Часть шестнадцатая: расширение пространства, четвёртый набой и шаблоны досок
12 ЯНВАРЯ
Поутру два Артёма измеряют пустоту по левому борту полупрозрачного ангара с кочем. Дело в том, что эта пустота вызывает у нас какие-то… гнетущие чувства. Прямо-таки режет глаз! Надо поскорее что-нибудь сюда пристроить, и будет гораздо лучше.
Если серьёзно, то мы планируем слегка расширить ангар, в котором кочу и нам с ростом бортов будет становиться всё теснее.

Поставили левый носовой третий набой, треснувший в субботу.

Пакет досок, предназначенных на обшивку коча, заметно убыл. Круговорот смены треснувших набоев съел две трети штабеля.
Ваня обдумывает, как сверлить отверстия под вицу в районе ахтерштевня коча. Этот участок представляет собой, что называется, задачу со звёздочкой. Во-первых, здесь одна вица будет проходить сразу через оба набоя и киль / штевень (ветка пройдёт изнутри в левую и правую доски и вернётся внутрь). Во-вторых, такая вица будет очень длинной и, следовательно, очень толстой — 2,5-3 см в диаметре. В третьих, нам нужно будет обойти пару медных гвоздей, заколоченных нами в особенно сложные места примыкания набоя к штевню.
На картинках в книжке мы видели, что одна вица в этой части лодки даёт даже четыре стежка, но такой царь-ветки за три года работы мы ещё не встречали. Впрочем, ещё не вечер.

Иван задумчиво прицеливается полуметровым сверлом в набой. С другой стороны лодки ничего не подозревающий Антон Спивак вырезает стамеской выемки под будущие стежки.
— Антон, ты в опасности!
— Всю жизнь!

При подготовке этого репортажа не пострадал ни один Антон.
13 ЯНВАРЯ
Среди плотников, экспертов-судостроителей, волонтёров и друзей верфи на этой неделе ротации: уехал Женя-альпинист из Беларуси (обещал приехать ещё); на днях в Москву отправится Слава Мизин, завершивший миссию по монтажу выставки ММХ и ведению экскурсий по ней же.
Зато приехал поработать друг Коля Виноградов, а на выходных мы ждём в гости Михаила Плеханова — главного строителя парусника «Полтава» и главного инженера фрегата «Штандарт». В планах — обсудить разгонку обшивки на шхуне и научиться «снимать» форму доски набоя по шаблону — до её установки.
14 ЯНВАРЯ
Выехали в экспедицию на лесную делянку. Добыли одну кокору, но вытащить её сами не смогли. Подождём, пока будет дорога.
Заготовили вицу.
Лес заснеженный и сказочный.



15 ЯНВАРЯ
Вчера закрыли третий набой коча по обоим бортам!
Сегодня вышли на четвёртый, поставили левую носовую доску на мох и смолу, аналогичную кормовую — на вытяжку.










Много мороки. По Жениным статистическим подсчётам сейчас ломается каждая вторая доска. Это меньше, чем на шпунтовом набое, но всё равно удручает.
Егор бесперерывно поставляет новые тёсаные доски. Только щепки летят.


Набои исписаны Тёмиными «заметками на полях»: «спилить мешающие чопики», «просадить до черты», «унутр».

Саша-механик предлагает законопатить в коч монетку, как раньше — пятак под окно дома. На удачу. Оставим этот метод в качестве крайней меры, а пока — продолжаем практиковаться и наращивать мастерство.

Ваня, прошивающий середину второго набоя вместе с Антоном, говорит, что эта практика в целом напоминает йогу: сделал «кошечку», потянулся…
Плотник-асана, все дела.








16 ЯНВАРЯ
По левому борту ангара для коча появилась пристройка. Расширяем пространство для судостроительных манёвров.

Прошили вицей третий набой по правому борту.

Лопнула левая кормовая доска четвёртого набоя, поставленная на вытяжку вчера.
Вечером уехал Коля Виноградов. Выстрогал десяток досок, съездил с нами в лес, при случае оказал медицинскую помощь (Коля по профессии — врач «скорой», но часто приезжает на верфь, чтобы оказать нам помощь волонтёрскую и судостроительную).

Коля сказал, что пока он строгал доски, к нему подошёл буквально каждый мастер верфи и показал, как нужно Правильно Работать Скобелем. Загвоздка была в том, что каждый последующий предлагаемый способ решительно опровергал предыдущий. Это держало Колю в постоянном замешательстве, но он всё равно не сдался (что, безусловно, похвально).

На одной из фотографий вы можете заметить, как Егор в качестве спецэффектов по собственной инициативе подбрасывает Коле в кадр стружку. Вот такая у нас слаженная командная работа и взаимная поддержка — во всём.
17 ЯНВАРЯ
Инженер Михаил Плеханов показывает Артёму метод «шаблонирования» досок обшивки. При помощи реек и фанеры форма и размер будущего набоя «снимаются» заранее и переносятся на заготовку.
Нанеся на доску форму будущего набоя, мы сразу делаем по ней почти готовую узкую доску обшивки, которая, в отличие от широкой заготовки, будет испытывать меньшее напряжение при скручивании и, следовательно, реже ломаться.
Вдобавок, так мы сэкономим время и силы на примерках доски.
Сделали этим способом кормовую часть четвёртого набоя по левому борту.

Ещё Михаил подверг критике нашу паровую установку, но похвалил обшивку шхуны.
Друг и товарищ Алексей Богунов привёл на субботник целую бригаду своих коллег из Росморпорта. Работали скобелем.

После обеда поставили на коч изготовленную Артёмом и Михаилом доску.

Продолжение следует.
Текст и фото: Катя Суворова
#КочМангазея #ПоморскийКоч
Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».