Наша экспедиция из Архангельска в Мангазею продолжается. По пути следования карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ» капитан Евгений Шкаруба ведет судовой журнал, в котором записывает ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажа, мы собираем бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода, и сегодня публикуем одну из его самых захватывающих частей – описание шестидневного ледового плена в Байдарацкой губе.
4 этап. Часть 2, Лёд. Плавание через Байдарацкую губу.
Даты: 20 – 28 июля 2024 года
Участники этапа: Максим Матвеев, Вячеслав Мизин, Илья Михайлов, Андрей Ягубский, Егор Шкаруба, Игорь Гранков, Федор Пильников, Евгений Шкаруба
20 июля
2100, вечер. Под недоверчивый скрип команды стартуем от метеостанции Усть-Кары на восток, в центр Байдарацкой Губы. Северо-западный ветер набирает силу и принесет нас туда, где все еще стоит зимний лед. Лед, из-за которого стоят в Югорском шаре грузовые суда. Навигация в этом районе Карского моря закрыта из-за поздней весны, как закрыта в Обской Губе и во многих местах в этом году на Севере.
Но нам ждать некогда, и мы идем ва-банк. Авось уже растает и рассыплется.
Елена Николаевна Скрипник, которая всю жизнь составляет ледовые прогнозы, тоже не против попробовать, и мы, приободренные, выступаем.
Сообщение от Елены Скрипник:
«Сегодня подарили радарный снимок, с координатами. Вам дорогу промывает. Остается перемычка километров на 8-10, но пока пойдете, лед по сплоченности уменьшится. Или еще день подождать.
Это будет у Вас самый со льдом напряженный участок. По ветру все неплохо, он на берег, слабый, но хорошая полынья и лед будет разбегаться. Защиты Вам!»
2350, «Матера» идет под всеми парусами. Ветер 16-20 узлов. При этом волны нет. Волну гасит лед, которого все больше и больше: большие ледяные поля, обломки, торосы самой причудливой формы, которые готовы в любой момент обрушиться или перевернуться. Постоянно слышен треск ломающегося, падающего в воду льда. Мы так долго ждали встречи и молча наблюдаем за происходящим. Лед все ближе, он вокруг нас.
21 июля
0400, зона разрежения льда. Солнце светит прямо в глаза. Продолжаем идти полным ходом. От напряжения и холода хочется есть. Пьем кофе с салом.
0650, дождались места, где льда меньше, пришвартовались к льдине перевести дух после ночного ралли среди льдин, расслабиться перед входом в плотные скопления льда.
Тут же приплыла белуха, стала нырять под карбас. Мы ждали сразу увидеть белого медведя, но пока нет. Ощущение, что мы не одни. Всё – лёд, вода, небо и то, что прячется – всё за нами внимательно наблюдает и ждёт , что мы будем делать.
0840, отходим от льдины.
1100, запутались в лабиринте льда. Пришлось убирать паруса и искать путь на веслах. Лёд перестал быть плавающим и разнородным. Теперь это сплошные скопления и небольшие участки свободной воды, напоминающие проспекты и площади, или улочки старых городов, в которых есть блуждающие дома или целые кварталы и много ледяного мусора, скамеек, киосков, машин и, конечно, парковых скульптур и всего-всего.
Всё это плавает, и среди всего этого – мы на карбасе и катамаране с другой планеты. Пытаемся найти дорогу на северо-восток, вписаться в потоки движения – но не очень. Проспекты текут с севера на юг, поперек нашего курса. Звуковой ряд зашкаливает: льдины стреляют, тают, рушатся, капают весенней и подземной капелью, возвращаются в воду и издают при этом миллионы звуков. Море волнуется в предвкушении, пытается поглотить эти куски белого, синего или грязного льда, спешит его облизать и разбить. Всё двигается…
1215, огибаем огромную льдину километровых габаритов.
1415, карбас «Матера» пробивает дорогу катамарану «Товарищ». Растаскиваем, расталкиваем отпорными крюками, шестами льдины – куски льда величиной с дом.
