Пятый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Часть 2, Тазовский — Мангазея. Судовой журнал карбаса «Матера»

Ненецкие чумы, рыбацкие неводы, бурлаки на реке Таз, прибытие в Мангазею и успешное завершение «Мангазейского морского хода».

Продолжаем (и заканчиваем) знакомить наших читателей с дневником экспедиции «Мангазейский морской ход». По пути следования из Архангельска в Мангазею капитан Евгений Шкаруба вёл судовой журнал, в котором записывал ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажей карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ», мы собрали бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его финальную часть.

Кулинарный волок. Судовой журнал второй части пятого этапа экспедиции

«Мангазейский Морской ход»

Маршрут: Тазовский — Мангазея

Даты: 17 – 23 августа 2024 года

Участники этапа: Игорь Гранков, Николай Волков, Станислав Терешков, Евгений Шкаруба

17 августа

Поселок Тазовский — там, где заканчивается Тазовская губа, и начинается река Таз.

0905, отошли от пирса посёлка Тазовский. Отдохнувшие и готовые к подвигам выдвигаемся к фарватеру реки. Проходим мимо остова деревянной рыбницы дохолодильной эпохи— это такая баржа с дырявым дном, в которой живьём перевозили рыбу.

0925, поставили паруса. Попутный ветер от Северо-Востока. 

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

0940, знак на берегу 25 километров от устья.

1011, 30 км.

1039, 35 км.

1120, проходим урочище Самийский Мыс. Хотя река постоянно меняет направление, пока обходимся без лавировки.

1133, 40 км.

1230, лавировались напротив Газсале. 

1305, 45 км

1753, 65 км. Дождь. Ветра меньше, но он есть, и мы плывём вверх под парусами. 

1852, 70 км. 

2004, 75 км. Встречаем много лодок. Сбавляют ход почти все. Многие подъезжают. Предлагают помощь. Думают, нам плохо. А нам очень неплохо.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

2130, ветер совсем скис, пал туман, флотилия встала у левого берега. Сегодня ветер дул от попутных Северо-Восточного, Северного и Северо-Западных румбов. Завтра будет смена направлений. Прошли за 12 часов 60 км. Буксир не использовали. Вывод — даже в средний Северный ветер можно подниматься вверх по течению реки Таз, несмотря на её виляния хвостом.

18 августа

0625, Западный ветерок смахнул туман. Отчаливаем. Если поворот ветра к югу продолжится — заведём буксир. Этот подъём вверх против течения Таза мне очень хочется пройти чисто, без буксира, но пока это кажется неподъёмным.

0727, отметка 80 км. Радуюсь, что не проспали утренний ветерок. Река здесь большая, подробно обставлена навигационными знаками. Встречаем много лодок, барж, чумов на берегу. Чисто. Почти не видно полиэтилена по берегам. Только железо и канистры из-под лодочного масла. Берега низкие, хоть встречаются и горки. И всё чаще по берегам можно увидеть деревья — ивы.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

0900, 85 км. 

0950, 90 км

1052, 95 км. 

1320, ливневые тучи и штили между ними. Фронт проходит над нами, едем на порывах ветра из-под тучек, которые поливают нас дождем. 

1500, пристали к рыбакам посмотреть, как они заводят невод. В бригадах человек по десять. Невод заводят по несколько раз на день. Если на рыбном месте работают несколько бригад — они забрасывают невод по очереди.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

1610, снимали, как вытягивают невода. Если прийти к моменту вынимания из сети улова — тебя обязательно одарят рыбой.

1800, протока Няймбойто и прекрасное стойбище на берегу.

Фото: Николай Волков

19 августа

0625, проснулся и подумал — почему бы нам не попробовать бечеву? Ветра нет. Терять нечего. Стартовали. Вспомнил картину Репина «Бурлаки» — там бурлацкая веревка крепится к самому топу мачты. При таком способе, как минимум, половина веса веревки висит на мачте, не нужно её нести, а ещё бечева проходит над низкими корягами.

0709, первая берёзка. 

0723, идём по заросшим берегам. Много коряг на пути, няша. Очень тяжело. 

Фото: Евгений Шкаруба

0800, переезжаем на песчаный мыс по левому берегу.

0817, догребли до отметки 125 км. Сначала шёл в сапогах, потом босой. Босые ноги мёрзнут, особенно в няше.

0838, пошли дальше. Один член экипажа тащит карбас. Второй на руле. Коля снимает.

0930, переезжаем на правый берег. Здесь много коряг.  

0946, идём дальше. Песчаный берег, ивняк в 15 метрах от воды. Коля тащит. Слава снимает зацепы веревки с коряг. Оба босиком. Я на руле. На скорости 4 км карбас управляется легко, отходит от мелкого берега и не слишком тормозит бурлаков.

0958, отметка 130 км. Завтрак. Сиг свежесолёный с хлебом, с маслом. 

1024, поехали. Слабый встречный ветерок. Бурлачим. 

1040, на веслах объезжаем коряги. 

1050, поставили паруса. Идём на вёслах и парусах. 

