В феврале команда проекта начала кампанию по поиску детей-судостроителей Соломбальской судоверфи времён ВОв.
Результаты работы за месяц:
С нами связалась Татьяна Модестовна Кубасова, дочь Анастасии Яковлевны Холзаковой — столяра и мастера шлюпочного участка Соломбальской судоверфи.

Анастасия Яковлевна родилась в 1925 году, а в 17 лет в рамках трудовой мобилизации была призвана на строительство ёл в Архангельск из Верхнетоемского района — и всю жизнь проработала на Соломбальской судоверфи.



Во время нашего интервью Татьяна Модестовна позвонила по домашнему телефону одной из маминых подруг, и (вот это совсем невероятно) на другом конце провода трубку сняла Нина Алексеевна Дремова — когда-то тот самый подросток-судостроитель, а сейчас — 99-летняя бабушка, ветеран Великой Отечественной войны и ударник коммунистического труда с множеством наград.
Уже по телефону Нина Алексеевна рассказала о своей работе на верфи во время войны (она так же, как и Анастасия Яковлевна, проработала на Соломбальской судоверфи всю жизнь), а позже мы договорились о встрече с её дочерью Валентиной Павловной и отправились записывать интервью в тот самый посёлок, что был построен для работников Соломбальской судоверфи в районе улиц Мещерского, Кедрова, Гуляева и Советской в 40-50 годах (сейчас это уже не посёлок, а один из округов Архангельска).



Но и это не всё — на первом этаже того же дома живёт Валентина Павловна Матонина — ещё одна бабушка, строившая лодки на верфи, будучи подростком (сейчас ей 97 лет).
Кроме того, мы узнали имя одного из людей с архивных фотографий. Оказалось, что на фото с афиши нашего проекта запечатлён Андрей Михайлович Батиевский — директор Соломбальской судоверфи Главрыбосудостроя и депутат Архангельского горсовета (на фото он среди детей в галстуке).

В ближайшее время мы также надеемся связаться с родными главного инженера Соломбальской судоверфи сороковых годов.
Кроме того, во время визита в Соломбалу мы посмотрели на дома, построенные для работников судоверфи и нашли среди них целым (и даже жилым) один из одноэтажных бараков, построенных для трудовых переселенцев во время войны (позже они сами построят двухэтажные жилые дома, где потом проживут долгие годы, а некоторые — и всю жизнь).
Продолжаем восстанавливать историю и надеемся на вашу помощь!
Если вы обладаете какой-либо информацией о работе Соломбальской судоверфи в военное время, просим вас связаться с нами по телефону «горячей линии» 43-19-43.
ПроектЁла #Ёла1943
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.
Какие вы молодцы! Удачи в реализации всех ваших проектов.