В сегодняшнем чтении выходного дня – рассказ об очередной находке, которую мы повстречали среди чертежей Соломбальской судоверфи. В эфире наш увлечённый коллега, непревзойдённый специалист по архиву Фёдор Пильников:
Привет, друзья! Сегодня мы будем смотреть на чертежи рабочей шлюпки. Рабочей шлюпка от того и называется, что удел её – ежедневная суета: отвезти, привезти, встретить, забрать, доставить. Такие трудяги требовались везде, поэтому выпускались рабочие шлюпки массово, а конструкция их была установлена государственным стандартом. Видите на чертеже пометку «Корпус изготовить согласно техническим требованиям ГОСТ 4712-49? Это он ,государственный стандарт «Шлюпки рабочие для морского флота. Конструктивные элементы и технические условия».

Конструкция рабочей шлюпки не предполагает установку мачты и парусов. Эта шлюпка – гребная. Комплектовалась двумя парами весел. На каждой банке (по сухопутному – «скамейке») сидели два гребца, у каждого в руках по вальковому веслу. Валек – это противовес рядом с рукоятью. Четыре гребца – четыре весла, по два с каждого борта.

Руль навешивается на корму. Корма – транцевая. Можно предположить, что карбас с «острой» кормой или вельбот пойдут с попутной волной «спокойнее», чем рабочая шлюпка с «плоской» кормой, в которую будет бить волна. Кстати, воздушными ящиками, обеспечивающими плавучесть при поступлении воды внутрь корпуса, рабочие шлюпки не комплектовались. Почему? Может быть потому, что на такое шлюпке не предполагалось одиночное плавание на большом удалении?
Корпус рабочих шлюпок мог быть изготовлен не только из досок , но и из фанеры; на одном из чертежей – схема раскроя листов бакфанеры для бортов и руля. Специально обращаем ваше внимание на этот нюанс.

Помимо весел и навесного руля рабочей шлюпке полагался чехол из парусины. Свой, персональный. Видите на чертеже выкройки пометку «Чехол маркируется несмываемой краской номером шлюпки»?

И еще дин интересный чертеж, сохранившийся в архиве судоверфи – это тара для упаковки рабочей шлюпки. Продукция судоверфи направлялась заказчикам в специальных ящиках, защищающих изделия от повреждений.

Рабочая шлюпка, конструктивный чертёж: http://archive.seapractic.ru/archive/ShlyupkaRabochaya01-50/ShR_39_ShlyupkaRabochaya_4_5metra_KonstruktivnyyChertezh_1963.png
Рабочая шлюпка, чертёж весла: http://archive.seapractic.ru/archive/ShlyupkaRabochaya01-50/ShR_20_ShlyupkaRabochaya_4_5metra_Veslo_2_8metra_1962.png
Рабочая шлюпка, схема раскроя листа бакфанеры: http://archive.seapractic.ru/archive/ShlyupkaRabochaya01-50/ShR_30_ShlyupkaRabochaya_4_5metra_SkhemaRaskroyaListovBakfanery_1962.png
Рабочая шлюпка, чехол на шлюпку: http://archive.seapractic.ru/archive/ShlyupkaRabochaya01-50/ShR_44_ShlyupkaRabochaya_4_5metra_ChekholNaShlyupku_1963.png
Рабочая шлюпка, ящик для упаковки: http://archive.seapractic.ru/archive/ShlyupkaRabochaya51-100/ShR_99_ShlyupkaRabochaya_4_5metra_YaschikDlyaUpakovkiShlyupki_1965.png
#АрхивСоломбальскойСудоверфи #ЦифровойАрхивСоломбальскойСудоверфи
Работа с архивом Соломбальской судоверфи ведётся Товариществом поморского судостроения совместно с Северным (Арктическим) Федеральным университетом имени М. В. Ломоносова.
Цифровые копии чертежей архива Соломбальской судоверфи размещаются бесплатно в открытом доступе на сайте архива: http://archive.seapractic.ru/index.html?utm_source=seapractic
Твердые копии материалов архива предоставлены С.Н. Николаевым.