Часть пятнадцатая: веселые каникулы, вертолётная доска, ёлки и пальмы.
5 ЯНВАРЯ
Новогодние выходные кончились, начались трудовые каникулы.

Команда коча и верфи работает в полном составе. Точнее, даже в расширенном. На верфь приехали поработать мангазейцы Максим Матвеев, Коля Волков, Миша Калинин и Артём Кривополенов. Приехали еще Паша Мансуркин с супругой Светланой и Аня с Андреем и Татой из Москвы.
Клещи для установки набоев делаются теперь в четырнадцать рук, а штабель досок с улицы благодаря волонтерам аккуратно переместился на верфь.




Саша-механик поочередно чинит станки: ленту и рейсмус — чтобы не болели.


На заднем плане при выпиливании заготовки клещей торцовка, эксплуатируемая Артёмом Калининым, издает характерный визг, от которого вся верфь оборачивается. «Обана! Изломал, изломал!» — нараспев произносит механик. Возможно, у него на очереди новый пациент. Артём Калинин переходит на отрегулированную ленту и продолжает выпиливать заготовки на ней.

Пепелац — тепловая пушка разогнала температуру в ангаре с кочем от утренних январских -28 до комфортных и почти весенних -2.

Второй набой коча был закрыт по всему периметру в последних числах декабря.
Левая кормовая доска третьего набоя, поставленная тридцатого числа, лопнула из-за старых трещин, полученных, скорее всего, ещё при валке дерева и теперь вот проявивших себя. Отпилили треснувший кусок, загнули и поставили эту доску заново.

Днём поставили ещё правую носовую доску.


К вечеру Женя-альпинист выстрогал и кормовую правую доску. Торец набоя по форме напоминает параллелограмм — чтобы доски плотно примыкали друг другу и выходили в гладь у штевней.



Вечером эту доску тоже поставили на мох и смолу.



Хороший результат за один рабочий день.
7 ЯНВАРЯ
В Рождество торжественно открыли на верфи выставку об экспедиции «Мангазейский морской ход».







Можно сказать, что постройка коча — это прямое следствие нашего плавания на карбасе «Матера» и катамаране «Товарищ» из Архангельска в Сибирь в 2024 году. Нынешний проект логично продолжает предыдущий, а выставка, прибывшая на родину и поднявшая вихрь счастливых воспоминаний о легендарном плавании, вдохновляет мангазейцев строить новую лодку и двигаться навстречу новым открытиям.
8 ЯНВАРЯ
Ставили левый передний третий набой и треснули при этом второй набой, находившийся под ним. Разобрали левую носовую часть до первого набоя. Помните книжку «В стране невыученных уроков» и фразу «казнить нельзя помиловать»?
Клеить не будем, менять! Капитан расставил запятые так. Вытесываем новые доски.
9 ЯНВАРЯ
За два подхода вернули на место левую носовую доску второго набоя. Завтра будем ставить третью.

Кроме поперечной доски-рычага, о которой мы писали в предыдущей части дневника, введи в обиход ещё один рычаг, а именно — банку карбаса «Вашка». Используем её, когда нужно приподнять уже зажатую доску набоя вверх. Если набой уже зажат, то сделать это очень трудно — приходится колотить в две кувалды, при этом любой неосторожный и лишний удар грозит раскалыванием доски.
Рычаг из банки служит нам мягким домкратом, сберегая и силы, и доски.



Приехал Илья Михайлов, раскалывает бревно винтом, чтобы вытесать из него винтовую же доску.

Колотые доски прочные и имеют природную загнутую форму, но есть нюансы. В нашем полушарии все стволы деревьев закручены в одну сторону — их волокна следуют согласно движению солнца. То есть, если для левого борта нам подойдёт ель, то для правого придётся искать… пальму.



Если же бревно будет прямым, то как сделать винт, не перерубив волокон?
Больше вопросов, чем ответов. Как бы то ни было, попробуем сделать винтовую колотую доску, раз такой метод существует.
10 ЯНВАРЯ
Суббота, волонтёрский день.
Илья Михайлов продолжает вытесывать «вертолётную» доску для придания кочу большей скорости.


Алексей Богунов, Василий и Юра Гусевы (Юра — младший брат строительницы «Ёлы» Нины Гусевой) строгают доски для обшивки коча.


Утром поставили левую носовую доску третьего набоя. Она почти тут же треснула. Возникают околомагические теории о том, что и как следует делать, чтобы доски не лопались: в какое время, при какой Луне и температуре ставить доску, сколько при этом должно присутствовать человек (чтобы доска не застеснялась) и так далее. Всё ещё нет рецепта.
В качестве эксперимента попробовали заклеить трещину на снятой доске при помощи полиуретанового клея и струбцин.
Спойлер: внутри трещины образуется пена, такая доска развалится ещё при распаривании — метод не работает, делаем новую доску.




Продолжение следует.
Текст и фото: Катя Суворова
Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».