Навигатор показывает, что до берега Ямала 11 миль.
1540, подошли к сплоченной ледовой перемычке. Ищем дорогу.
2355, не смогли пройти дальше. Видимо приняли неправильное решение. Нужно было оставаться в полыньях. Там была бы свобода маневра. Пошли напролом и застряли среди льдов.
Кроме того, навигационный планшет барахлит. Плохо представляем, где мы. Особенно чувствительные спрашивают про план «Б». А нам нужны планы «А». Расстроенный, ложусь спать. А вокруг незаходящее солнце. Совсем не похоже на ночь.
22 июля
Ночью льды собрались плотнее. Чувствую, как карбас поскрипывает. Спим в зимних костюмах. Кто-то предпочитает достать спальник. Пропагандирую эту манеру – устроить ложе из сумок, надуть коврик, разложить спальник, раздеться, как полагается, и спать в тепле.
По плоттеру видим: нас протащило на север на 5 км.
0700, к утру карбас частично оказался на льдине. Катамаран тоже. Еле заметная качка, или это в голове качает. Время от времени соседние льдины разрушаются, ломаются, рядом всплывают большие обломки. С непривычки не по себе.
Команда спит. Вахта выставлена. Ждем условий для продолжения движения.
Видел чайку. Где-то рядом живет тюлень, вчера вечером он несколько раз показывал свою бритую башку.
Качки не видно, но она чувствуется. Она какая-то особенная. Напряженная, как будто сдавливает виски. Тревоги ледовых капитанов.
Карбас подкренивает на сжатиях. Встаю, обхожу вокруг и снова ложусь спать.
1030, неожиданно полыньи расширились. Карбас оказался на воде. Двигаемся дальше.
1200, прошли метров 50, потом льды пошли на сжатие. Отдыхаем.
1640, показалась, что льды снова расходятся. Попробовали двинуться вперед. Действительно. Прошли еще около 400 метров на восток. Начинаем вникать в динамику жизни льдов. Моменты разжатия коротки, важно их не пропустить.
1810, уперлись в место, где нужно больше воды. Стали ждать. Пытаемся просчитать период сжатий и разводов льда. Думаю, это связано с приливами, с нашей циркуляцией в Губе.
1900, наблюдаем изменение своего отношения ко льду: вчера в это время, подходя к скоплению льдин, мы с ужасом шарахались от них. Потом решились кинуть якорь на одну и отдохнуть. Потом долго бродили среди каналов и искали чистые проходы вперед. Если хоть одна льдинка преграждала путь – искали другой. Потом решили расчищать проходы, проталкивая заторные льдины вперед или наоборот.
Встав на ночевку, долго не решались выйти на льдину. Сейчас гуляем, скачем по ним. Расталкиваем отпорными крюками. Илья уже катается на льдинах, гоняет их отпорным крюком, как овец. Еще денек, и начнем ставить палатки и баню. Не дай Бог, конечно.
Начали экономить воду – топим для чая снег.
1915, Илья сдвинул льдину, которая нам давно мешает.
2300, встали на чай. Неплохо прошли 500 метров до «Сфинкса». Вокруг полно монументов, строений, животных. Мы начали их различать и даем им названия.
Морось. Солнце сквозь туман и радуга.
После чая продолжили проводку. Что-то нам показалась.
23 июля
0245, закончили работать. Воды стало меньше. Чай и отдых. Не знаю, на сколько.
0730, подъем. Толкаемся дальше.
11200, закончили проход до «Быка». Утопили вторую лопату. Это большая потеря. Если нам нужно расширить проход для судов, мы подрубаем надводную часть льдины топором, а подводную –лопатой. Чем теперь работать под водой? Топором не получается.
Начинаем заходить в «Сухую реку».
1345, сидим на льдине. Застряли между «Быком», «Лежащим Буддой» и «Пингвином». Солнце и ямальские комары с берега.
2045, встали в «Долине сфинксов и крокодилов».
2218, напряжение первого дня спадает. Понимаем, что двигаемся из мира Льда в мир Воды. Совсем помалу, за один день 500 или меньше метров – но что-то меняется с этими метрами.
