Пробуем новую для нас технологию и испытываем инженерное решение Игоря Логинова — фанерный кондуктор (так говорит его создатель) или стапель (так зовём его мы) для шитья лодки килем вверх.
Обычно происходит так — собирается закладка, которая затем ставится на обычный стапель килем вниз. На закладку устанавливаются кондукторы, задающие линию корпуса лодки. Снизу вверх, от шпунтового до последнего набоя лодка подрастает в высоту.
В этот раз всё по-другому. Сначала на верфи появился Игорь, а за ним — фанерные детали, из которых ребята собрали эдакую пещеру с проходом внутри.

Внимательный глаз заметит на верхних частях поперечных деталей «пещеры» зазубрины, отмечающие то, как лягут набои обшивки будущей лодки.
Почему в этот раз всё вверх ногами? Потому что лодки из фанеры строят именно так — иначе было бы не уложить фанерные набои, которые при этом нужно очень щедро промазывать эпоксидной смолой.
Авантюра заключается в том, что наша ёла — и фанерная (набои), и деревянная (киль и штевни). Дерево дышит и «ходит» в размерах, высыхая и намокая, фанера — стабильна. К дереву не особенно приклеишься эпоксидкой, а к фанере — пожалуйста. Где бы ещё строили, объединяя деревянную и фанерную технологии, Игорь не нашёл. Попробуем сами и узнаем, как это будет.

Следующая авантюра заключается в том, что, дошив последние набои, ёлу нужно будет перевернуть в воздухе вместе с кондуктором-стапелем. Вручную, при помощи веревок и цепных талей, ведь на верфь не загнать кран. Женя сказал — «Не проблема!» — а Игорь сказал, что видео с этого процесса он ждёт больше, чем третьего Аватара.
На фотографиях можно увидеть, как ребята поднимают на стапель одну только закладку. В тот момент уровень драматического напряжения на верфи достиг небывалых высот.




Ждём, пока Артём установит обшивку закладки, чтобы увидеть ещё больше напряжения!
#Ёла #ПроектЁла
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.