отныне будет допускать к этому процессу не более трёх человек (чтобы сократить количество высказываемых предложений относительно происходящего), а под конец так и вовсе сказал, что в следующий раз возьмёт на установку только Катю, у которой нет никакого принципиального мнения либо совета насчёт плотницких задач — только профессиональная радость от хорошей картинки и яркого слова (но и силовой помощи никакой).






Фух. Поставили набой.
P.a. На верфи новый волонтёр Алексей Меркушев — строитель стругов из Перми. Поработает у нас ещё неделю. Очень рады!
21 ЯНВАРЯ
Женя делает винтовую доску из бревна, которое на каникулах раскалывали Илья Михайлов с Ваней Горбуновым.

Ваня с Антоном и Алексеем шьют.


Практикант Саня под руководством Саши-механика делает новую паровую камеру для досок обшивки коча.


22 ЯНВАРЯ
На улице свежие -27. Это в городе, а за ним и того холоднее. Женя с Мишей, Ваней, Антоном и Лёшей из Перми отправились в лес, как сказал Женя, «за вершками и корешками».
Вершки — это вица, а корешки — кокоры.
Антон с Иваном забирались на ёлки, высоко сидели, далеко глядели и срезали топором ветки для шитья, Женя, Миша и Алексей выкапывали кокору (а потом вытягивали её, как репку). И вытянули.
На верфи два Артёма с Егором устанавливают доски. Женина крученая доска по левому борту стоит на вытяжке, правая строганая — лопнула пополам.





23 ЯНВАРЯ
«Один кипятильник мощностью 1,2 киловатта испаряет один литр воды. Два кипятильника по 1,2 киловатта каждый за один час испаряют 3,5 литра воды в час…» — это Саша-механик и Саня-практикант проводят тестовые испытания новой пароварки для досок.


Уже несколько лет, как мастер Александр Баранников заведует учениками на верфи. С ними он всегда строг, но нынешним студентом Саней, кажется, доволен. Вместо драконовских выговоров и разборов полётов на верфи слышится довольно добродушное: «Нужно ускориться! Быстрее, Саня!» и «Саня, не беги вперёд паровоза!». Интервал между этими двумя командами — секунд тридцать. Сане осталось научиться различать неуловимую разницу между этими двумя вещами. Грань очень тонка.
Днём поставили Женину крученую доску — пятый левый набой в носу коча. Втроём. Женя сказал, что это лучшая доска сезона. Кручёность работает.












Через час поставили симметричную строганую правую доску пятого набоя.





А потом встречали на верфи гостей — сотрудников Центра развития туризма и культуры Архангельской области, гидов-экскурсоводов из Архангельска и Северодвинска, представителей туроператоров и СМИ. Презентовали нашу новую экскурсионную программу «Мангазейский морской ход: от Белого моря до Тихого океана», показывали коч, шхуну и другие лодки. Группа задавала замечательные вопросы, сразу видно, что люди подготовленные.









24 ЯНВАРЯ
Волонтерский субботник. На верфи пермский плотник-судостроитель Алексей Меркушев, техник Василий Гусев, школьница Нина Гусева, токарь Анатолий Лобанов и инженеры Алексей Богунов и Александр Лобанов.
Под руководством капитана Евгения Шкарубы поставили одну из досок пятого набоя и сделали трёхметровые рычаги для загибания досок к штевням (пользуясь исключительно топорами, скобелями, и наперьями).
А ещё испытали новую большую пароварку — отлично!
Продолжение следует.
Текст и фото: Катя Суворова
#КочМангазея #ПоморскийКоч
Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».