Посчитали продукты. Их у нас дней на 10.
Физическое состояние:
Болят руки. Целый день (бессрочный в этих широтах) работаем отпорными крюками и деревянными вагами (на рычаги отлично пригодились четырехметровые жерди, которые мы везём для волока). Так как мы постоянно в движении и «на взводе», холод нас не мучает. Много едим – слава Богу, еды много.
Карбас «Матера»:
Почти не течет. Завален вещами. Часто приходится тащить его через узкие проходы изо всех сил. Если не проходит – вытаскивать обратно, подрубать льдины или расталкивать их. В момент сжатия, который мы проворонили, карбас сам вытолкнулся на лед.
Катамаран:
«Товарищ» ведет себя отлично. Иногда он слишком широк, но его можно перетаскивать по льдине на покатах и просто скользом по льду. Чаще всего мы перетаскиваем один поплавок по льду, а другой идет по воде. Корпусу катамарана порой приходится испытывать самые несвойственные нагрузки, когда мы тащим его через льды – но он держится, как и положено настоящему товарищу. Анатолий Кулик выпускает крепкие суда – подписываюсь.
Тюлень, который живет по соседству, продолжает нами интересоваться. Регулярно приплывает к нам поглазеть и себя показать. Серьезный, любопытный и смущённый, с белыми усами.
24 июля
0150, вахтенный разбудил из-за странного натяжения якорных веревок. Нас немного развернуло. Всё нормально. На воде тонкий лед. Заморозки. Зато днем тепло. И солнечно.
Плохо, что вчера почти каждый промочил ноги – лёд на солнце в некоторых местах становится рыхлым и проваливается. Я три раза менял обувь. А Макс провалился и промок полностью.
0200, разводы растут. Пока все спят, мы с Ильей успешно провели суда мимо «Сфинкса».
0420, разбудили команду, пытались продолжить двигаться и уперлись в непроход. Наблюдали быстрое сжатие льда. Устрашающее зрелище, когда большие массивы начинают движение, идут друг на друга в лоб или вдоль, перепиливая слабый лед своими краями. Небольшие льдины в этот момент выдавливает наверх или загоняет вниз, поднимает торосами. Окажись мы между этими жерновами… ничего не успеть сделать. Но не стоит об этом думать.
0830, все утро работали в каналах с льдинами. Пробовали разные маршруты движения, шли вперед и возвращались.
0900, завтрак.
1000, пережидаем сжатие.
1310, идем дальше. Стремимся к «Большим озерам», как мы их называем.
1500, меняем тактику – катамаран чаще таскаем по льду.
1733, итак, мы подошли к точке, с которой начали сегодняшнюю эпопею. Прошли в нужном направлении метров триста. Кружили пару километров. Вывод дня – не искать обходных маршрутов. Ждать, когда откроется твое направление, и идти по нему.
2010. Чай, водка и соленый голец из Усть-Кары.
2100, спать. Кто скажет, через сколько придет вода и льды разойдутся? Никто не знает. Через час или два – неизвестно. Как бы все это ни закончилось – внезапное сжатие сомнет «Матеру», или «Товарищ» пропорет льдина, или мы не сможем уложиться в разумные сроки пребывания здесь и запросим эвакуацию – это уже свершилось. Мы больны Арктикой.
2330, разлив. Объявляем рабочее утро.
25 июля
0100, идем вперёд. Воды больше. Разбираем завалы и топаем на Север-восток.
0150, встали в ожидании попутных разливов. Чифан нашёл табак в забытом кармане куртки «Graff». Федя одолжил листок из записной книжки. Холодно. Снова вода покрыта корочкой льда.
0343, подъём.
0510, прошли по разводью метров 300. Ждем следующего шага.
0830, заходим в освободившийся проход.
1000, отработали 200 метров.
1100, новая штука – ветер согнал все льдинки в массивы, которые нет смысла разгребать даже во время разливов. Это минус. Но есть и плюс. С наветра под прикрытием больших льдин остаются участки свободной воды. Одним таким участком мы успели воспользоваться.
