Артём Кривополенов – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Артём Кривополенов, участник 2 этапа экспедиции «Мангазейский морской ход».

О лодке, с которой сживаешься, ледяных полях, которые будут сниться, о границе между жизнью и смертью и экзистенциальном путешествии, из которого возвращаешься другим – в интервью @bolshe_bukv Кате Суворовой.

Артём Кривополенов, 42 года. Инженер-разработчик программного обеспечения, яхтенный капитан, г. Брно (Чехия). Родной город – Архангельск. Участник второго этапа экспедиции (Мезень – Печера через Канинский (Чешский) волок, 27 июня – 8 июля 2024 года).

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Мой морской опыт – это примерно 5-6 лет. Я учился [управлению лодкой] у Жени, ходил вместе с ним, а потом уже самостоятельно. Это все в рамках хобби. Конечно, походы на яхте дают опыт, но такой… рафинированный, скажем так. Я был в Средиземном море, плюс немножко Атлантического океана и немножко Северного моря.

Фото: Даниил Шкаруба

И вот, в этом году – рывок за флажки в виде Белого, Баренцева и Печерского моря.

Впечатления замечательные, сложно передать такие вещи словами. Такого не купишь за деньги в какой-то организованной туристической поездке. Это нужно прожить, а в чем-то и прострадать.

Это совсем не похоже на мой предыдущий опыт. Открытая лодка максимально близка к природе, к стихии и ее элементам: воде, дождю, ветру, солнцу.  Ты сживаешься с ней гораздо теснее, чем с круизной яхтой.

Фото: Даниил Шкаруба

Опять же, вынужденное следование природным явлениям типа приливов, течений, ветра и погоды в экспедиции было гораздо более выраженным, чем где-либо еще. Ты не можешь включить двигатель, когда тебе что-то не нравится. Ты должен читать лоции, спрашивать совета у людей, которые живут на этих берегах: на реке или на море – потому что лоции не имеют такой детализации и приближенности к тому, что на самом деле происходит на том или ином участке маршрута.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Сложнее всего было с самим собой. Это тоже испытание: вокруг очень много неизвестного, поначалу ты относишься ко всему слишком серьезно, пытаешься контролировать какие-то вещи. Другие участники похода иногда ведут себя не так, как ты ожидаешь, это создает маленькие внутренние конфликты, которые немного расшатывают тебя.

Над тобой довлеет расписание, ограничение по времени, отлив, прилив… Раньше я с этим не сталкивался. На своей лодке мы всегда можем немного оттянуть какой-то неудобный переход – а здесь ты должен идти, и тебе просто некуда деваться.

Поэтому в первые дни было труднее всего договориться с самим собой, как-то настроиться. К середине пути получилось достичь просветления, принять происходящее и начать мыслить в других категориях.

САМОЕ КЛАССНОЕ

Это перемена окружения, природы. Когда из моря ты попадаешь, например, в протоки Канинского волока и идешь на лодке посреди тундры, потом попадаешь в озера, а потом в туман или льды. Или какие-то ночные переходы – все это оставляет неизгладимые впечатления. Такое сложно даже представить, и вот, ты сам участвуешь в этом, управляешь лодкой. Этот калейдоскоп, постоянная смена природы, смена вещей вокруг – она такая, что ты просто смотришь вокруг с  открытым ртом.

Фото: Даниил Шкаруба

Канинский волок – это космическое место: с его травой, с тундрой и с узкими протоками. Еще я впервые в жизни увидел ледяные поля с борта лодки. Наверное, это все будет мне сниться еще не раз.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

А на другом конце спектра, из самого противного – няша. Но и это – часть преодоления. Сначала думаешь: «Блин, зачем нам в нее ползти…» – но потом все равно ползешь и как-то с ней примиряешься.

ЭКСПЕДИЦИЯ В ДЕСЯТИ СЛОВАХ

Если бы нужно было назвать десять вещей, которые характеризуют экспедицию, я бы выбрал вот эти: Север, летнее солнце (которое ты видишь все время), тундра и парус в ней, няша, команда, природа, приливы, преодоление и перерождение.

Во время таких походов ты открываешь новое в самом себе. В один из вечеров мы даже обсуждали это: море находится на границе жизни и смерти, и, проходя через эту границу, ты становишься немного другим.

Море меняет человека. Так что это не просто путь из точки А в точку Б, а экзистенциальное путешествие из одного состояния в другое.

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Даниил Шкаруба, Максим Тумановский, Евгений Шкаруба

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 20 =

Прокрутить вверх