1150, комбинация: слабый попутный ветер (паруса) и бечева. Вообще, тащить карбас не очень тяжело, но с парусами намного легче. И главное, рулевой на парусном ходу может обруливать длинныйе мели.

1205, парус и вёсла.

1215, отметка 135 км. 

1350, идём по участку с сильным встречным течением реки. Силы попутного ветра не хватает тянуть нас вперед. 

1400, высадили бурлака. Песчаный берег. 

1410, забрали бурлака. Идём на парусах. 

1420, отметка 140 км. Идём под парусами с порывами попутного ветра против сильного течения. 

1535, отметка 145 км. Какие здесь живут индейцы! Не ожидали от этой реки такого. Джармуш с «Мертвецом» отдыхает! Вертолеты пролетают каждые полчаса, обстановка на реке стоит.

Фото: Николай Волков

1544, Таз делает крутой замах (поворот) навстречу ветру. Примерно на 200 градусов. Высадили бурлака.

1628, много коряг, меняем берег.

1627, бурлачим.

1730, отметка 150 км

1850, встали на ночь урочище Ванемар. Прошли за день 30 км. 

Фото: Николай Волкова
Фото: Николай Волков

20 августа

0505, туман. Поехали с слабым попутным ветерком. 

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Ненецкое становище. Пока все спят. 

0725, отметка 160 км. 

Фото: Николай Волков

0830 бурлачим.

0910, Берег в корягах. Идём под парусами и на веслах.

0927, отметка 165 км.

0944, бурлачим. Следы медведя на песке. Чумы на берегу. Всё время меняем технику движения: ведём «Матеру» бечевой, гребём веслами, меняем берега, при возможности ставим паруса. Видим деревянную бударку на одном из становищ. Нужно будет заехать на обратной дороге. 

1000, несём паруса. 

1130, бурлачим.

1217, встретились с яхтой «Сибирь». Дошли вместе до развилки фарватера.

Фото: Николай Волков

1340, расцепились с «Сибирью».

1415, бурлачим.

1430, идём под парусом. 

1620, бурлачим.

1650, перемена берега. 

1800, идём под парусом.

1830, встали на ночлег. Первые лиственницы, белый мох, грибы, вышка для охоты на медведя. 

Вечером поговорил с речниками. Мы на протоке Старый Таз. 18-й км. Соединяется с новым Тазом на 245 км. Думаю, прошли 40 км.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

21 августа

Гляжу на это встречное течение и ясно понимаю, что против него нельзя идти ни на вёслах, ни с попутным слабым ветром. Пену несет. 

0750, стартуем. Бурлачим + паруса.

0820, чуть раздуло. Относительно воды идём километров 6, относительно земли — 2-3 км. 

0940, ветер порывами толкает нас вперёд. В моменты затишья помогаем вёслами, чтобы не стоять на месте. 

1110, бечева. Длинные песчаные берега — отрада для тянущих-прогуливающихся. Так бы шел и шел, зная, что скорость карбаса теперь равна скорости твоих идущих по песку ног.

1235, ветра мало. Вдоль песчаного берега нас тащит Коля. Он предпочитает бечеву вёслам. Между мысами мы гребём с Славой. 

Встречаем берёзовые рощи. Поразительно, как быстро меняются берега. День хода на вёслах и ногами, и вот уже пошли лиственницы. 

1305, обед — грибы, картошка, оленина.

1330, двигаем дальше. Бечева. 

1910, пришли к началу протоки Старый Таз. Здесь балки дорожной компании, баня, металлолом. Остановимся и попаримся в бане. Прошли сегодня вряд ли больше 25 км. Очень тяжело. Ветра мало. В основном гребём и бредём. Воистину Мангазейский ход. Кстати, появляется сноровка. 

22 августа

0630, стартовали. Коля бурлачит. Ждём ветер. Хмурое утро — бессонная ночь.

Фото: Николай Волков

0700, идём под парусами. 

0750, выходим на основное русло Таза. Снова бакены, чумы на берегу с рыбаками и плавучие морозильники.

0820, 245 км. На становище рыбаков видим несколько будар. Договорились созвониться и отснять их на обратном пути. 

1155, 255 км. Ветер порывами. Несём паруса, гребём, бредём. 

1300, ветра нет. Дождь. Постоянно меняем берега, чтобы удобнее бурлачить. Игорь поймал десяток щук, чтобы нас кормить. 

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

1430, отметка 260 км.

1550, ветер с кормы. Поставили паруса. 

Фото: Николай Волков

1640, 265 км. 

1816, долгожданная отметка 270 км.

Вечером встали на стоянку почти в темноте. Около 273 км. 2140, слушаем дождь. 

23 августа

0430. вышли под парусами. Хотел будить команду уже в два ночи, но удержался. Ветерок шевелит флаги. 

0640, 280 км. Раздуло. Идём со скоростью пешехода. 

1010, 290 км. Мангазея совсем рядом. 

1059, Мангазея! Всё кончено.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Николай Волков, Евгений Шкаруба, Станислав Терешков

#МангазейскийМорскойХод  #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей 
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + 7 =

Прокрутить вверх