1400, гарминовский трек рисует наш путь в Байдарацкой Губе как эллипсоидную спираль. Длинная ось в направлении север-юг, короткая – запад-восток. Так крутят нас приливно-отливные течения. В этом кружении наши крохотные шажки на северо-восток почти не видны, только если хорошенько увеличить картинку.
Сегодня западный ветер двинул весь массив льда и нарисовал стремительную прямую на восток. Кроме того, он меняет жизнь внутри нашего ледового мира.
1700, ветер сильно осложнил жизнь, он собирает массивы льда, от которых всё сложнее укрыться, и гонит их плотной массой.
1830, за сегодня два человека промочили ноги, и один искупался два раза. Вчера я промочил сапоги два раза, ботинки один раз.
Новая перемена правил. Только мы освоили движение во льду во время перемены направления приливных течений, как подул ветер. Теперь переставляем суда каждый час, чтобы не быть запертыми и раздавленными льдинами, которые гонит ветер.
2220, нашёл таблетки «панангин» и выдаю участникам для бодрости.
Заметил, что раньше любил брать самый большой отпорный крюк, который Илья нашёл вместо утерянного в Чешском заливе. Теперь предпочитаю маленький. То же с брёвнами. Для Ямальского волока мы везем шесть четырёхметровых брёвен. Сейчас мы используем их для работы с застрявшими друг под другом льдинами. В ходу два – целое и сломанное, покороче на полметра. Я теперь их различаю. И думаю, так все.
2130, Чифан придумал пожарить для бодрости блины.
26 июля
0720, ночью толкали карбас, уворачиваясь от наступающих льдин. Наша акватория сузилась до озерка диаметром 50 метров.
Завтракаем манной кашей.
0830-1010, прошли 1 км по открывшемуся коридору, расчищая заторы.
1130, холодные ливни. Стоим у узости, из которой не смогли извлечь бродячие льдины. Ждём следующей разводки мостов, удерживаясь от искушения искать обходные пути. Пока считаем это правильной тактикой.
2050, в запарке движения вперёд забыли про регулярные сжатия, которые нужно пережидать и отдыхать. Бились, бились и так и не пробились дальше заветного знака. Удачный и тяжёлый день.
Ливни сменяют холодные порывы северного ветра. Говорят, сухогруз «Лида» проходил мимо нас в 15 милях.
Из переписки в чате проекта:
Александр Горожанцев:
Не пускает Ямал поморов… Щас знакомому ханту позвоню…
Александра Гранкова:
Мб в мчс лучше?
Алексей Перевалов:
У них там четыре устройства с кнопкой с надписью SOS и связью со спутниками иридиум. На месте виднее.
Полина Шкаруба:
Пограничники и МЧС мне каждый день звонят. Вроде как готовы прилететь на помощь.
Женя звонил, всё хорошо, только похолодало и все устали.
И карбас трещит.
Александра Гранкова:
И что? Вы не даете добро на их помощь?
Полина Шкаруба:
Капитан такого указания не давал.
Думаю, это будет значит — бросить суда и эвакуироваться вертолётом. Пока вопрос так не стоит.
Александра Гранкова:
Это сухогруз «Лида», идет в Красноярск, тоже кружит, но судя по всему по своей воле, ДО льдов, в отличие от наших.
Полина Шкаруба:
Координаты близкие.
Александр Горожанцев:
Команде «Лиды», которая увидит карбас во льдах, понадобится психологическая помощь…
Александра Гранкова:
Игорь сегодня тоже молчит. Какая у вас договоренность с Женей насчет вызова помощи?
Полина Шкаруба:
Даст знать, если понадобится.
Александра Гранкова:
Можно связаться с «Лидой» по радио, у меня есть знакомый радист, который много лет проработал на судах как раз на Севморпути.
Радист сказал, что связь по радио в Арктике очень слабо работает. Все связываются по спутниковому телефону типа иридиум или инмарсат, но нужно знать номер.
Насчет того, что их не заметят, он тоже немного успокоил, что на судне есть «вперед смотрящий» и вообще они должны быть в курсе того, что наши там болтаются.
Полина Шкаруба:
На сообщение о сухогрузе «Лидия» с карбаса наконец вышли на связь: «Терпит бедствие? Помочь?»
2235, туман.
2323, покачивает.
27 июля
0227, нет дождя и ночью не будет. Поверил этой идее и лёг в спальнике. Последние дни шли дожди, и приходилось спать в комбинизоне и рокане. Надоело. Теперь прекрасно. Температура около нуля, флисовый комбез, верблюжий свитер и спальник. Но без движения все-таки подмерз. Подбил вахтенных (Слава и Чифан) приготовить кашу. Всё равно им делать нечего. Досыпаю под запах жареного чеснока.
0330, вчера не стали поднимать руль, когда нас приперло льдами, и чуть не поплатились им. Лёд пошёл и уперся в перо. Удивляюсь и горжусь крепостью работы Верфи Товарищества. Ничего не сломалось, только чуть погнуло поворотные петли. Кокора, из которой сделан руль, оказалась крепче.
На запах готовящейся еды встала вся команда экспедиции. Вода начала прибывать. Море делает вдох.
0410, завтракаем. Вокруг визуализируются образы зверей, людей, богов и многое другое из льда – как Океан «Соляриса» визуализировал мысли астронавтов. Лёд тает и создает скульптуры по нашим мыслям. Сегодня много «Белых медведей», есть «Рука», показывающая на восток на выход, Макс видит «Машину,» Слава «Буратино,» у меня все «Крокодилах»…
0520, с прибывающей водой начинаем двигаться на восток. Рекомендованный курс 85’, идём вдоль разливов, напоминающих большие реки, разбираем завалы.
0820, встали около фигуры «Пирамида». Готовим еду.
1310, надеюсь, сегодня выйдем. Пошли длинные разводья.
1350, очень грустно расставаться со Страной Льда.
1740, шарахаемся в поисках моря. Сложно держать курс и выбирать ориентир. В основном, это плавания по акваториям, полным воды и островов. Но бывают и завалы на горных реках. Матросы еле стоят на ногах от усталости.
2140, Слава упал в воду. Это проблема, потому что сухой одежды уже почти нет. Сушить не получается.
2205, это был день несбывшихся надежд. Мы были почти уверены, что выйдем из льда сегодня, но выход оказался очень тяжелым. В воде много мелкого льда. Нужно без конца разбирать его, маневрировать в нём. Очень сложно держать курс. Ложимся спать.
28 июля
0025, выходим. Лёд выглядит легче.
Ветром мелкие куски прибило к границам полей, стало легче маневрировать и находить дорогу в нужном нам направлении. Кроме того, в последние дни благодаря погоде усилилось таяние льда.
Все нас провожали: и тюлень, в гостях у которого мы были, и бесконечные скульптурные фантазии. Мы влюбились в ледовую навигацию, ледовые поля, эту тяжелую холодную воду и бесконечный день.
1150, идем в сторону Ямала, в устье Мордыяхи. Из-за опоздания этот участок будем буксироваться.
День мог закончиться пасторално-благостно – на берегу Ямальского полуострова, в палатках и с баней. Но вместо этого за 7 километров до Ямальского берега льды, с которыми мы уже попрощались, появились снова – в той же форме огромных массивов, больших льдин и маленьких обломков.
Нам снова пришлось взяться за шесты и пробиваться вперёд через заторы. Потом, когда мы пробились к берегу в длинную полынью, навстречу подул крепкий ветер с завыванием в вантах от норд-оста.
Потом мы пришли к устью Мордыяхи, и там было очень мелко. Одним словом, не ждали. И после долгих поисков пути мы встали на якорь напротив мыса Парнесаля и легли спать.
Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Андрей Ягубский, Егор Шкаруба, Вячеслав Мизин
Редактура: Катя Суворова
#МангазейскийМорскойХод #МатераДневник
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ
#ПоморскаяШхуна
Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.